Источники информации о ценах мирового рынка.
По цветным и черным металлам - "Metal Bulletin". По нефти и нефтепродуктам - "Oilgram Price Report". По другим сырьевым товарам справочники Европейского союза угля и стали. Цены по сельскохозяйственным товарам, лесной продукции развивающихся стран публикуются в справочнике Всемирного банка "Commodity Markets and the Developing Countries". Значительная часть информации для расчета цен экспортных и импортных операций содержится в Главном управлении координации и регулирования внешнеэкономических операций (ГУВО) МВЭС РФ и хозрасчетном объединении информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (Информ ВЭС) Министерства внешнеэкономических связей РФ. Важным источником данных о ценах является периодическое издание Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) "Бюллетень иностранной коммерческой информации" (БИКИ).
Заключение
Данное пособие основано на материалах лекций, которые автор читал на экономическом факультете Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова в течение четырех последних лет. В нем автор сделал упор на практическую сторону в ценообразовании, чтобы поднять уровень использования рыночных отношений в реальной работе экономистов предприятий над ценами. Необходимо отметить, что некоторые приведенные нормативные документы, пока автор работал над пособием и шел процесс его публикации, уже устарели, изменились некоторые нормативы. Наверное, этот процесс будет продолжаться. Разразившийся финансовый кризис, резкий рост цен еще раз показали, насколько важно для будущих экономистов знать теоретические и методологические основы ценообразования, они выявили необходимость для государства активнее использовать этот рычаг для регулирования рыночных отношений. В этом автор видит залог того, что дисциплина “Ценообразование” займет в дальнейшем одно из ведущих мест в общем цикле общеобразовательных предметов, изучаемых слушателями.
Литература
Нормативные материалы
1. О мерах по либерализации цен: Указ Президента от 03.12.91 г. № 297.
2. О мерах по либерализации цен: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.91 г. № 55.
3. О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 г. № 576.
4. Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен: Письмо Комитета Российской Федерации по политике цен № 01-17/030-23 от 1 декабря 1992 г.
5. Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен / Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. 21 апреля 1994 г. № ВБ/2053.
6. Основные положения ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 121.
7. Методические указания о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению: Постановление Госкомстата Российской Федерации от 30.10.96 г. № 132.
8. Методические положения по расчету индексов цен в капитальном строительстве: Постановление Госкомстата Российской Федерации от 21.05.97 г. № 30.
9. Методические рекомендации по разработке ценовой политики предприятия: Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 01.10.97 г. № 118 // Экономика и жизнь. № 51. 1997. С. 12.
Основная литература
1. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М., 1997.
2. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. М., 1997.
3. Амосов А. Соотношение внутренних и мировых цен // Внешняя торговля. 1994. № 11. С. 69-72.
4. Балацкий Е.В. О дискретном характере процесса ценообразования // Вестник МГУ. 1994. № 5. Сер. 6. Экономика. С. 20-30.
5. Балацкий Е.В. Издержки и полезность как фактор ценообразования // Вестник МГУ. 1994. № 4. Сер. 6. Экономика. С. 15-26.
6. Дерябин А.А. Система ценообюразования и финансов, пути совершенствования. М.: Политиздат. 1989.
7. Косой А.М. К вопросу о масштабе цен // Деньги и кредит. 1993. № 6.
8. Кузовкин А. Ценообразование и ценовая политика в топливно-энергетическом комплексе // Экономика. 1995. № 4. С. 92-96.
9. Левшин Ф.Н. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения. 1993.
10. Лорин А.Н. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности промышленной фирмы. М.: Международные отношения, 1993.
11. Макарьев В.И. Себестоимость и затраты в 1995 г. М.: Главбух. 1995.
12. Пикулинг Р.Ф. О механизме саморегулировании цен. М.: Финансы. 1993.
13. Пунин Е.И. Ценообразование в международной торговле. М.: Международные отношения. 1986.
14. Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. М.: Международные отношения. 1993.
15. Селимжанов И.К. и др. Переход к рыночному ценообразованию и налогообложению // Финансы. 1993. № 11. С. 29-25.
16. Терентьев М.А. Общественно необходимые затраты труда и плановая цена в социалистическом обществе: Вопросы теории и методологии. Воронеж. 1984.
17. Усатов И.А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации. 1995.
18. Ценоообразование и рынок. М.: Прогресс. 1992.
19. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое пособие. М., 1998. 151 с.
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы ценообразования.............................................................
1. Предмет и задачи курса ценообразование...................................................................................................
1.1. Предмет курса............................................................................................................................................
1.2. Понятие цены и задачи курса....................................................................................................................
2. Система цен в рыночной экономике.............................................................................................................
2.1. Анализ структуры цены.............................................................................................................................
2.2. Деление цен по функциональному назначению........................................................................................
2.3. Деление цен по критерию изменения во времени.....................................................................................
2.4. Деление цен по критерию их регулирования............................................................................................
2.5. Деление цен по критерию прохождения товара или услуги до конечного потребителя.......................
2.6. Деление цен по критерию "Франко"..........................................................................................................
3. Факторы, определяющие изменение цен в рыночной экономике...............................................................
4. Функции цены в рыночной экономике.........................................................................................................
Глава 2. Основы методологии ценообразования..............................................................
1. Понятие и состав методологии ценообразования.....................................................................................
2. Краткие сведения из истории методологии ценообразования..................................................................
3. Методы ценообразования...........................................................................................................................
4. Себестоимость как исходная база формирования цены............................................................................
5. Состав чистого дохода, отражаемого в ценах...........................................................................................
Глава 3. Организация ценообразования................................................................................
1. Система органов ценообразования и их функции.....................................................................................
2. Прейскуранты цен.......................................................................................................................................
3. Организация контроля за соблюдением дисциплины цен.........................................................................
Глава 4. Ценовая политика государства.................................................................................
1. Либерализация цен и ее последствия.........................................................................................................
2. Масштаб цен................................................................................................................................................
3. Рычаги влияния государства на изменение цен.........................................................................................
4. Особые случаи регулирования цен............................................................................................................
4.1.Регулирование цен товаров, подпадающих под естественную монополию..........................................
4.2. Регулирование цен товаров и услуг предприятий, подпадающих под антимонопольное законодательство...............................................................................................................................................................................
4.3. Регулирование цен бартерных сделок.....................................................................................................
4.4. Регулирование торговых надбавок.........................................................................................................
Глава 5. Политика цен предприятия и ее реализация......................................................
1. Положение предприятия на рынке и ценообразование.............................................................................
2. Действие фирмы на стадии подготовки к выпуску товара или услуги на рынок.....................................
3. Состав стратегии фирмы по ценообразованию.........................................................................................
4. Тактика реализации стратегии фирмы в области ценообразования.........................................................
4.1. Тактика проникновения и закрепления на рынке....................................................................................
4.2. Тактика ступенчатых цен.........................................................................................................................
4.3. Тактика убыточного лидера.....................................................................................................................
4.4. Тактика быстрого возмещения затрат.....................................................................................................
4.5. Тактика "гонки" за лидером.....................................................................................................................
4.6. Тактика спокойной работы......................................................................................................................
4.7. Особенности формирования цены в крупных компаниях......................................................................
4.8. Использование системы скидок или приплат.........................................................................................
Глава 6. Особенности отдельных видов цен.........................................................................
1. Особенности отпускных (оптовых) цен.....................................................................................................
2. Особенности свободных розничных цен...................................................................................................
3. Особенности тарифов.................................................................................................................................
3.1 Тарифы железнодорожного транспорта...................................................................................................
3.2 Тарифы автомобильного транспорта.......................................................................................................
3.3. Тарифы связи............................................................................................................................................
4. Наценки оптовой и розничной торговли....................................................................................................
5. Таможенные платежи..................................................................................................................................
6. Цены мирового рынка.................................................................................................................................
6.1. Сущность и значение цен мирового рынка.............................................................................................
6.2. Виды цен мирового рынка и условия
их использования.................................................................................................................................................
Заключение.....................................................................................................................................................
Литература......................................................................................................................................................
[1] Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч. I. Теория цены / Под ред. В.М. Гальперина и В.Е. Есипова. СПб.: УЭФ, 1992. С. 3; Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М.: Мысль, 1991. С. 29.
[2] Терентьев М.А. Общественно необходимые затраты труда и плановая цена в социалистическом обществе: Вопросы теории и методологии. Воронеж, 1984. С. 29.
* Эта величина устанавливается Центробанком России.
** Подробно об этом будем говорить в разделе особенностей отдельных видов цен.
* Подробно об этом будет сказано в главе 5.
* Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в главе 4.
[3] Косой А.М. К вопросу о масштабе цен // Деньги и кредит. 1993. № 6.
[4] См.: Экономика и жизнь. 1997. № 51. С. 12.