Особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД в Украине
Основным инструментом тарифного регулирования является таможенный тариф.
Принимая в 1993 году Единый таможенный тариф, Украина не только отходила от ставок таможенной пошлины, использовавшейся в СССР, но и пыталась учитывать реальное состояние экономики того времени, а именно гиперинфляцию, снижение производства и т.п. В связи с этим были утверждены ставки ввозной пошлины по большей части сравнительно низкие.
меры по установлению низких ставок пошлины в 1993–1995 годах осуществлялись в направлении расширения сотрудничества с ГАТТ/ВТО, были достаточно-таки активными и оценивались к тому времени иностранными СМИ как политический успех украинской экономической дипломатии, т.е. Украина стремилась присоединиться к ГАТТ, но при этом неадекватно оценивала свои возможности, в результате чего такая таможенная политика привела к существенному спаду производства в стране как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, потому что украинская продукция была неконкурентоспособной не только по качеству, но и по ценовым показателям.
Такой режим импорта продержался недолго, и уже в мае 1994 года правительство получило право вносить изменения в ставки импортной пошлины.
В августе 1998 года Постановлением №1213 Правительство взяло на себя обязательство, согласно с которым с 1999 года намечалось вносить изменения в перечень ставок пошлины 1 раз в 6 месяцев, а с 01.01.2000 года – один раз в год.
К 1995 году в Украине использовались только адвалорные ставки ввозной пошлины, потом серией законов впервые были введены специфические и комбинированные ставки ввозной пошлины на подакцизные товары. Это в некоторой степени давало возможность ограничить злоупотребления предпринимателей во время начисления таможенных платежей путем искусственного занижения таможенной стоимости импортных товаров.
В 1997 году комбинируемые ставки были введены также и на сельскохозяйственную продукцию. В этом самом году была значительно повышена ввозная пошлина на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности (на отдельные виды товаров они выросли почти до 100 и более процентов от их таможенной стоимости), что имело достаточно высокое влияние на сокращение отдельных видов товаров сельскохозяйственного производства.
Повышение пошлины на продукцию определенных отраслей (текстильную, обувь, мебель, изделия из черных металлов) позволило защитить отечественного производителя от ввоза импортной продукции.
Повышение уровня ставок пошлины в 1994-1998 годах было объективной необходимостью для государства в плане защиты внутреннего производителя, который на сегодняшний день не может конкурировать с высококачественной и относительно недорогой импортной продукцией.
5 апреля 2001 г. Верховная Рада приняла Закон Украины №2371-111 «О таможенном тарифе Украины» о введении с 1 июля 2001 г. в действие нового Таможенного тарифа Украины.
В целом на сегодня наблюдается тенденция к постепенному снижению среднеарифметическойставки ввозной пошлины, и в частности по состоянию на 2003 год эта цифра составляла меньше чем 10% (1993–15 %). В 2003 году количество товаров, на которые установлены ставки пошлины в размере 20% и более, составляли около 20% от общего количества товарных субпозиций. Товарных субпозиций, на которые установленная ставка пошлины 0 %, в тарифе насчитывается около 16%.
Основу ставок ввозной пошлины составляют адвалорные ставки.
Специфические и комбинируемые в основном установленные на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, ликероводочные и табачные изделия, продукцию легкой промышленности, видеотехнику, автомобили и на другие виды в своем 6ольшинстве высоколиквидных товаров, которые являются традиционными объектами занижения таможенной стоимости.
В целом, как показывает отечественный опыт, использование тарифных методов регулирования экспорта и импорта товаров имеет определенные ограничения, потому что их эффективность нередко зависит от соотношения спроса и предложения на товары, конкуренции между поставщиками, конъюнктуры рынка и тому подобное.