Социальная справедливость и условия ее обеспечения.
Содержание социальной справедливости.О том, что национальная экономика, а также существующий социальный и политический строй должны быть справедливыми, утверждается в Конституциях и национальных программах экономического развития всех цивилизованных стран. Заявлять о приверженности курса социальной справедливости – сегодня считается признаком хорошего тона.
Вместе с тем возникает вопрос: что следует считать социально справедливым, например, в экономической системе рыночного типа? Выскажем на этот счет наиболее распространенные аргументы:
1) материальное благополучие каждого члена общества и его социальный статус должны соответствовать его личному вкладу в общественное благополучие (т.е. определяться с учетом труда, капитала и других факторов производства, предоставленных в распоряжение общества);
2) каждому члену общества должен гарантироваться некий приемлемый минимум средств существования, т.е. общество должно на деле демонстрировать полное уважение человеческого достоинства;
3) ни для кого в его развитии не должно существовать тупиковой ситуации. При желании каждый человек всегда имеет возможность изменить (улучшить) сложившийся социальный статус. Всегда есть перспектива совершенствовать личные качества, наращивать человеческий капитал (образование, воспитание, здоровье).
Принцип горизонтальной и вертикальной справедливости. Напомним, принцип горизонтальной справедливости предполагает, что к лицам, находящимся в одинаковом положении, применяются одинаковые нормы, меры и оценки. Принцип вертикальной справедливости означает, что к лицам, находящимся в неравном положении, применяются дифференцированные меры и нормы (например, при наличии разных доходов приходится уплачивать разные суммы налогов).
Факторы восприятия социальной несправедливости. Восприятие условий жизни в качестве социально несправедливых формируется под воздействием различных обстоятельств. Выделим 10 основных позиций:
1. В современных условиях подавляющая масса населения (80-90%) – это лица наемного труда. Поэтому ведущим фактором восприятия социальной несправедливости выступает любая недооценка труда как фактора распределения доходов. При этом чисто классовое восприятие социальной несправедливости ("хозяин сидит в кабинете, ничего не делает, но все загребает") вполне может дополняться и восприятием недооценки личного трудового вклада ("все получают много, а я мало, хотя и вкалываю больше других").
2. Наличие в обществе нечестных доходов (воровство, взятки, вымогательство, спекуляция, рэкет), что ведет к необоснованному обогащению отдельных социальных групп.
3. Чрезмерная имущественная дифференциация и концентрация собственности как результат необоснованной переоценки специфической производительности капитала.
4. Доминирование экономических показателей в ущерб социальным, когда повышение эффективности производства сопровождается сокращением численности работающих, ухудшением условий труда и быта наемных работников.
5. Невыполнение работодателем коллективного договора и других взятых на себя обязательств.
6. Инфляционное обесценение заработной платы, товарный дефицит, рост налогов и уменьшение располагаемых личных доходов в секторе домашних хозяйств, сокращение возможностей к сбережениям, рост цен на коммунальные и другие услуги.
7. Отсутствие равных возможностей в получении базовых социальных услуг (лечение, образование детей и т.д.).
8. Наличие в обществе расовых, национальных, религиозных и других социальных ограничений дискриминационного характера.
9. Отсутствие в стране полноценной системы социальной защиты населения или заметные сбои в ее функционировании.
10. Наличие в повседневной практике при оценке социального результата, поведения человека в обществе и т.п. разных стандартов.
Обеспечение социальной справедливости.Сегодня экономисты и политики единодушны в том, что присутствие социальной несправедливости всегда чревато обострением противоречий и политически опасно. Удушливая атмосфера несправедливости разрушает социальный мир, дестимулирует накопление человеческого капитала, не позволяет в полном объеме мобилизовать эвристические виды энергии, разрушает хрупкое единство труда, собственности и управления, затрудняет развитие социального партнерства.
В таких условиях у экстремистских сил возникает возможность быстро наращивать политический капитал, формировать власть по законам толпы.
Обеспечение социальной справедливости предполагает снятие упомянутых выше противоречий. При этом особо выделим важность:
а) совершенствования действующих схем оплаты труда, обеспечения реальной оценки специфической производительности каждого фактора производства, и в первую очередь снятие любых признаков дискриминации труда, повышение во вновь созданной стоимости удельного веса заработной платы;
б) преодоления отчуждения от управления производством, собственности на средства производства, а также политической сферы;
в) всемерного стимулирования наращивания в секторе домашних хозяйств человеческого капитала, насаждение в обществе культа знаний;
г) полного сохранения воспроизводственной функции семьи как основной ячейки общества (тот, кто имеет больше детей, должен одновременно чувствовать себя богаче);
д) развития подсистемы экономического самоуправления, т.е. системы институтов ассоциативной власти, социального партнерства и производственного соуправления.
Следует специально подчеркнуть, что обеспечение социальной справедливости не означает ликвидации неравенства, где во все времена основными критериями принято считать доход, власть и престиж.
Справедливое распределение дохода. Выделим функциональное и персональное распределение дохода.
Функциональное распределение дохода является традиционным объектом исследования в курсе " Микроэкономика". Поэтому лишь напомним, что на этапе функционального распределения формируются первичные или так называемые пофакторные доходы: зарплата, прибыль, процент, рента и предпринимательский доход (см. рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие функционального и персонального распределения дохода
Чтобы обеспечить справедливость распределения, необходимо в полном объеме учитывать специфическую производительность каждого фактора производства, включая труд, человеческий капитал и предприимчивость, денежный и физический капитал, землю и т.п.
Это, по сути дела – основы теории рыночно-ориентированной справедливости распределения дохода. Вместе с тем современная экономическая наука обращает внимание на ряд важных обстоятельств:
1) нельзя допускать длительной переоценки или недооценки того или иного фактора производства, так как это всегда сопровождается резким ухудшением условий воспроизводства и обострением социальных противоречий. Поэтому важнейшим критерием справедливости распределения дохода выступает создание приемлемых условий воспроизводства для всех факторов производства;
2) при всем уважении капитала (признак бережливости) все же должна исключаться неравномерность его распределения среди членов общества, которая обусловлена не личным трудовым вкладом, а получением крупного наследства, необоснованной концентрацией собственности в условиях рыночной экономики и т.п. Чтобы исключить чрезмерную социальную поляризацию, в современной практике используются такие приемы, как налог на наследство, прогрессивное налогообложение доходов и т.п.;
3) не допускать монополизации права на собственность со стороны той или иной страты (социальной группы). Наоборот, необходимо обеспечивать социализацию собственности, развивать смешанные и комбинированные формы собственности, всемерно поддерживать диффузию капитала.
Поэтому необходимо различать неравенство возможностей и неравенство результатов.
За неравенство возможностей ответственность несет все общество. Поэтому должен выдерживаться курс на обеспечение равенства стартовых возможностей для развития всех членов общества. Но вот за неравенство результатов в рыночных условиях ответственность несет только хозяйствующий субъект – предприятие, домашнее хозяйство и т.п.
Персональное распределение дохода – т.е. распределение дохода между семьями; протекает под воздействием различных факторов, включает фазу перераспределения, испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны государства.
Так, государственная социальная политика обычно способствует более равномерному распределению дохода среди социальных групп населения (высокие ставки налогообложения, социальные трансферты и т.п.).
При формировании персональных доходов обнаруживается интеграция труда и собственности, социализации капитала, что и характерно для западных стран. Например, тот, кто живет от продажи своей рабочей силы, т. е. выступает как наемный работник, одновременно может иметь достаточно приличный доход с собственности, и наоборот.
Пример.Сегодня в развитых странах около 85-90% населения учитываются официальной статистикой как лица наемного труда. При этом около половины из них являются собственниками ценных бумаг. В США 75-80% национального дохода распределяются в виде заработной платы, 10% как предпринимательский доход. Остальные 10-15% приходятся на доход от собственности.
Вместе с тем тенденция увеличения неравенства в распределении доходов может усилиться под воздействием:
а) роста спроса на высококвалифицированную рабочую силу вслед за бурным развитием отдельных отраслей национальной экономики (здравоохранение, информационные технологии, консалтинг и т.д.), что ведет к увеличению выплат по человеческому капиталу;
б) структурных сдвигов в национальной экономике, вытеснения низко квалифицированного труда и повышения удельного веса высокооплачиваемого труда;
в) инвестиций в человеческий капитал, повышения общего уровня образования и профессиональной подготовки национальных кадров.
Там, где господствует уравниловка, там полностью отсутствуют социальные стимулы для экономического прогресса.
С точки зрения обеспечения социальной устойчивости национальной экономики, справедливым распределением признается такое, когда повышение благосостояния осуществляется в меру роста эффективности производства.
Действие экономических и социальных законов развития приводит к тому, что во всех цивилизованных странах выстраивается более или менее схожая схема распределения дохода. В экономической науке такой вывод получил название закона Парето. Согласно данному закону, между кумулятивным уровнем дохода и удельным весом домашних хозяйств, их получающих, существует обратная зависимость. Так, 80% дохода почти всегда, при небольшом отклонении в ту или иную сторону, достается 20% населения. Следовательно, оставшиеся 20% дохода приходятся на 80% населения. Именно поэтому закон Парето часто называется законом 80/20.
Современная концепция перераспределения доходов. Особую лепту в обоснование необходимости перераспределения доходов вносит известная теория убывающей предельной полезности.
В процессе перераспределения доходов богатые люди отказываются от "последних долей", которых у них много. А вот бедные за счет перераспределения дополнительно получают как раз недостающие "первые доли". В итоге получается, что для богатого человека расставание с некоторой явно избыточной частью дохода не столь уж и чувствительный акт. Поэтому из-за такого перераспределения части дохода с одного социального полюса на другой общая полезность совокупного дохода должна возрастать.
Этика перераспределения дохода учитывает и то, что при таком обмене богатые люди также выигрывают, так как в обществе снижаются противоречия и укрепляется социальный мир. У бедных семей появляется возможность готовить квалифицированную рабочую силу. В итоге всем становится лучше: и бедным, и богатым, и всему обществу. В перспективе нужно лишь среди богатых усиливать уверенность в том, что процветающая благотворительность имеет всеобщий характер, переводить ее с государственной на договорную (социальную) основу.
Упомянутая выше идея равных возможностей предполагает, что процесс перераспределения дохода должен начинаться еще до начала процесса создания продукта (за счет диффузии собственности). Иначе чрезмерно активное перераспределение дохода, преследующее максимизацию общей полезности в текущем периоде, неизбежно приведет к снижению массы дохода и общей полезности в последующем. Это связано с тем, что перераспределение дохода снижает заинтересованность к интенсивной деятельности у тех слоев общества, которым приходится отдавать часть своего дохода, и не повышает ее у тех, кому оказывается поддержка.
По некоторым расчетам, утечка через такое "дырявое ведро" составляет около 70% от перераспределяемой части дохода. Чем больше подрываются стимулы к деловой активности и чем выше административные расходы, связанные с осуществлением социальных программ, тем более дырявым выглядит такой механизм перераспределения.
В заключение отметим, что критерии социально справедливого распределения неотделимы от характера национальной экономической системы. Но концептуально они должны соответствовать интересам обеспечения устойчивого экономического развития в долговременной перспективе. Несправедливое и неравномерное распределение дохода снижает потенциал совокупного спроса.
3.