Источники информации о ценах мирового рынка.

По цветным и черным металлам - "Metal Bulletin". По нефти и нефтепродуктам - "Oilgram Price Report". По другим сырьевым товарам справочники Европейского союза угля и стали. Цены по сельскохозяйственным товарам, лесной продукции развивающихся стран публикуются в справочнике Всемирного банка "Commodity Markets and the Developing Countries". Значительная часть информации для расчета цен экспортных и импортных операций содержится в Главном управлении координации и регулирования внешнеэкономических операций (ГУВО) МВЭС РФ и хозрасчетном объединении информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (Информ ВЭС) Министерства внешнеэкономических связей РФ. Важным источником данных о ценах является периодическое издание Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) "Бюллетень иностранной коммерческой информации" (БИКИ).

Заключение

Данное пособие основано на материалах лекций, которые автор читал на экономическом факультете Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова в течение четырех последних лет. В нем автор сделал упор на практическую сторону в ценообразовании, чтобы поднять уровень использования рыночных отношений в реальной работе экономистов предприятий над ценами. Необходимо отметить, что некоторые приведенные нормативные документы, пока автор работал над пособием и шел процесс его публикации, уже устарели, изменились некоторые нормативы. Наверное, этот процесс будет продолжаться. Разразившийся финансовый кризис, резкий рост цен еще раз показали, насколько важно для будущих экономистов знать теоретические и методологические основы ценообразования, они выявили необходимость для государства активнее использовать этот рычаг для регулирования рыночных отношений. В этом автор видит залог того, что дисциплина “Ценообразование” займет в дальнейшем одно из ведущих мест в общем цикле общеобразовательных предметов, изучаемых слушателями.

Литература

Нормативные материалы

1. О мерах по либерализации цен: Указ Президента от 03.12.91 г. № 297.

2. О мерах по либерализации цен: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.91 г. № 55.

3. О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. № 576.

4. Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен: Письмо Комитета Российской Федерации по политике цен № 01-17/030-23 от 1 декабря 1992 г.

5. Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен / Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053.

6. Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 121.

7. Методические указания о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению: Постановление Госкомстата Российской Федерации от 30.10.96 г. № 132.

8. Методические положения по расчету индексов цен в капитальном строительстве: Постановление Госкомстата Российской Федерации от 21.05.97 г. № 30.

9. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия: Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь. № 51. 1997. С. 12.

Основная литература

1. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М., 1997.

2. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. М., 1997.

3. Амосов А. Соотношение внутренних и мировых цен // Внешняя торговля. 1994. № 11. С. 69-72.

4. Балацкий Е.В. О дискретном характере процесса ценообразования // Вестник МГУ. 1994. № 5. Сер. 6. Экономика. С. 20-30.

5. Балацкий Е.В. Издержки и полезность как фактор ценообразования // Вестник МГУ. 1994. № 4. Сер. 6. Экономика. С. 15-26.

6. Дерябин А.А. Система ценообюразования и финансов, пути совершенствования. М.: Политиздат. 1989.

7. Косой А.М. К вопросу о масштабе цен // Деньги и кредит. 1993. № 6.

8. Кузовкин А. Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе // Экономика. 1995. № 4. С. 92-96.

9. Левшин Ф.Н. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения. 1993.

10. Лорин А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы. М.: Международные отношения, 1993.

11. Макарьев В.И. Себестоимость и затраты в 1995 г. М.: Главбух. 1995.

12. Пикулинг Р.Ф. О механизме саморегулировании цен. М.: Финансы. 1993.

13. Пунин Е.И. Ценообразование в международной торговле. М.: Международные отношения. 1986.

14. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М.: Международные отношения. 1993.

15. Селимжанов И.К. и др. Переход к рыночному ценообразованию и налогообложению // Финансы. 1993. № 11. С. 29-25.

16. Терентьев М.А. Общественно необходимые затраты труда и плановая цена в социалистическом обществе: Вопросы теории и методологии. Воронеж. 1984.

17. Усатов И.А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации. 1995.

18. Ценоообразование и рынок. М.: Прогресс. 1992.

19. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. М., 1998. 151 с.

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы ценообразования.............................................................

1. Предмет и задачи курса ценообразование...................................................................................................

1.1. Предмет курса............................................................................................................................................

1.2. Понятие цены и задачи курса....................................................................................................................

2. Система цен в рыночной экономике.............................................................................................................

2.1. Анализ структуры цены.............................................................................................................................

2.2. Деление цен по функциональному назначению........................................................................................

2.3. Деление цен по критерию изменения во времени.....................................................................................

2.4. Деление цен по критерию их регулирования............................................................................................

2.5. Деление цен по критерию прохождения товара или услуги до конечного потребителя.......................

2.6. Деление цен по критерию "Франко"..........................................................................................................

3. Факторы, определяющие изменение цен в рыночной экономике...............................................................

4. Функции цены в рыночной экономике.........................................................................................................

Глава 2. Основы методологии ценообразования..............................................................

1. Понятие и состав методологии ценообразования.....................................................................................

2. Краткие сведения из истории методологии ценообразования..................................................................

3. Методы ценообразования...........................................................................................................................

4. Себестоимость как исходная база формирования цены............................................................................

5. Состав чистого дохода, отражаемого в ценах...........................................................................................

Глава 3. Организация ценообразования................................................................................

1. Система органов ценообразования и их функции.....................................................................................

2. Прейскуранты цен.......................................................................................................................................

3. Организация контроля за соблюдением дисциплины цен.........................................................................

Глава 4. Ценовая политика государства.................................................................................

1. Либерализация цен и ее последствия.........................................................................................................

2. Масштаб цен................................................................................................................................................

3. Рычаги влияния государства на изменение цен.........................................................................................

4. Особые случаи регулирования цен............................................................................................................

4.1.Регулирование цен товаров, подпадающих под естественную монополию..........................................

4.2. Регулирование цен товаров и услуг предприятий, подпадающих под антимонопольное законодательство...............................................................................................................................................................................

4.3. Регулирование цен бартерных сделок.....................................................................................................

4.4. Регулирование торговых надбавок.........................................................................................................

Глава 5. Политика цен предприятия и ее реализация......................................................

1. Положение предприятия на рынке и ценообразование.............................................................................

2. Действие фирмы на стадии подготовки к выпуску товара или услуги на рынок.....................................

3. Состав стратегии фирмы по ценообразованию.........................................................................................

4. Тактика реализации стратегии фирмы в области ценообразования.........................................................

4.1. Тактика проникновения и закрепления на рынке....................................................................................

4.2. Тактика ступенчатых цен.........................................................................................................................

4.3. Тактика убыточного лидера.....................................................................................................................

4.4. Тактика быстрого возмещения затрат.....................................................................................................

4.5. Тактика "гонки" за лидером.....................................................................................................................

4.6. Тактика спокойной работы......................................................................................................................

4.7. Особенности формирования цены в крупных компаниях......................................................................

4.8. Использование системы скидок или приплат.........................................................................................

Глава 6. Особенности отдельных видов цен.........................................................................

1. Особенности отпускных (оптовых) цен.....................................................................................................

2. Особенности свободных розничных цен...................................................................................................

3. Особенности тарифов.................................................................................................................................

3.1 Тарифы железнодорожного транспорта...................................................................................................

3.2 Тарифы автомобильного транспорта.......................................................................................................

3.3. Тарифы связи............................................................................................................................................

4. Наценки оптовой и розничной торговли....................................................................................................

5. Таможенные платежи..................................................................................................................................

6. Цены мирового рынка.................................................................................................................................

6.1. Сущность и значение цен мирового рынка.............................................................................................

6.2. Виды цен мирового рынка и условия
их использования.................................................................................................................................................

Заключение.....................................................................................................................................................

Литература......................................................................................................................................................

[1] Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч. I. Теория цены / Под ред. В.М. Гальперина и В.Е. Есипова. СПб.: УЭФ, 1992. С. 3; Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. С. 29.

[2] Терентьев М.А. Общественно необходимые затраты труда и плановая цена в социалистическом обществе: Вопросы теории и методологии. Воронеж, 1984. С. 29.

* Эта величина устанавливается Центробанком России.

** Подробно об этом будем говорить в разделе особенностей отдельных видов цен.

* Подробно об этом будет сказано в главе 5.

* Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в главе 4.

[3] Косой А.М. К вопросу о масштабе цен // Деньги и кредит. 1993. № 6.

[4] См.: Экономика и жизнь. 1997. № 51. С. 12.

Наши рекомендации