Тема 3. Типы экономических систем
Понятие «экономическая система». Различные подходы к классификации экономических систем. Основные принципы функционирования и характерные черты различных экономических систем: традиционной, командно-административной, рыночной, смешанной. Координация выбора в различных экономических системах.
Переходная экономика. Проблемы перехода от одного типа экономики к другому. Экономические реформы в России конца ХХ - начала ХХI века. Либерализация цен. Приватизация. Структурная перестройка экономики. Создание рыночной инфраструктуры. Необходимость стабилизации экономики. Закрытая и открытая экономика. Роль государства в переходной экономике. Модели осуществления перехода к рыночной экономике: градуализм и «шоковая терапия».
Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Экономическая теория прав собственности. Многообразие форм собственности и форм хозяйствования. Гражданский кодекс РФ о собственности в России.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-6.
Тема 4. Рыночная экономическая система
Понятие рынка. Рынок как фаза воспроизводства, форма связи между товаропроизводителями и как определенная экономическая система. Условия, необходимые для становления рыночных отношений. Уровень развития общественного разделения труда и обмена. Экономическая обособленность производителей как собственников. Частная собственность и свобода предпринимательства. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики.
Основные категории рыночной экономики. Товар и деньги. Деньги как результат развития внутренних противоречий товарного обмена. Деньги как товар особого рода и как счетный инструмент. Функции денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. Количество денег в экономике (уравнение И. Фишера).
Модель кругооборота товаров, денег, ресурсов. Потоки доходов и расходов. Субъекты рыночных отношений, диалектическая противоречивость их экономических интересов.
Классификация рынков по различным критериям. Инфраструктура рынков. Основные элементы инфраструктуры. Преимущества и ограниченность рынка. Внешние эффекты (экстерналии).
*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:
- проблемная лекция –форма обучения студентов, в ходе которой преподаватель излагает проблемную ситуацию, а затем, используя активную познавательную работу обучающихся, предлагает осуществить совместный поиск решения стоящих задач.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-12, ПК-6, ПК-8.