Концептуальные основы развития информатизации в Республике Беларусь
Что-то нашел, что-то нет по билетам
Билет 11
1) СТРАТЕГИЯ развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы
Начиная с 2010 года развитие информационного общества является одним из основных факторов обеспечения конкурентоспособности и инновационного развития национальной экономики, совершенствования системы государственного управления, повышения зрелости гражданского общества.
На уровне программных документов данный приоритет закреплен в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 10 февраля 2015 г.
Настоящая Стратегия определяет принципы государственной политики Республики Беларусь в сфере информатизации и основные направления развития информационного общества с учетом совокупности факторов, влияющих на его прогресс.
К основным факторам, способствующим развитию информатизации в Республике Беларусь, относятся:
§ устойчивая и эффективная политическая система;
§ достаточно высокий уровень валового внутреннего продукта (далее – ВВП) на душу населения;
§ признание информатизации в качестве одного из национальных приоритетов устойчивого развития и совершенствование правового регулирования ее процессов;
§ развитая собственная информационная индустрия, стимулируемая государством;
§ высокий образовательный уровень населения.
Современное состояние информатизации в Республике Беларусь
Развитие информатизации в Республике Беларусь в течение 2011 – 2015 годов осуществлялось в соответствии со Стратегией развития информационного общества на период до 2015 года, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1074 (далее – Стратегия-15), и разработанными для ее выполнения Национальной программой ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 годы (далее – Национальная программа), отраслевыми и региональными программами информатизации.
В качестве факторов развития информационного общества Стратегия-15 предполагала:
§ совершенствование государственной информационной политики, развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее – ИКИ);
§ развитие человеческого капитала;
§ укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
§ развитие национальной информационной индустрии и научных исследований;
§ расширение международного сотрудничества и интеграцию в мировое информационное пространство.
§ Приоритетными направлениями использования ИКТ
в Республике Беларусь являлись:
§ электронное правительство;
§ электронная экономика;
§ электронное здравоохранение;
§ электронное обучение;
§ электронная занятость и социальная защита населения;
§ система массовых коммуникаций и электронный контент.
Концептуальные основы развития информатизации в Республике Беларусь
Стратегической целью дальнейшего развития информатизации в Республике Беларусь является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства Республики Беларусь.
В 2016 – 2022 годах в вопросе развития информатизации Республика Беларусь ставит своими задачами:
§ развитие эффективной и прозрачной системы государственного управления посредством внедрения передовых ИКТ во все сферы человеческой жизнедеятельности;
§ совершенствование системы управления и правового регулирования процессами информатизации;
§ дальнейшее совершенствование национальной ИКИ;
§ обеспечение прозрачности и удобства коммуникаций между гражданами, бизнесом и государством путем повсеместного перевода данных коммуникаций в электронную форму;
§ создание и внедрение государственной системы идентификации субъектов информационных отношений;
§ дальнейшее формирование единого информационного пространства
для оказания электронных услуг на основе интеграции информационных систем;
§ создание условий для использования электронных услуг, стимулирующих их востребованность;
§ увеличение объема производства и безопасного потребления высокотехнологичных и наукоемких ИКТ товаров и услуг;
§ модернизация традиционных отраслей промышленности на основе внедрения мировых стандартов качества, технологий цифрового маркетинга и производства;
§ обеспечение непрерывности, безотказности, безопасности информационных потоков.
При решении данных задач следует руководствоваться следующими принципами:
§ определяющая роль государства в формировании политики информатизации и стимулировании применения ИКТ во всех сферах жизнедеятельности современного общества;
§ открытость государственного управления, свобода доступа к информации и знаниям;
§ развитие государственно-частного партнерства в сфере информатизации;
§ вовлечение в процесс информатизации всех слоев и социальных групп населения, ликвидация цифрового неравенства;
§ обеспечение нового уровня цифровой грамотности населения;
§ содействие обеспечению национального суверенитета в информационной сфере и национальной безопасности;
§ гармонизация направлений информатизации с государствами-партнерами по ЕАЭС, другими государствами Европы и Азии.
§ Критерием успешности реализации данных направлений является нахождение Республики Беларусь к 2022 году в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству среди развитых стран мира
(в соответствии с классификацией ООН).
Системный подход к планированию информационных систем
Планирование применительно к ИС в принципе не отличается от общего стратегического планирования на предприятии. Сфера ОИ, как и другие производственные функциональные подразделения, должна внести как можно больший вклад в достижение целей предприятия. Стратегическое планирование ИС в соответствии с этим следует понимать как интегрированную составную часть общего стратегического планирования предприятия (рисунок 4.1). На этом основании стратегическое планирование в сфере обработки информации, естественно, должно осуществляться на базе последовательного применения системного подхода.
При этом для процесса СПИС характерны следующие типичные фазы или этапы:
1) постановка задач СПИС. Иными словами, предварительные соображения: для какой части предприятия должно проводиться СПИС, в каком именно виде и кем, а также что от этого должно получить предприятие и когда;
2) всесторонний анализ условий. Для выявления пространства действий при составлении планов в сфере ОИ и ИС необходим анализ условий или положения дел в данной области. С одной стороны, анализируется наиболее важная часть окружения предприятия (клиентура, рынки продукции, технология, конкуренция, народное хозяйство, политика и т.п.) и идентифицируются вытекающие из этого риск, шансы и требования. С другой стороны, изучаются внутренние условия предприятия (структура производства, процессы производства, обслуживаемые рынки, финансы, ресурсы, конкуренция, персонал и т.п.) и устанавливаются сильные и слабые стороны сферы ИС;
3) постановка стратегических целей для ИС. Полученные в фазе анализа условий знания представляют собой основу для конкретного формулирования стратегических целей ИС. На рисунке 4.2 показана, в частности, центральная роль стратегических целей в рамках СПИС. Имеет смысл ставить только одну цель или небольшое их число в качестве базиса для иерархической системы целей.
Цели должны быть операциональными, т.е. проверяемыми, и общепризнанными. Только условие, что цели будут «признаны» на всем предприятии в качестве основы стратегического плана, обеспечивает успешную реализацию плана. Принципы и направления, закладываемые в ИС, образуют как бы рамки для стратегии в области ИС, а также и для оптимального планирования мероприятий. Эти рамки всегда могут и должны использоваться при решении производственных вопросов, при распределении работ по работникам, персонала по проектам и т.д.;
1) разработка стратегий ИС. Она выполняется с учетом архитектуры применения ИТ, доступных или имеющихся ресурсов, структуры организации и управления. Стратегии ИС характеризуют пространство и потенциал, которые должны быть задействованы для достижения обозначенных целей;
2) планирование конкретных мероприятий. Этот этап имеет уже оперативный характер и поэтому, строго говоря, не является собственно частью СПИС. В рамках долгосрочного планирования мероприятия описываются в обшей форме, в виде некоторых акций в составе развитых стратегий, отдельные шаги которых фиксированы во времени. Краткосрочные планы в области ИС содержат, напротив, специфицированные в числовой форме мероприятия на весь планируемый год. Планирование мероприятий является предпосылкой для определения отдельных проектов развития ИС (рисунок 4.3).
С помощью упорядочения сверху вниз (или снизу вверх) описанных составляющих системы планирования на предприятии устанавливается иерархический порядок создания стратегических планов, который для практического воплощения требует также и временного структурирования СПИС.
Далее эти фазы рассматриваются более подробно применительно к условиям создания стратегических планов на предприятии.
Билет 16
Вопрос)
23 марта 2016 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 235 утверждена Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы (далее − Государственная программа).
Реализация Государственной программы направлена на достижение одного из приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь − эффективные инвестиции и ускоренное развитие инновационных секторов экономики («Инвестиции»).
Ответственным заказчиком выступает Министерство связи и информатизации.
Структурно Государственная программа состоит из трех подпрограмм, содержащих системообразующие мероприятия национального масштаба в сфере ИКТ: «Информационно-коммуникационная инфраструктура», «Инфраструктура информатизации» и «Цифровая трансформация», заказчиком каждой является Министерство связи и информатизации.
Целью Государственной программы является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства Республики Беларусь.
Государственная программа относится к числу комплексных программ, оказывающих влияние на множество сторон информационного взаимодействия в обществе, бизнесе и государстве.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
· дальнейшее развитие национальной ИКИ, а также услуг, предоставляемых на ее основе, с учетом целей развития ИКТ, определенных на будущий период Международным союзом электросвязи в Концепции «Соединим к 2020 году», которая освещает роль ИКТ как одной из движущих сил социального, экономического и экологически устойчивого роста и развития (Резолюция 200, Пусан, 2014). Эту задачу предусматривается решить путем реализации подпрограммы «Информационно-коммуникационная инфраструктура»;
· внедрение технологий электронного правительства и развитие инфраструктуры информатизации (будет осуществлено путем выполнения подпрограммы «Инфраструктура информатизации»);
· трансформация бизнес-процессов посредством ИКТ во всех сферах жизнедеятельности современного общества (планируется выполнить посредством реализации подпрограммы «Цифровая трансформация»).
Государственной программой предусмотрено выполнение работ на базе современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, направленных на оказание государственных услуг и осуществление административных процедур в электронном виде, повышение их доступности, а также стимулирование внутреннего спроса реального сектора экономики, сферы услуг, социальной сферы, сферы государственного управления на качественные ИТ-услуги.
К наиболее важным ожидаемым результатам реализации относится:
· дальнейшее развитие стационарного широкополосного доступа, беспроводного широкополосного доступа, развитие облачных технологий, создание Белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы;
· создание национального портала открытых данных на базе единого портала электронных услуг;
· создание национального сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза;
· внедрение проекта «Электронная школа», обеспечивающего комплексное решение управленческих задач и совершенствование образовательной деятельности в учреждениях общего среднего образования;
· развитие проекта по использованию электронных рецептов до полномасштабной республиканской информационной системы создание Национальной системы безбумажной торговли Республики Беларусь и так далее.
Индикатором успешности реализации Государственной программы станет повышение к 2020 году позиций Республики Беларусь в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству Организации Объединенных Наций (далее – ООН) и рейтинге по индексу развития информационно-телекоммуникационных технологий в соответствии с классификацией МСЭ.
Билет 18
2 вопрос)
Сущность планирования ИС
Формирование и развитие на предприятии информационной системы, предназначенной для обеспечения постановки и поддержки принятия решения производственных и управленческих задач в их стратегической перспективе, всегда требуют долгосрочного планирования, ориентированного на стратегические цели в области организации, развития и использования ИС, т.е. стратегического планирования ИС (СПИС). Эти задачи и функции являются частью информационного менеджмента предприятия и требуют, в свою очередь, полной интеграции задач стратегического планирования ИС в систему планирования предприятия в целом.
Для планирования ИС принято разделение на кратко-, средне- и долгосрочное, или соответственно на оперативное и стратегическое . Можно достаточно уверенно согласовать этапы или типы планов с каждой ступенью проблемы развития ИС и ИТ в соответствии с интересами предприятия.
Стратегическое планирование ИС , по существу, представляет собой процесс, в котором принимаются принципиальные решения в области ИС предприятия относительно действующих в течение длительного срока целей и основных положений (принципов), мероприятий, ресурсов, а также бюджета и финансирования.
Временные рамки стратегического планирования ИС в зависимости от сопутствующих условий (масштаб предприятия, специфические для предприятия информационные проблемы, степень проникновения ОИ и др.) охватывают обычно период от пяти до десяти лет.
Результатом стратегического планирования ИС должен являться документ, который содержит, во-первых, констатацию существующего положения в области ИС как на предприятии, так и вне его, во-вторых, разработанные по годам стратегии в этой области и необходимые для их реализации на предприятии мероприятия.
Стратегическое планирование информационных систем
Планирование применительно к ИС в принципе не отличается от общего стратегического планирования на предприятии. Сфера обработки информации, как и другие производственные функциональные подразделения, должна внести как можно больший вклад в достижение целей предприятия. Стратегическое планирование ИС в соответствии с этим следует понимать как интегрированную составную часть общего стратегического планирования предприятия (рис. 1).
Рисунок 1 - Место стратегий в области ИС и ИТ в генеральной стратегии организации
Для процесса стратегического планирования ИС характерны следующие типичные фазы или этапы.
1. Постановка задач стратегического планирования ИС : для какой части предприятия должно проводиться стратегическое планирование ИС, в каком именно виде и кем, а также что от этого должно получить предприятие и когда?
2. Всесторонний анализ условий . Для выявления пространства действий при составлении планов в сфере обработки информации и ИС необходим анализ условий или положения дел в данной области.
С одной стороны, анализируется наиболее важная часть окружения предприятия (клиентура, рынки продукции, технология, конкуренция, народное хозяйство, политика и т.п.) и идентифицируются вытекающие из этого риск, шансы и требования. С другой стороны, изучаются внутренние условия предприятия (структура производства, процессы производства, обслуживаемые рынки, финансы, ресурсы, конкуренция, персонал и т.п.) и устанавливаются сильные и слабые стороны сферы ИС.
3. Постановка стратегических целей для ИС. Полученные в фазе анализа условий знания представляют собой основу для конкретного формулирования стратегических целей ИС.
На рис. 1413 показана центральная роль стратегических целей в рамках стратегического планирования ИС.
Принципы и направления, закладываемые в ИС, образуют как бы рамки для стратегии в области ИС, а также и для оптимального планирования мероприятий. Эти рамки всегда могут и должны использоваться при решении производственных вопросов, при распределении работ по работникам, персонала по проектам и т.д.
4. Разработка стратегий ИС. Она выполняется с учетом архитектуры применения ИТ, доступных или имеющихся ресурсов, структуры организации и управления. Стратегии ИС характеризуют пространство и потенциал, которые должны быть задействованы для достижения обозначенных целей.
Рисунок 2 - Формулирование стратегических целей для планирования информационных систем
5. Планирование конкретных мероприятий . Этот этап имеет уже оперативный характер. В рамках долгосрочного планирования мероприятия описываются в общей форме. Краткосрочные планы в области ИС содержат, напротив, специфицированные в числовой форме мероприятия на весь планируемый год. Планирование мероприятий является предпосылкой для определения отдельных проектов развития ИС (рис. 3).
Рисунок 3- Этапы стратегического планирования информационных систем
С помощью упорядочения сверху вниз (или снизу вверх) описанных составляющих системы планирования на предприятии устанавливается иерархический порядок создания стратегических планов, который для практического воплощения требует также и временного структурирования стратегического планирования ИС.
Билет 19
2 вопрос)
В настоящее время в экономической деятельности сформировались проектный и процессный подход к управлению. Выделение элементов различных подходов необходимо исследователю, для изучения преимуществ каждого из подходов, сферы их эффективного применения. В статье будут рассмотрены основные черты процессного и проектного подходов, на основе их сопоставления будут выделены основные параметры, характерные для того и другого подхода.
Проектный подход
Основным понятием проектного подхода является понятие проекта. В литературе существует несколько определений понятия «проект» [1, 2]. Согласно определению Института Управления Проектами (PMI), США: «Проект - некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта». Английская Ассоциация проект-менеджеров дает следующую интерпретацию понятию проект: «Проект - это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов».
На основе данных понятий можно сформулировать основные признаки проекта:
во-первых, основной задачей проектов является достижение целей. Целью проекта может быть, например, разработка информационной системы управления предприятием;
во-вторых, необходимо одновременное соблюдение финансовых и временных ограничений проекта;
в-третьих, понятие «проекта» подразумевает понятие «уникальности», которая может выражаться либо в создании принципиального нового, либо в наличии определенных элементов новизны;
в-четвертых, реализация проекта всегда связана с изменениями некоторой системы и является целенаправленным ее переводом из существующего в некоторое желаемое состояние.
Впервые необходимость управления проектом была сформулирована Лерманом, закон которого гласит: «Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег». В реальной практике всегда будет не хватать одного из ресурсов. Сущность управления проектами выражается реализацией проекта с максимально возможной эффективностью при ограничениях по времени, финансовым и материальным ресурсам, а также качеству конечных результатов проекта. При управлении проектом важно учитывать так называемый жизненный цикл проекта - совокупность фаз, на которые может быть разделен проект, с целью обеспечения более качественного управления текущими операциями исполняющей организации [3].
Процессный подход
Вся деятельность организации разбивается на отдельные, взаимосогласованные процессы, за результатами которых необходим постоянный контроль. Современный процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные и называет их бизнес-процессами управления [4]. Согласно рекомендациям по стандартизации, бизнес-процессы управления являются бизнес-процессами верхнего уровня [5]. Примерами бизнес-процессов управления выступают: корпоративное управление и стратегический менеджмент. Кроме бизнес-процессов управления, в методологии IDEFOпринято выделять также следующие бизнес-процессы:
- основные бизнес-процессы;
- вспомогательные бизнес-процессы;
- бизнес-процессы развития.
Под бизнес-процессом в методологии IDEFOпонимается совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей [6]. Процессное управление позволяет: получить наиболее подробную картину того, что происходит с организацией, определить слабые места организации, выявить возможности реорганизации в компании, улучшить финансовые показатели путем отслеживания эффективности каждого бизнес-процесса.
Как правило, процессный подход хорошо показывает себя во время операционной деятельности компании. Также эффективно использование данного подхода при анализе перехода от действующей структуры компании к желаемой. На основании изложенного выше можно сформулировать основные свойства процесса:
- результативность - соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей;
- определенность – степень соответствия реального процесса описанию;
- управляемость - степень, в которой производится управление производственным процессом по определенным целевым показателям,
- повторяемость – возможность воспроизводства процесса с заданными характеристиками;
- эффективность – степень оптимальности распределения используемых ресурсов для достижения основных целей проекта;
- гибкость (адаптируемость) – способность процесса адаптироваться к различным изменениям внешней среды;
- стоимость.
Сравнительный анализ проектного и процессного подходов
После того, как мы раскрыли сущность процессного и проектного подходов, можно провести их сравнительный анализ. Как показывает практика, для многих областей деятельности эти подходы используются совместно, в единой комплексной системе. Понимание отличий в подходах необходимо исследователю для более качественного и эффективного применения каждого из подходов.
Сравнивая данные подходы к управленческому анализу, необходимо отметить следующие различия в представленных подходах:
1. Проектный подход, как правило, предполагает уникальную деятельность. Он наиболее подходит для мероприятий, которые происходят впервые или имеют существенные ключевые отличия от других. Процессный подход наиболее применим к анализу операционной деятельности компании, рассчитан на неоднократность, повторяемость процессов.
2. Проектный подход имеет определенную временную продолжительность и стоимость. При анализе бизнес-процессов, как правило, говорят о длительности и стоимости не каждого бизнес – процесса, а совокупности похожих, образующих единую группу бизнес-процессов. Кроме того, оценка стоимости проекта и процесса имеет существенные различия. Как правило, для оценки проекта используются интегральные показатели. Для процессного подхода часто бывает невозможным объединение в единый комплексный ключевой показатель эффективности, тем более что многие из них имеют качественный характер.
3. Следствием названных выше пунктов являются различные инструменты, применяемые в каждом из подходов. Для проектного подхода – это график Ганта, сетевая диаграмма, для процессного подхода – организационные схемы, выполненные по различным методологиям в различных нотациях.
Наряду с различиями, данные подходы имеют много общих черт. Так, одним из элементов проекта является процесс его выполнения. Таким образом, в проектном подходе присутствуют интегрированные, встроенные элементы процессного подхода. Проектная методология позаимствовала у процессного подхода декомпозицию основной задачи на фазы, с целью упрощения отслеживания сроков и стоимости по каждой фазе, которая является специфическим набором процессов. Также можно отметить тот факт, что целями, как у проектного менеджмента, так и управления бизнес-процессами является улучшение деятельности организации путем перехода из действительного состояния в желаемое. В управлении бизнес-процессами - путем совершенствования отдельных бизнес-процессов и всей операционной деятельности на их основе, а в проектной деятельности - путем реализации проекта как уникального комплекса действий, осуществляемого для решения организационной задачи.
Вывод
Основным различием, и соответственно «границей водораздела» между подходами будет лежать сфера их применения, проектный подход преимущественно используется при создании нового продукта, технологии, сооружения, а процессный подход используется для анализа эффективности текущей операционной деятельности и поиска возможных резервов для ее улучшения. На практике данные подходы используются в комплексе, в зависимости от потребностей компании и от этапа ее жизненного цикла.
Билет 20
1 вопрос)
Управление проектами - основные понятия и методы
Версия для печати Управление проектами за последнее время завоевало признание как наилучший метод планирования и управления реализацией инвестиционных проектов. По американским оценкам применение методологии Управления Проектами обеспечивает высокую надежность достижения целей проекта и на 10-15% сокращает затраты на его реализацию. В мире накоплен огромный опыт применения Управления проектами. В частности, эта методология применяется во всех крупных компаниях мира. Программные средства управления проектами установлены во всем мире на миллионах компьютерах - только пакет Microsoft Project установлен более, чем на двух миллионах компьютеров. Ассоциация управления проектами Project Management Institute (Институт Управления Проектами) объединяет около 40 тысяч членов и имеет отделения на всех континентах кроме Антарктиды. Недавно было образовано его Московское отделение. Теперь и в нашей стране все больше организаций применяет технологию управления проектами и интерес к этой технологии непрерывно возрастает. Рассмотрим основные понятия и методы управления проектами. Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг. "Временное" означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. "Уникальных" означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг. Примеры проектов: строительство дома, разработка нового оборудования, бизнес реинжиниринг, разработка или внедрение программных средств, проведение рекламной компании, проведение выборов и т.д. Уникальность продуктов или услуг проекта обуславливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта. Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить эти требования и ожидания необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта. Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами. Прежде всего у проекта обязательно имеются одна или несколько целей. Под целями мы будем далее понимать не только конечные результаты проекта, но и выбранные пути достижения этих результатов (например, применяемые в проекте технологии, система управления проектом). Достижение целей проекта может быть реализовано различными способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов исполнения проекта входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом запланированные цели и качество обычно служат основными ограничениями при рассмотрении и оценки различных вариантов. Конечно, возможно использование и других критериев и ограничений - в частности, ресурсных. Для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути достижения результатов проекта, цели, качество, сроки и стоимость исполнения работ можно, выбирая применяемые технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов на выполнение тех или иных работ. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можно отнести к основным рычагам управления проектами. Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными. К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести, например, контракты, которые позволяют привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектом, организации информационного взаимодействия участников проекта, управления персоналом. Информация, используемая в управлении проектами, обычно не бывает стопроцентно достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и при планировании проекта и для грамотного заключения контрактов. Анализу и учету неопределенностей посвящен анализ рисков. Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта. Для реализации различных функций управления проектом необходимы действия, которые в именуются процессами управления проектами. Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различные функции управления: 1. Процессы инициации - принятие решения о начале выполнения проекта; 2. Процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения; 3. Процессы исполнения - координация людей и других ресурсов для выполнения плана; 4. Процессы анализа - определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий; 5. Процессы управления - определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение; 6. Процессы завершения - формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу. Практически методология управления проектами помогает: 1. обосновать целесообразность инвестиций, 2. разработать оптимальную схему финансирования работ, 3. составить план работ, включающий сроки исполнения работ, потребление ресурсов, необходимые затраты, 4. оптимально организовать исполнение работ и взаимодействие участников проекта, 5. осуществлять планирование и управление качеством, 6. осуществлять анализ и управление проектными рисками, 7. оптимально планировать и управлять контрактами, 8. анализировать отклонения фактического хода выполнения работ от запланированного и прогнозировать последствия возникающих отклонений, 9. моделировать корректирующие воздействия на информационных моделях проектов и принимать обоснованные управленческие решения, 10. вести архивы проектов и анализировать опыт их реализации, который может быть использован в других проектах, и т.д. |
Вопрос)
Информационные ресурсы организации. Словарь С. И. Ожегова определяет понятие «ресурс» как запас, источник чего-либо. Рассматривая организацию любого масштаба (народное хозяйство страны, любую отрасль, предприятие), мы можем выделить материальные, природные, трудовые, финансовые и энергетические ресурсы. Эти понятия являются экономическими категориями.
В настоящее время имеется понимание того, что для нормального функционирования организации любого масштаба недостаточно только этих ресурсов. Существенным ресурсом стала информация. Недостаточно иметь для производства только необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы, необходимо знать, что со всем этим делать, иметь информацию о технологиях. Поэтому информация, информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория.
Информационные ресурсы можно определить как весь имеющийся объем информации в информационной системе. Для страны это будут информационные ресурсы страны, для организации какого-то уровня — информационные ресурсы организации. Иначе говоря, это весь объем знаний, отчужденных от их создателей, зафиксированный на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.
Федеральный закон «об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информация, информационные ресурсы существовали всегда, но эти ресурсы из-за своей специфичности не рассматривались как экономическая категория. Хотя информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий и т. п. объем информации становился настолько большим, что его нельзя было переработать для управления, человечество находило какое либо решение. Появление иерархии управления, возникновение товарно-денежных отношений, создание ЭВМ с этой точки зрения позволили преодолеть трудности в переработке огромных объемов информации для управления (информационных барьеров, по В. М. Глушкову).
В настоящее время мы достигли такого уровня развития, когда объемы информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии. Наличие информации определяет развитие стран, отраслей, организаций. Информация стала стратегическим ресурсом, а информационные ресурсы являются одними из важнейших.
Каковы источники формирования информационных ресурсов организации? Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду. Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений организации и работающих там людей, технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями межу ними.
В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая ее информационные ресурсы.
Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур.
Пример внутренней информации: о персонале, продуктах, затратах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж, поставках, каналах сбыта.
Внешняя среда — экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т. п.
Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна, противоречива, имеет вероятностный характер. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.
Пример внешней информации: о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства.
Организация получает внешнюю информацию из различных источников, например:
1. Общая информация о состоянии экономики. Источник: информационно-аналитические материалы, специализированные журналы, газеты, Интернет.
2. Специализированная экономическая информация. Так, на сервере Центробанка можно найти информацию по финансовому рынку (межбанковский кредитный рынок, ставки привлечения рублевых депозитов, рынок облигаций Банка России, рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, курсы валют на заданную дату, динамика курса заданной валюты, кросс-курсы валют).
3. Информация по ценам на товары. Источники: специализированные журналы и бюллетени, каталоги, базы данных в Интернет.
4. Специфическая информация. Различные источники, в том числе иИнтернет