Методические указания по изучению темы. Обязательные задания:

Обязательные задания:

1. Прочитайте базовый учебник 1, глава 1: «Нормы, правила, институты»;

2. Прочитайте базовый учебник 2, Тема 2 «Норма как базовый элемент институтов».

Дополнительные задания:

1. Прочитайте учебник Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – Гл. 2. «Экономическое поведение и институты»

2. Ответьте на вопрос: являются ли институты общественными благами? Если да, то в чем в этом случае состоит общий эффект недопроизводства общественных благ?

Ответьте на вопросы:

1. Являются ли институтом правила дорожного движения?

2. Является ли ежедневная покупка газет в ближайшем киоске отражением полностью рационального поведения потребителя?

3. Всегда ли нарушение правил нежелательно с экономической точки зрения?

4. Является ли информация ограничением при принятии решения?

6. С точки зрения какой теории нормы Гражданского кодекса не имеют рациональной природы?

7. На развитие страны, оцениваемое по показателю ВВП на душу населения, больше всего влияют формальные или неформальные правила?

Кейс.Новая система оплаты проезда провоцирует пассажиров не платить за проезд в городских автобусах

Не будем в очередной раз расписывать все многочисленные недостатки новой системы, а расскажем о её неэффективности в борьбе с безбилетниками. С точки зрения турникета, «зайцем» считается пассажир, зашедший в салон автобуса без отметки билета. Естественно называть «зайцем» и пассажира, не имеющего права на льготы, но пользующегося чужой льготной карточкой. Зайцы в Зеленограде делятся на три вида:

1. Классические зайцы. Это пассажиры, которые не платят за проезд и вообще игнорируют турникет как таковой. Для безбилетного прохода в автобус существует множество способов. Основные из них: проход через задние двери; проход вдвоём; подлезание под турникет или перепрыгивание.

Самый простой и быстрый способ — зайти через заднюю дверь. Практически на каждой остановке находится хоть один пассажир, который хочет выйти, и поэтому задние двери почти всегда открываются. Конечно, водители посматривают за дверями, и даже пытаются отсекать входящих. Однако эти попытки зачастую приводят к тому, что двери захлопываются не перед входящими, а перед выходящими пассажирами. Тем более, что многие пассажиры проявляют солидарность и сначала дают другим войти, а потом уже сами выходят. Причины этой солидарности рассмотрим чуть ниже, когда будем рассказывать про честных зайцев. В целом, проход через заднюю дверь не представляет собой ничего сложного и легко осуществим на всех остановках, кроме конечных.

2. Псевдольготники. Это те, кто честно проходит через турникет, но предъявляет ему чужой бесплатный проездной. Многие льготники, особенно пенсионеры, редко ездящие общественным транспортом, отдают свои карточки родственникам и знакомым, которые ими и пользуются. Препятствий для этого нет никаких: турникет не способен отличать льготника от его родственника. Водитель же за этим не следит, да и ему просто не до этого: средняя скорость передвижения автобусов по городу с учётом остановок и так крайне мала, не хватало ещё тратить время на проверку каждого пассажира.

3. Честные зайцы. Это люди, имеющие при себе проездной билет, но желающие быстрее добраться до места назначения. Они по возможности стараются зайти в заднюю дверь, чтобы уменьшить время стоянки автобуса на остановке, и тем самым уменьшить своё время в пути, а также время в пути других пассажиров автобуса. На посадку одного пассажира в автобус через турникет требуется в среднем 5 секунд, и если через заднюю дверь пройдёт 12 человек, то автобус доедет быстрее на одну минуту. Конечно, один пассажир погоды не сделает, но если их будет много, то результат будет налицо. Как уже упоминалось ранее, многие пассажиры помогают войти другим, умышленно задерживаясь при выходе. Это явление постепенно носит всё больший характер: людям надо быстрее доехать, а не стоять по несколько минут на каждой остановке. А доехав быстрее сами, они дают возможность доехать быстрее и другим. Действует принцип: сегодня я тебя пустил, завтра ты меня пустишь. Но эти люди отнюдь не безбилетники: у них есть проездные, удостоверения, но им надо ехать, а не стоять.

Ко всему вышеизложенному стоит добавить то, что автобусы почти никогда не проверяются контролерами, то есть пассажиры, обманывая турникет, абсолютно ничем не рискуют. Работает принцип метро: прошел без билета — дальше бояться нечего. А уж последней категории — честным зайцам — уж тем более нечего бояться контролёров: билет-то у них есть. Таким образом, слова властей о троекратном увеличении сборов, и о сотой доли процента людей, проходящих в обход турникета, кажутся мифом. Может быть, на первых порах выручка и поднялась: ведь стоимость проезда увеличилась, и за турникетами следили кондукторы. Однако потом пассажиры наловчились не только проходить через турникеты, но и обходить их. Тем более что речь идет не столько о том, как бесплатно доехать, сколько о том, как доехать с минимальной потерей времени. Ведь получается, что честно оплачивая свой проезд, мы сами себя задерживаем. А раз так, то можно говорить о том, что турникеты попросту провоцируют людей на безбилетный проезд.

http://www.turniketam.net/pr_stowaway.php

Ответьте на вопросы:

1. Какие неформальные институты действуют в рассмотренной ситуации?

2. Почему люди следуют неформальным правилам?

3. Как неформальные правила соотносятся с формальными правилами?

4. Почему формальные правила не работают?

Тестовые задания.

1. Правила не могут исполнять функцию

а) координации

б) обеспечения предсказуемости поведения

в) обучения формальным институтам

г) кооперации.

2. Проблема безбилетника вряд ли возникнет:

а) при уплате налогов в обществе, где неформальные правила доминируют над формальными и противоречат им

б) в группе хорошо знакомых друг с другом людей, вовлеченных в продолжительные рабочие отношения

в) в группе, где нет плотных социальных связей

г) в больших социальных группах

3. Экономические институты

а) позволяют снизить издержки выбора в условиях неопределенности

б) являются стабильными только в том случае, если обладают свойством эффективности

в) обусловливают глобальный минимум трансакционных издержек

г) подчиняются принципу «естественного отбора»: неэффективные институты со временем заменяются эффективными

4. В трактовке О. Уильямсона важнейшими институтами в рыночной экономике являются:а) собственность, хозяйственная этика, фирмыб) государство, профсоюзы, парламентв) фирмы, рынки, отношенческая контрактация

г) классическая, неоклассическая и отношенческая контрактации.

5. Преимущества неформальных институтов над формальными……

а) в том, что они допускают гибкость реализации санкций

б) в том, что они могут трактоваться по-разному в зависимости от решаемых задач

в) проявляются в больших группах с редкими социальными связями

г) значительны в условиях слабого государства

Тема 3. Институты плана и рынка

Цель изучения темы:выяснение институциональных различий между командной экономикой и рынком.

Задачи изучения темы:

· изучение конституции командной экономик;

· получение представлений о целерациональном действии;

· понимание экономического обоснования прав собственности.

Успешно изучив тему, вы:

Получите представление:

· о нормах рыночной экономики;

· о нормах командной экономики;

· о двух подходах к спецификации прав собственности.

Будете знать:

· классификацию прав собственности;

· особенности типов собственности

Учебные вопросы темы:

1. Конституция и нормы командной экономики.

2. Конституция и нормы рыночной экономики.

3. Экономический анализ прав собственности.

Наши рекомендации