Б-4 Предмет адм. Права. Метод и средства адм.-правового регулирования
Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.
В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:
1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Выделяют следующие методы административного права:
1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;
5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:
регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.
Предмет административного права.
Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а
также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности
общества.
Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:
По субъектному признаку:
· между соподчиненными субъектами государственного управления
(вертикальные отношения);
· между субъектами исполнительной власти, не находящимися в
состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);
· между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами
местного самоуправления;
· между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
· между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;
· между субъектами исполнительной власти и гражданами;
· между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-территориального устройства:
· между центральными органами федеральной исполнительной власти и
исполнительными органами субъектов федерации;
· между органами исполнительной власти субъектов федерации;
· между органами исполнительной власти субъектов федерации и
исполнительными органами местного самоуправления.
В зависимости от направления действия:
· внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий
органов исполнительной власти вовне;
· внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные
отношения.
5. Метод административного права.
Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих
и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Характеристика административно-правового метода:
1. представляет собой определенное соотношение средства предписания,
запрета и дозволения;
2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
3. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из
участников регулируемого отношения;
4. не исключает использования диспозитивных средств;
5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих
отношений.
Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на
субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных
действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.
Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение
обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от
определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного
принуждения.
Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам
управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый
вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами
административного права.