Информационная (информационно-методическая) часть

Пояснительная записка

«Маркетинг в торговле» - дисциплина, раскрывающая сущность маркетинга и его основных понятий; формирующая навыки в области изучения факторов маркетинговой среды и их классификации, а так же -состава и содержания комплекса маркетинга, методов и инструментов маркетинговых исследований, организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии.

Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов системы знаний о маркетинге как науке, философии бизнеса, виде деятельности, универсальном способе управления субъектами рыночной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

приобрести теоретические знания о маркетинге;

освоить прикладные знания в области развития форм и методов маркетингового экономического управления субъектами рыночной деятельности;

сформировать навыки творческой реализации теоретических и прикладных знаний в практической деятельности на предприятии.

осветить особенности и перспективы развития маркетинга в Республике Беларусь.

Предметом дисциплины является процесс управления хозяйственной деятельностью с учетом маркетинговых возможностей посредством исследования потребителей и формирования коммуникаций с целевым рынком.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать сущность, основные понятия и категории маркетинга; эволюцию концепций маркетинга; принципы, функции, инструментарий маркетинга; значение маркетинга для экономики организации.

Дисциплина «основы маркетинга» базируется на знании основ философии, психологии и социологии управления, экономической теории и компьютерной техники.


  Содержание учебного материала ( разделы, темы, вопросы )
№ п/п Наименование тем Содержание Объем в часа
Значение маркетинга для торгового предприятия как субъекта рыночной экономики. 1. Предмет и задачи курса. 2. Маркетинг как философия бизнеса: основные понятия маркетинга: товар, рынок, потребность, нужда, запрос, обмен. Маркетинг как вид человеческой деятельности. 3. Отличие концепции маркетинга от других методов производственно-сбытовой деятельности. 4. Основные задачи маркетинга в деятельности торгового предприятия. Маркетинг в условиях формирующегося рынка РБ.
Роль комплексного анализа рынка в деятельности торгового предприятия. 1. Рынок как маркетинговое явление. Сущность маркетинговых исследований. 2. Факторы макросреды. 3. Система бухгалтерского учета как источник вторичной маркетинговой информации. Способы сбора первичной информации. 4. Направления маркетинговых исследований. Определение емкости рынка. Исследование конъюнктуры рынка.
Работа с целевым потребительским рынком. 1. Сущность покупательского поведения. Мотивы покупательского поведения. Факторы, влияющие на покупательское поведение. 2. Понятие и сущность целевого маркетинга. Классификация потребителей. модель покупательского поведения. 3. Выбор целевых сегментов рынка. 4. Позиционирование предприятия и товара на рынке торговых услуг. Обоснование комплекса маркетинга.
Распределение товаров как элемент комплекса маркетинга. 1.Структура системы распределения: прямые и косвенные каналы. 2. Роль оптовых и розничных продавцов, формы организации работ. 3. Природа и значение розничной торговли. Виды торговых розничных предприятий. Маркетинговые решения розничных торговцев. 4. Содержание и значение оптовой торговли. Маркетинговые решения оптовых продавцов.
Организация эффективного товародвижения. 2. Процесс выбора канала. 3. Формы работы с посредниками: мотивация участников, оценка деятельности. 4. Управление системой обработки заказов- заявок. Складирование. Поддержание товарно- материальных запасов. 5.Товародвижение: логистика и физическое

    распределение товара. Выбор вида транспорта.  
Роль жизненного цикла товара в товарной политике предприятия торговли. 1. Жизненный цикл товара. Классификация товаров. Понятие товара-новинки. 2. Ассортиментная политика: решения относительно товарной номенклатуры. Сущность ABC - анализа. 3. Рыночная атрибутика товара: упаковка, марка, маркировка. 4. Сервисное обслуживание товара. 5. Привлечение принципов маркетинга в целях формирования эффективной коммерческой деятельности.
Цена в комплексе маркетинга как инструмент мерчандайзинга. 1. Факторы, влияющие на формирование цены. 2.Модель установления возможной цены. 3. Методы установления цены на основе затрат. 4.Установление цены в рамках широкого товарного ассортимента. 5. Управление ценами. Политика скидок.
Продвижение товаров:стратегия коммуникации и стимулирования. 1. Сущность продвижения товара, составляющие коммуникационной системы. 2. Маркетинговая модель коммуникаций. 3. Достоинства и недостатки средств коммуникаций. 4.Этапы разработки эффективной коммуникации. 5.Система ФОССТИС. 6.Формирование графика информационного сопровождения. Расчет бюджета на продвижение.
Коммуникационная политика. Рекламная деятельность. Связи с общественностью. Мероприятия стимулирования сбыта. 1 .Роль инструментов коммуникационной политики на различных этапах жизненного цикла товара. 2. Оценка рекламной программы. 3. Направления пропаганды: ПР, лоббирование, связи с редакторскими отделами. 4. Виды мероприятий стимулирования сбыта. 5. Привлечение банковских услуг как составляющих мероприятий стимулирования сбыта. 6. Достоинства и недостатки рекламы, пропаганды как средств коммуникаций.
Личная продажа. Современные подходы к управлению сбытом. 1.Выбор организационной структуры службы сбыта. 2. Методы привлечения и отбора торговых агентов. Профессиональная подготовка к коммерческой деятельности. 3. Этапы личной продажи. 4. Современные технологии продаж. 5. Сущность сетевого маркетинга. 6. Оценка эффективности работы торгового персонала.

Распределение товаров как элемент комплекса маркетинга. 1 .Прямые и косвенные каналы распределения. 2. Роль оптовых и розничных продавцов. 3. Формы организации работ в каналах интенсивного, селективного, эксклюзивного сбыта. 4.Виды торговых розничных и оптовых предприятий.     Тесты. Табличн ые и графине ские формы. [10] [25] [34] [41] Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива­ние рефера­тов, анализ ситуаций
Организация эффективного товародвижения. 1. Процесс выбора канала. 2. Мотивация участников процесса товародвижения, оценка деятельности. 3. Управление системой обработки заказов-заявок.. 4.Товародвижение: логистика и физическое распределение товара.     Тесты. Табличн ые и графиче ские формы. [2] [16] [24] [28] [32] Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива­ние рефера­тов, анализ ситуаций
Роль жизненного цикла товара в товарной политике предприятия торговли. 1 .Основные этапы создания товара. Жизненный цикл товара. 2. Ассортиментная политика. З.Марка, упаковка и маркировка товара. 4. Сервисное обслуживание товара.     Тесты. Табличн ые и графиче ские формы. [2] [16] [27] [33] [35] Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива­ние рефера­тов, анализ ситуаций
Цена в комплексе маркетинга как инструмент мерчандайзинга. 1. Факторы, влияющие на формирование цены. 2.Модель установления возможной цены. 3. Методы установления цены на основе затрат. 4. Управление ценами. Политика скидок.     Тесты. Табличн ые и графиче ские формы. [1] [3] [16] [30] [31] Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива­ние рефера­тов, анализ ситуаций
Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования. 1. Составляющие коммуникационной системы. 2. Маркетинговая модель коммуникаций.     Тесты. Табличн ые и графиче   Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива-

  3.Достоинства и недостатки средств коммуникаций. 4.Система ФОССТИС. 5.Бюджет программы продвижения.         ские формы.   ние рефера­тов, анализ ситуаций
Коммуникационная политика. Рекламная деятельность. Связи с общественностью. 1.Роль инструментов коммуникационной политики на различных этапах жизненного цикла товара. 2. Связи с общественностью. 3. Лоббирование. 4. Связи с редакторскими отделами. 5. Виды мероприятий стимулирования сбыта.     Тесты. Табличн ые и графиче ские формы.   Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива­ние рефера­тов, анализ ситуаций
Личная продажа. Современные подходы к управлению сбытом. 1 .Выбор организационной структуры службы сбыта. 2. Система привлечения и отбора торговых агентов. 3. Профессиональная подготовка к коммерческой деятельности. 4. Этапы личной продажи. 5. Сущность сетевого маркетинга. 6. Оценка эффективности работы торгового персонала.     Тесты. Табличн ые и графиче ские формы.   Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива­ние рефера­тов, анализ ситуаций
Управление маркетингом в сфере коммерческих услуг. 1 .План маркетинга и его содержание. 2. Этапы стратегического планирования. 3.Принципы социально-ответственного маркетинга. 4.Применение маркетинга белорусскими предприятиями.     Тесты. Табличн ые и графиче ские формы. [5] [77] [15] [18] [21] [23],[29] [41] Опрос, тести­рование, ре­шение задач, прослушива­ние рефера­тов, анализ ситуаций
  ИТОГО -        

Информационная (информационно-методическая) часть

а) Основная литература (имеется в библиотеке)

1. Акулич, И. Л. Основы маркетинга : учебное пособие / И. Л. Акулич, Е. В. Демченко.

- Минск : Вышэйшая школа, 2005. - 236 с.

Маркетинг : учебник для студентов экон. специальностей вузов / И. Л. Акулич. - 4-е изд., переработанное. - Минск : Вышэйшая школа, 2005. - 463 с.

Атамалиева, Л. А. Система маркетинговых коммуникаций : учебное пособие для вузов / Л. А. Атамалиева, Г. А. Веденин . - Витебск : ВГТУ, 2000. - 166 с.

Барановский, С. Н. Стратегический маркетинг : учебное пособие для студентов вузов по спец. «Маркетинг» / С. Н. Барановский, Л. В. Лагодич. - Минск : ИВЦ Минфина. 2005.

Беквит, Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Г. Беквит ; ред. Е. Малыгина. П. Суворова ; пер. с англ. А. Лисовского. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2004. - 224 с.

Бурцева, Т. А. Управление маркетингом : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 061500 «Маркетинг» / Т. А. Бурцева, В. С. Сизов, О. А. Цепь.

- Москва : Экономиста., 2005. - 223 с.

7. Годин, С. Доверительный маркетинг. Как из незнакомца сделать друга и превратить
его в покупателя / С. Годин ; пер. с англ. И. Степановой. - Москва : Альпина Бизнес
Бук, 2004. - 246 с.

Голубков, Е. П. Основы маркетинга : учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / Е. П. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Финпресс, 2003.-688 с.

Демченко, Е. В. Маркетинг услуг : учебное пособие для студентов спец. «Маркетинг» высших учебных заведений / Е. В. Демченко. - Минск : БГЭУ, 2002. -161 с.

Дурович, А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А. П. Дурович. -Минск : НПЖ «Финансы, учёт, аудит», 1997. - 464 с.

Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер ; под ред. Т. Р. Тэор; пер. с англ.. Т. В. Виноградова, А. А. Чех. Л. Я. Царук. - Санкт-Пербург : Нева, 2003. - 224 с.

Котлер, Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей / Ф. Котлер, Триас де Без Ф. ; под ред. Т. Р. Тэор ; пер. с англ. Т. В. Виноградова, Л. Л. Царук. - Санкт-Петербург : Нева, 2004. - 192 с.

Котлер, Ф. Десять смертных грехов маркетинга / Ф. Котлер ; под ред. Т. Р. Тэор ; пер. с англ. Т. В. Виноградова, А. А. Чех. - Санкт-Петербург : Нева, 2004. - 160 с.

Котлер, Ф. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению / Ф. Котлер, Д. К. Джайн, С. Мэйсинси ; пер. с англ. Т. Гутникова. -Москва : Олимп-Бизнес, 2003. - 224 с.

16 Основы маркетинга / Ф. Котлер [и др.] ; пер. с англ. - 2-е европейское изд. - Киев; Москва; Санкт-Петербург: Вильяме, 1998. - 1056 с.

Крылова, Г. Д. Маркетинг. Теория и практика : учебник для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Г. Д. Крылова, М. Н. Соколова. - Москва : ЮНИ'ГИ-ДАНА, 2004. - 655 с.

Кулибанова, В. В. Прикладной маркетинг / В. В. Кулибанова. - Санкт-Петербург : Издательский дом «Нева»; Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 272 с.

Линтон, И. Маркетинг по базам данных / И. Линтон ; пер. с англ. А. Г. Скоморохова.

- 2-е изд.. - Минск : Амалфея, 2004. - 272 с.

Маслова, Т. Д. Маркетинг : пособие для подготовки к экзамену / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 224 с.

Манн, И. Маркетинг на 100%. Как стать хорошим менеджером по маркетингу / И. Манн. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 320 с.

Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях ; учебное пособие для студентов вузов

по программе учебного курса «Маркетинг» / Д. В. Минаев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 480 с.

Мельников, А. П. Политический маркетинг / А. П. Мельников, С. Ф. Сокол. - Минск :БИП-С, 2003.-98 с.

Мюррей, Я. Франчайзинг / Я. Мюррей ; пер. с англ. К. Любимова. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 144 с.

Прингл, X. Энергия торговой марки / X. Прингл, М. Томпсон ; под общ. ред. И. В. Крылова ; пер. с англ. С. Жильцова. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 288 с.

26 Маркетинг: учебник / А. Н. Романов [и др.] ; под ред. А. Н. Романова. - Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 560 с.

Титова, В. А. Маркетинг: учебное пособие / В. А. Титова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001.

Третьяк, О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим спец. / О. А.Третьяк ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва : Инфра-М, 2005. - 403 с.

Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим спец. и направлениям / Р. А. Фатхудинов. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 347 с.

Федотова, Л. Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 350400 «Связи с общественностью» / Л. Н. Федотова. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 352 с.

Федько, Н. Г. Маркетинговые коммуникации : учебное пособие для студентов вузов / Н. Г. Федько, В. П. Федько ; под общ. ред. Н. Г. Федько, И. И. Савведи. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 384 с.

Хершген, X. Маркетинг: основы профессионального успеха : учебник для вузов / X. Хершген. - Москва : ИНФРА-М, 2000. - 334 с.

Штерн, Л. В. Маркетинговые каналы = Marketing Channels / Л. В. Штерн, А. И. Эль-Ансари, Э. Т. Коорлан ; пер. с англ. О. И. Медведь, О. Л. Пелявского, Е. Л. Усенко. -5-е изд. - Москва : Вильяме, 2002. - 624 с.

Яненко, М. Б. Торговые марки в товарной политике фирмы / М. Б. Яненко. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 240 с.

Ярцев, А. И. Распределение товаров : учебное пособие для студентов спец. «Маркетинг» вузов / А. И. Ярцев. - Минск : БГЭУ, 2002. - 195 с.

б) Дополнительная литература (имеется в библиотеке)

Акулич, И. Л. Современный маркетинг / И. Л. Акулич, И. 3. Герчиков. - Минск : АООО Мисанта, 2001. - 390 с.

Ассель, Г. Маркетинг: Принципы и стратегия / Г. Ассель. - Москва : ИНФРА-М, 2001.-804 с.

Гоголева, Е. Л. Основы маркетинга / Е. Л. Гоголева. - Москва : ИНФРА-М, 2005. -235 с.

Джобер, Д. Принципы и практика маркетинга : учебное пособие / Д. Джобер ; пер. с англ. И. Акимовой. - Санкт-Петербург : Вильяме, 2002. - 987 с.

Макиавелли, Д. Маркетинг и менеджмент / Д. Макиавелли ; пер. с англ. А. А. Чех. - Санкт-Петербург : Нева, 2004. - 272 с.

Холмогоров, В. Интернет-маркетинг / В. Холмогоров. - Москва : ИНФРА-М, 2001. -219с.

Акулич, И.Л.Теоретические основы маркетинга: типовая рабочая программа.-Минск, 2005.- 12с

в) Методические указания, используемые в учебном процессе

1. В.В.Небелюк. Курс лекций «Маркетинг предприятия отрасли», ВГТУ, 2008.- 74 с.

г) Методические материалы, раскрывающие методику использования ЭВМ в учебном процессе

Маркетинг-тесты.

Рекомендации к использованию интернет-ресурсов: http: //www.rlst.org.by (научно-техническая библиотека РБ) http: //www.dis.ru (издательская группа «Дело и сервис») http: //www.belmarket.by (газета «Рынок и белорусы»)

К Теме 1

http: //www.4p.ru (маркетинг-журнал)

http: //www.TradeMarketing.ru/book/ (учебник по торговому маркетингу)

К Теме 2, 3

http: //www.forum.perfekt-trad.con (форум о торговле товарами и услугами)

http: //www.satio.by (сайт консалтингового бизнесобразовательного центра SATIO )

http: //www.nashamarka.ru

К Теме 4,5,6,7

http: //www.4p.ru

http: //www.bestbrend.by (профессиональный конкурс БРЕНД ГОДА в Беларуси)

http: //www.Upakovano. ru (все об упаковке)

http: //www.nextep.ru (профессиональный мерчендайзинг)

http: //www.icetrade.by

К Теме 8

http: //www.kasatka.ru (маркетинговые программные продукты)

http: //www.cfin.ru (пресс-рейлизы по отраслевым вопросам, форум по экономическим

проблемам)


Наши рекомендации