Экономические потребности, блага и ресурсы

(2 часа)

План занятия

1. Базовые понятия экономики: блага, потребности, ресурсы. Основная проблема экономики: безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

2. Экономический выбор людей и экономическая эффективность.

3. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.

Темы докладов и сообщений

1. Проблема эффективности: ее содержание и показатели.

2. Общественное производство и воспроизводство. Движение общественного продукта по стадиям.

3. Кривая производственных возможностей и экономический рост.

Основные термины и понятия

Потребности Взаимозаменяемость ресурсов

Блага Упущенная выгода

Ресурсы Экономическая эффективность

Факторы производства Экономический рост

Труд Общественное производство

Земля Воспроизводство

Капитал Производство

Предпринимательство Распределение

Информация, знания Обмен

Редкость (ограниченность) Потребление

Альтернативные (вмененные) издержки Разделение труда

Кривая производственных возможностей Специализация

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под потребностями людей и какова их структура?

2. В чем состоит отличие экономических благ от неэкономических, частных от общественных, потребительских от производственных? Приведите примеры.

3. Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какие факторы производства вы знаете?

4. Объясните, что демонстрирует кривая производственных возможностей?

5. Что такое экономическая эффективность?

6. Докажите, что специализация связана с разделением труда.

7. Что вы понимаете под понятием «экономический рост»?

8. В чем заключается сущность вмененных (альтернативных) издержек и закона их возрастания?

9. Что такое упущенная выгода?

10. Объясните понятия «общественное производство» и «воспроизводство».

11. В чем заключается роль обмена в рыночной экономике?

12. В чем сущность основной экономической проблемы, с которой сталкивается любое общество?

13. Какие виды доходов можно получить от каждого из факторов производства?

Задания

1. В стране производятся только два товара – велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице:

Варианты выбора Велосипеды, ед. т. Стиральные машины, ед. т. Альтернативные издержки
А  
В  
С  
D  
Е  

а) начертите кривую производственных возможностей;

б) найдите альтернативные издержки производства стиральных машин и объясните, что показывает их динамика;

в) отыщите на графике точки М (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и Н (30 велосипедов и 20 стиральных машин). Поясните, о чем свидетельствуют эти точки.

2. Дана кривая производственных возможностей (КПВ). Товар Х – 10 еди-ниц (ед. т.); товар Y – 50 ед. т. Начертите КПВ. Что произойдет с КПВ, если:

а) в отрасли, производящей товар X, НТП позволит увеличить количество товара Х до 60 ед. т.;

б) в отрасли, производящей товар Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество товара Y до 20 ед. т.;

в) эти процессы произойдут в обеих отраслях?

3. При производстве двух товаров Х и Y все используемые ресурсы являются абсолютно взаимозаменяемыми. Покажите, как будет выглядеть:

а) кривая производственных возможностей данной страны, если в ней производятся только товары Х и Y;

б) КПВ, если ресурсы являются абсолютно незаменимыми.

4. В стране выпускаются два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таблицей:

Варианты выбора Тостеры, тыс. ед. т. Компьютеры, тыс. ед. т.
А
В
С
D
Е

а) постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной компьютеры. Укажите, какую форму имеет кривая производственных возможностей и почему;

б) отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

– 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

– 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

– 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

– 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров;

в) опишите, как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

– повысится уровень квалификации рабочих в обеих отраслях;

– увеличится за счет привлечения иностранных рабочих численность занятых в производстве компьютеров;

– в производстве тостеров станут применять модернизированное оборудование;

– в стране установится диктаторский режим, при котором будет запрещено использовать новые технологии в производстве компьютеров и тостеров;

г) определите, чему равна альтернативная стоимость увеличения производства компьютеров:

– с 20 тыс. ед. т. до 30 тыс. ед. т. = тыс. тостеров;

– с 10 тыс. ед. т. до 40 тыс. ед. т. = тыс. тостеров;

– с 30 тыс. ед. т. до 40 тыс. ед. т. = тыс. тостеров.

5. Анна имеет возможность получить работу с оплатой от 4 до 8 руб. в час в обычное рабочее время с 9 до 18 часов. Других возможностей получить работу она не имеет. Какова альтернативная стоимость одного часа свободного времени в интервале с 8 часов вечера до 8 часов утра?

6. Отказавшись от работы маляром с зарплатой 12 тыс. руб. в год или учебы в колледже с годовой платой за обучение в размере 10 тыс. руб., Иван поступил работать плотником за 9 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться не получается, так же, как и одновременно работать на двух работах. Найдите альтернативную стоимость его решения в данном году и определите упущенную выгоду. При определении альтернативной стоимости не принимайте в расчет различную привлекательность сфер деятельности для Ивана.

7. Павлу предложили работать столяром с зарплатой, равной 12 тыс. руб. в год, или работать водителем за 13 тыс. руб. в год. Тем не менее он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. руб. Какова упущенная выгода его решения на первом году обучения, если Павел имеет возможность в свободное от занятий в колледже время работать в магазине за 400 руб. в месяц?

8. В надежном супербанке дают 25 % годовых по вкладам. Бабушка Нина держит свои сбережения в размере 1 000 руб. «в чулке». Во что обошлось такое решение бабушке? Каким будет недополученный доход бабушки, если государство предлагает частным лицам вложить средства в облигации под 30 % годовых? (Альтернативную стоимость имеют не сами деньги, а способ их использования.)

9. Ирина Васильевна решила посвятить день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 10 мин, а на мытье окна – 40 мин. Нарисуйте кривую производственных возможностей Ирины Васильевной при 12-часо-вом рабочем дне и выведите ее уравнение.

10. Фермер имеет три поля, каждое из которых однородно, хотя их продуктивность неодинакова. Поля используются под картофель и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 16 т картофеля, либо 4 т пшеницы, на втором – 8 и 3 соответственно, а на третьем – 4 и 2. Постройте кривую производственных возможностей.

11. Бабушка, мать и дочь организовали семейное предприятие по вязанию шерстяных носков и варежек. За год мать может связать 250 пар варежек или 300 пар носков, бабушка – 210 пар варежек или 350 пар носков, дочь – 150 пар варежек или 300 пар носков. Постройте кривую производственных возможностей семьи.

12. Ирина, Полина и Ольга – высококвалифицированные специалисты по составлению контрольных заданий по экономике. За восьмичасовой рабочий день Ирина может составить 4 задачи или 24 тестовых вопроса, Полина – 8 задач или 24 тестовых вопроса, Ольга – 6 задач или 30 тестовых вопросов. Постройте кривую производственных возможностей команды, состоящей из Ирины, Полины и Ольги. Определите минимальное время, необходимое им на составление экзаменационного задания, состоящего из 50 тестовых вопросов и 10 задач. При этом предполагается, что каждая задача и каждый тестовый вопрос имеют только одного составителя.

Тесты

1. Что входит в категорию «экономические ресурсы»:

а) естественные ресурсы (земля, недра, водные и лесные ресурсы);

б) физические и умственные способности человека, затрачиваемые при производстве товаров и услуг;

в) оборудование, станки, машины, сырье, технология;

г) способность людей принимать рациональные решения, уметь рисковать;

д) финансовые ресурсы;

е) информационный фактор;

ж) все перечисленное?

2. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления;

г) ресурсов всегда недостаточно для производства.

3. Выделите, чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства:

а) экономические ресурсы то же самое, что и факторы производства;

б) в факторы производства не входят трудовые ресурсы;

в) в экономические ресурсы не включается предпринимательская деятельность;

г) факторы производства – это вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы.

4. Взаимозаменяемость факторов производства обусловлена:

а) спецификой потребностей;

б) ограниченностью ресурсов;

в) эффективностью использования ресурсов;

г) конструктивными особенностями изделия.

5. Кривая производственных возможностей показывает различные ком-бинации двух продуктов:

а) при неполном использовании трудовых ресурсов;

б) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии;

в) изменении количества применяемых ресурсов;

г) когда технология производства и количество применяемых ресурсов с течением времени изменяются.

6. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:

а) альтернативные издержки снижаются;

б) альтернативные издержки увеличиваются;

в) альтернативные издержки постоянны;

г) все предыдущие ответы неверны.

7. Производство эффективно, если:

а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;

б) полное использование производственных ресурсов;

в) полное использование всех имеющихся ресурсов;

г) в нем не действует закон убывающей производительности факторов производства.

8. Разделение труда – это:

а) закрепление людей, участвующих в производстве, за определенными видами трудовой деятельности;

б) деление народного хозяйства на отрасли производства;

в) распределение людей по профессиям;

г) нет правильного ответа.

9. Специализация:

а) повышает производительность труда;

б) снижает производительность труда;

в) не оказывает никакого влияния на производительность труда;

г) препятствует развитию обмена.

10. На производительность труда непосредственно влияет:

а) здоровье и уровень образования рабочей силы;

б) качество машин и оборудования:

в) эффективная деятельность менеджеров;

г) все перечисленное выше.

11. Задана кривая производственных возможностей общества. Точка А, находящаяся внутри границы производственных возможностей, показывает:

а) что общество полностью использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы;

б) общество не полностью использует свои экономические ресурсы;

в) общество вообще не использует экономические ресурсы;

г) общество использует ресурсы эффективно.

12. Выберите ответ, в котором содержатся примеры всех трех видов факторов производства: земли, труда и капитала:

а) поезд метро, машинист, жетон;

б) фермер, доярка, ведро;

в) лес, охотник, ружье;

г) булочная, батон, покупатель.

13. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:

а) предельной выгодой;

б) альтернативной стоимостью;

в) ограниченностью;

г) нет правильного ответа.

14. Мэрией Москвы принято решение о строительстве нового стадиона. Цена выбора этого решения определяется:

а) ценой экономических ресурсов, используемых в строительстве;

б) суммой денег, отпущенных на строительство;

в) потерей для города постройки бассейна, от которого пришлось отказаться в пользу стадиона;

г) затратами труда, капитала и природных ресурсов.

15. У Пети Зайцева, который имеет возможность получить работу с оплатой 10 000 руб./ч или работу с оплатой 20 000 руб./ч, альтернативная стоимость одного часа досуга равна:

а) 10 000 руб./ч;

б) 15 000 руб./ч;

в) 20 000 руб./ч;

г) 0 руб./ч.

Тема 3

Наши рекомендации