Основные методы и инструменты регулирования инфляции
До настоящего времени не найдено радикального способа борьбы ни с инфляцией, ни с ее негативными последствиями.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики.
1. Прямое регулирование: политика регулирования цен и доходов с увязыванием в единую систему заработков наемных рабочих и роста цен.
2. Косвенное регулирование (монетарно-фискальная): политика сдерживания бюджетного дефицита, кредитной экспансии, денежной эмиссии на основе монетарных концепций.
Здесь следует заметить, что антиинфляционная борьба – проблема новейшего времени, с момента становления бумажно-денежно-го обращения. Во времена полноценных денег регулирование было автоматическим. Например, при сезонном сокращении товарной массы излишние для оборота монеты изымались из обращения и накапливались. При расширении же товарной массы они, наоборот, выбрасывались на рынок, чем поддерживалось постоянное равновесие товарной и денежной масс. Появление бумажного и безналичного оборота обрушило эту систему и потребовало хотя бы каких-то гарантий государственной ценности эмитируемых им квазиденег.
Прежде чем рассматривать меры антиинфляционной борьбы, надо обратить внимание на три важных момента.
Во-первых, антиинфляционное регулирование не может уничтожить инфляцию, поскольку она имманентно присуща рыночной экономике в связи с цикличностью, неравномерностью ее развития.
Во-вторых, бороться с инфляцией можно только в том случае, если она существует в открытой форме, подавленная, скрытая в обороте теневого рынка инфляция неизмерима, явно не видна, и потому неизлечима.
В-третьих, инфляция порождается как монетарными (ростом денежной массы или скоростью оборота денег), так и немонетарными (монополизм, рост издержек, структурные перекосы, инфляционные ожидания и т. д.) факторами, но «лечить» ее в любом случае без снижения темпов предложения денег невозможно – это условие не единственное, но неизбежное.
В идеале же уничтожить инфляцию можно, если создать идеальный (т. е. реально невозможный) рыночный механизм, для которого будут характерны:
• только полноценные деньги;
• перманентно сбалансированный бюджет;
• идеально равновесная структура производства;
• отсутствие монополий, даже государственных;
• отсутствие краткосрочного экономического регулирования процентных ставок, курсов государственных ценных бумаг, инвестиций, производства и т. д.;
• полное погашение всех инфляционных импульсов со стороны мирового рынка, в частности пресечение неуправляемых перемещений спекулятивных капиталов;
• выведение истинно буржуазной породы людей – без инфляционных ожиданий в сознании[22].
Итак, обратимся к прямым методам регулирования, или политике доходов. Здесь выделяют два направления.
1. Установление ориентиров для роста зарплаты и цен («адаптационная политика»).
2. Прямой контроль над зарплатой и ценами.
Ориентиры – это набор правительственных правил для добровольного их соблюдения. Изменение зарплаты «привязывают» к усредненным темпам роста производительности труда во всем народном хозяйстве, цены же возрастают в той пропорции, чтобы компенсировать изменение затрат на зарплату. То есть зарплата регулируется непосредственно, а прибыль – косвенно, через цены. Наиболее известный вариант такой политики – «социальный контракт» в виде добровольного соглашения между правительством, профсоюзом и предпринимателями. Основной целью всегда считалось в этом варианте гашение инфляционных ожиданий.
Начав проводить такую политику в развитых капиталистических странах в 60-е годы XX века, к 70-ым годам от нее практически везде отказались, так как:
– добровольно принятые на себя обязательства всеми сторонами соблюдались с весьма большими отклонениями (в свою пользу);
– контроль зарплаты получался значительно более жестким, чем контроль цен;
– развился теневой рынок тех товаров, цены на которые повышать выгодно. Как вариант – снижение качества таких товаров для их неявного (только для фирм) удешевления;
– администрированный контроль над ценами создал определенные трудности свободному переливу ресурсов и капиталов, как следствие, появились воспроизводственные и спросовые диспропорции (последние привели к развитию теневых рынков).
Второй тип экономической политики – косвенное регулирование, или иначе – «дефляционные» мероприятия поддержании экономики в равновесии.
Эти методы монетарно-фискального характера первоначально были изобретены для антициклического регулирования (метод точной настройки конъюнктуры):
1. Регулирование денежной массы (для предотвращения инфля-ции спроса) с различными показателями для каждого из денежных аг-регатов.
2. Регулирование скорости денежного оборота через следующие мероприятия:
– изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков;
– изменение статьи рефинансирования;
– операции на открытом рынке;
– применение валютного коридора и ревальвации замедления, скорости оборота;
– манипулирование объемом и структурой государственных расходов, где наиболее эффективны четыре вида регулирования, а именно:
• регулирование государственных закупок и инвестиций,
• регулирование объемов и уровней государственных льгот для бизнеса,
• изменение ставок прямых и косвенных налогов,
• регулирование правил и норм амортизационных отчислений;
– ограничение бюджетного дефицита через сокращение государственных расходов и/или увеличение налогов для воздействия на избыточный совокупный спрос;
– ограничение и регулирование монополий (в том числе так называемых естественных);
– регулирование таможенных пошлин и тарифов:
• для защиты национального производителя,
• для поощрения ввоза/вывоза тех или иных товаров и услуг, если это способствует общему повышению эффективности национального производства.
Во временном аспекте присутствуют две альтернативы антиинфляционной политики: градуирование и шоковая терапия. Коротко первый метод можно описать как мероприятия нерадикального, сдерживающего, постепенного реформирования. Шоковая терапия – это радикальные меры: полная (или почти полная) либерализация цен и/или конфискационная денежная реформа. Однако в России «шоковая терапия» быстрых и радикальных результатов не дала, так как инфляция в Российской Федерации являлась не столько монетарным, сколько институциональным феноменом, поэтому процесс выздоровления затянулся (и он еще не окончен) на столь долгий срок.