Влияние внешней торговли на ВВП
Основными методами внешнеэкономической политики государства являются протекционизм и политика свободной торговли.
Протекционизм — это государственная политика защиты внутреннего рынка от зарубежных конкурентов путем использования специальных мер по снижению конкурентоспособности иностранных товаров. Однако здесь нужны определенные ограничения с тем, чтобы не допустить монополизма в отечественной экономике.
Политика свободной торговли предполагает ликвидацию каких-либо препятствий по доступу в страны иностранных товаров.
Государственные пошлинно-тарифные системы регулируют доступ зарубежных товаров на внутренний рынок и экспортно-импортные операции в целом.
Пошлины бывают фискальными или протекционистскими. Первые должны обеспечивать поступления в госбюджет, то есть имеют чисто налоговую цель. Протекционистские пошлины направлены на защиты национального производства от иностранной конкуренции.
Классическим инструментом внешнеторговой деятельности является пошлинный тариф — систематизированный перечень товаров с указанием пошлин, какими они облагаются.
Распространены двухуровневые тарифы с установлением максимальных и минимальных ставок.
Основными формами количественных ограничений являются квотирование и лицензирование.
Первое означает разрешение на ввоз иностранных товаров только определенного количества на определенное время.
При лицензировании экспортер (импортер) должен получить от государственного органа специальное разрешение — лицензию на ввоз или вывоз товаров.
В современных условиях в международной торговле количественные ограничения сведены к минимуму. Но существуют так называемые и "добровольные" ограничения экспорта.
Среди нетарифных мер — усложнение пошлинных процедур, экологический контроль, повышение требований к качеству товаров и др.
Широко применяются меры по повышению цены импортных товаров: импортные налоги, импортные депозиты, приграничные, административные и другие сборы с импорта.
Для поддержания экспорта практикуется его прямое и непрямое субсидирование, предоставление государственных экспортных предметов.
Важным объектом государственного регулирования является также платежный баланс, размеры поступлений, платежи и др. В случае увеличения дефицита торгового баланса государство, стимулируя экспорт и ограничивая импорт, содействует сокращению товарного дефицита.
Аргументы в пользу свободной торговли известны давно. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых, относительно ниже издержек других стран, обмениваться товарами, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать, таким образом, мир может в полной степени использовать преимущество географической и человеческой специализации. То есть мир, и каждая отдельная страна может получить больший реальный доход от использования объема ресурсов, которыми они располагают. А протекционизм — барьеры на пути свободной торговли — уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации.
Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса повышая качество продукции и используя новые методы производства.
Несмотря на убедительность аргументов в пользу свободной торговли, на пути ее стоит много барьеров. К ним относятся пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры и добровольные экспортные ограничения.
1. Импортные квоты. С их помощью устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.
2. Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Это особенно относится к Японии.
3. Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары, они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Например, для США — это олово, кофе и бананы. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Они ставят иностранного производителя в невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке.
4. Добровольные экспортные ограничения. Иностранные фирмы "добровольно" ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Так, Япония под угрозой введения США более высоких тарифов или низких импортных квот согласилась на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в США. Протекционизм увеличивая прибыли и тем самым повышая средства для модернизации, в то же время снимает остроту вопроса о необходимости изменений.
5. Считается также, что тарифы необходимы для защиты национальных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы заинтересованы поступать так. Во-первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления американских конкурентов захвата монопольного положения, а затем последующего повышения цен. Во-вторых, демпинг может явиться сложной формой ценовой дискриминации — назначения цен разным клиентам. На практике, если демпинг имеет место, а это еще надо доказать (!), федеральное правительство вводит "антидемпинговые пошлины" на соответствующие товары.
Каковы аргументы протекционистов для оправдания торговых барьеров? Во-первых, защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, необходимые для обороны или ведения войны. Во-вторых, введение пошлин спасает национальные рабочие места. Вспомните макроанализ. Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов (С), капиталовложений (I), государственных расходов (G), чистого экспорта (Xn). Чистый экспорт равен разности между экспортом (Х) и импортом (М). Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта (М) окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку влечет за собой резкий рост доходов и занятости.
Известен и другой аргумент для оправдания пошлин: это необходимость диверсификации ради стабильности. Отправным моментом здесь является то, что доходы высокоспециализированных экономик, например, Кувейта от продажи нефти или Кубы от продажи сахара, сильно зависят от международных рынков. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и квотами необходима в этих странах для стимулирования промышленной диверсификации, т.е. развития других отраслей и статей экспорта, чтобы уменьшить зависимость от конъюнктуры на мировых рынках одного или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику от влияния международных политических событий, спадов производства, от случайных колебаний спроса на один или два конкретных товара, обеспечив тем самым большую внутреннюю стабильность.
Часто считают, что защитные пошлины необходимы для того, чтобы защитить более зрелые отрасли отечественной промышленности от жесткой конкуренции более зрелых и на текущий момент более эффективных иностранных фирм. При наличии зрелой конкуренции со стороны иностранных фирм ни у одной отрасли никогда не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности. В последнее время, неожиданно столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители американской промышленности стали утверждать, что она нуждается в защите для получения "глотка воздуха" с тем, чтобы провести модернизацию и стать более конкурентоспособной.
Какими тенденциями характеризуется мировая торговля в настоящее время.
1. Происходят изменения в структуре мировой торговли. Возрастает значение стран — членов Европейского сообщества.
2. В мировой торговле быстро растет доля Японии (с 3% в 1960 г. до 9% в 1987 г.) и Германии (до 11,6% в 1991 г.). Доля США в торговле уменьшилась (с 16% в 1960 г. до 12% в 1991 г.).
3. За последние три десятилетия в мировой торговле почти не изменилась доля развивающихся стран (21% в 1960 г. до 12% в 1991г.).
4. Возрастает доля продукции новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии.
5. По прогнозам Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировой торговле будет уменьшаться. (Только в течение 1991 г. в странах Восточной Европы экспорт уменьшился на 20%, а импорт — на 25%. В странах СНГ импорт уменьшился на 42%).
6. В структуре мировой торговли уменьшается доля сырья, а возрастает доля готовой продукции. Если до второй мировой войны примерно 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то теперь они составляют менее 1/3. На торговлю готовой продукцией в настоящее время приходится 2/3 мирового экспорта.
7. Увеличивается объем торговли научно-технической продукцией. За последние 20 лет он возрос почти в 10 раз.
Контрольные вопросы.
Охарактеризовать формы торговых барьеров:
а) пошлина на импорт;
б) добровольные экспортные ограничения;
в) импортная квота;
г) лицензия на экспорт и импорт.