Советская система социальной защиты
С приходом к власти большевиков социальная помощь в России стала превращаться в деятельность, в осуществлении которой исключительная роль принадлежала государству, подчинявшему себе все общественные организации, включая профсоюзы. Поэтому той формой, к которой она фактически сводилась в течение семидесяти лет, была социальная защита. Понятие социальной защиты используется в двух смыслах – узком и широком[14]. Под социальной защитой в узком смысле имеется в виду политика государства, направленная на улучшение положения тех, кто находятся в наиболее тяжёлом положении и не в состоянии сами улучшить его. Согласно более широкому пониманию, социальная защита представляет собой создание таких общественных отношений, при которых человек может сам заботиться о себе. Иными словами, она совпадает с системой социальных гарантий, представляющих собой материальные и юридические средства, которые обеспечивают реализацию конституционных прав членов общества. Социальная защищённость в широком смысле является характеристикой общества, а не отдельных его членов или их групп. Несмотря на несомненные достижения в решении социальных проблем, Советский Союз так и не сумел создать для своих граждан достойные условия существования.
Период становления. Поворотным пунктом в истории России стал октябрь 1917 г., положивший начало изменению
основ общественного строя, в результате которого частная собственность была заменена государственной. Провозглашённый новой властью разрыв со старым обществом, получивший наиболее уродливое выражение в деятельности Пролеткульта, коснулся всех его сфер, включая социальную. Поскольку благотворительная деятельность рассматривалась идеологами марксизма как буржуазное явление, в Советской России она стала сознательно сворачиваться. Уже в первые месяцы существования новой власти многие благотворительные организации были распущены, а принадлежавшее им имущество перешло к Народному комиссариату государственного призрения, во главе которого стояла А. М. Коллонтай. На этот комиссариат, созданный в составе первого Советского правительства, были возложены «следующие основные функции: социальное обеспечение трудящихся во всех случаях нетрудоспособности; охрана материнства и младенчества; попечение об инвалидах войны и их семьях, о престарелых и несовершеннолетних»[15]. В апреле 1918 г., когда обозначились контуры советской системы социальной защиты, Народный комиссариат государственного призрения был переименован. В соответствии с постановлением Советского правительства, подписанным Лениным, он стал называться Народным комиссариатом социального обеспечения. В этом постановлении отмечалось, что название Народного комиссариата государственного призрения является «пережитком старого времени»[16].
В связи с началом Гражданской войны, усугубившей тяготы хозяйственной разрухи, Россия перешла к политике военного коммунизма, которая включала в себя национализацию промышленности, централизацию руководства производством и распределением, продразвёрстку, запрещение частной торговли, всеобщую трудовую повинность, а также уравнительность в оплате труда. Правовую основу государственной помощи нуждающимся, которая осуществлялась в
рамках этой политики в течение трёх лет, составляло Положение о социальном обеспечении трудящихся, принятое в октябре 1918 г. В нём предусматривались такие формы социального обеспечения, как врачебная помощь, денежные пособия и пенсии, а также помощь натурой. Отметим, что за период осуществления политики военного коммунизма почти в десять раз увеличилось число лиц, которые получали государственную пенсию: в 1920 г. оно равнялось одному миллиону. В то же время миллионы людей стали жертвами террора, развязанного большевиками против собственного народа. В их защиту выступила Русская православная церковь, во главе которой с 1917 г. стоял патриарх Тихон. Она сама, однако, подвергалась репрессиям со стороны властей, а её благотворительная деятельность, имевшая тысячелетнюю историю, была по существу сведена на нет. Очевидно, что фактическая ликвидация церковной благотворительности не способствовала смягчению социальных проблем, с которыми сталкивалась Советская Россия как в годы Гражданской войны, так и после её окончания.
Во время новой экономической политики, введённой в России в 1921 г., продолжилось создание советской системы социальной защиты. Замена продразвёрстки более низким натуральным налогом, с которой началось введение этой политики, привела к сокращению числа лиц, получавших помощь со стороны государства. Социальное обеспечение не распространялось больше на деревенских жителей, забота о которых ложилась на крестьянские общества взаимопомощи, создававшиеся на селе по решению Советского правительства. В 1921 г. в России началось восстановление системы социального страхования, существовавшей в ней ещё в дореволюционные времена. Через шесть лет, когда в Советском Союзе появились пенсии по старости, этой системой были охвачены практически все рабочие и служащие. Основную массу нуждающихся в 20-е годы составляли, однако, инвалиды и беспризорники. Первые из них, насчитывавшие около семи миллионов человек, полагались не только на помощь извне, но и на деятельность своих собственных организаций: в 1923 г. было создано Всероссийское общество слепых, а по прошествии трёх лет – глухонемых. Что касается беспризорников,
доставлявших массу проблем советской власти, то для помощи им, координация которой возлагалась на органы госбезопасности, создавались детские дома, а также пункты питания.
Использовав новую экономическую политику для восстановления народного хозяйства, Советский Союз в конце 20-х годов приступил к социалистическим преобразованиям, важнейшими элементами которых были индустриализация и коллективизация. Если индустриализация имела своей целью создание крупного машинного производства, которое должно было составить материальную основу будущей советской экспансии, то коллективизация – уничтожение частной собственности, сохранившейся в сельском хозяйстве. Для нового закрепощения крестьян использовались методы не только административного, но и социального характера: с 1932 г. забота о нуждающихся на селе возлагалась на колхозы, а те, кто не состояли в них, не могли рассчитывать на пособия, которые получали колхозники. Так, одна из директив Народного комиссариата труда гласила, что «пособие на предметы ухода за новорождённым, находящимся в сельской местности, не выдаётся, если мать ребёнка живёт в сельской местности и входит в состав крестьянского двора, облагаемого сельскохозяйственным налогом. Если же двор входит в состав колхоза, то пособие на предметы ухода за новорождённым выдаётся»[17]. Установлению тотального контроля Советского государства за своими гражданами способствовала паспортизация городского населения, осуществлённая в 1933 г. В процессе её осуществления тысячи беженцев, прибывших в промышленные центры из голодающих районов, были насильно включены в трудовые отряды, которые использовались на тяжёлых физических работах. В 1933 г. вопросы социального страхования были переданы в ведение профсоюзов, которые из независимой организации, выражающей интересы рабочих и служащих, превращались по существу в государственную структуру. Конец 30-х годов ознаменовался принятием жёстких мер, направленных против нарушителей трудовой
дисциплины: один прогул, а также несколько опозданий без уважительных причин влекли за собой увольнение. С июня 1940 г., когда Советский Союз стал активно готовиться к войне с Германией, эти меры ещё более ужесточились. Действительно, они предусматривали уже не увольнение, а тюремное заключение как за прогулы, так и за самовольные уходы с работы при одновременном увеличении продолжительности рабочего дня до восьми часов.
Война с Германией, растянувшаяся на четыре года, замедлила формирование советской системы социальной защиты. Вскоре после её начала на всех предприятиях Советского Союза были введены обязательные сверхурочные работы, оплачивавшиеся в полуторном размере, а продовольственные товары отпускались в соответствии с нормами, которые устанавливались отдельно для рабочих, служащих, иждивенцев и детей. В соответствии с постановлением Советского правительства, относящимся к 1942 г., на народные комиссариаты социального обеспечения, которые существовали во всех союзных республиках, возлагалась «ответственность за трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов отечественной войны, а также за устройство нуждающихся из них в дома инвалидов»[18]. В конце войны, обернувшейся для Советского Союза огромными людскими потерями, были приняты меры по увеличению помощи беременным женщинам, а также многодетным и одиноким матерям. Улучшение демографической ситуации имели своей целью установление почётного звания «Мать-героиня», а также учреждение ордена «Материнская слава» и «Медали материнства» (1944).
В первое послевоенное десятилетие в Советском Союзе завершилось формирование системы социальной защиты, которая до начала 90-х годов оставалась практически неизменной. Важнейшим элементом этой системы было социальное страхование, предполагавшее выдачу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на рождение ребёнка, на погребение, а также на переквалификацию.
В 1956 г. был принят закон, в соответствии с которым в Советском Союзе назначались три вида пенсий – по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. В последующие десятилетия советская система социальной защиты подвергалась несущественным изменениям, касавшимся, прежде всего размера пособий и пенсий, которые – как и заработная плата – регулярно повышались. В качестве её характерной черты отметим также гипертрофированное количество льготников, не поддающееся до сих пор существенному сокращению.
Социальные достижения советской эпохи. Октябрьская революция, в результате которой в России сравнительно легко установилась Советская власть, прошла под лозунгами, находившими понимание у простого народа. Эти лозунги требовали прекратить войну, передать землю крестьянам, а фабрики – рабочим. Первым документом Советской власти стал Декрет о мире, призывавший участников войны к немедленным переговорам. Его дополнял Декрет о земле, провозглашавший конфискацию помещичьих, царских, церковных и монастырских земель, которые распределялись между крестьянами. Помимо земли, объектами национализации стали банки, промышленность и транспорт, на которых устанавливался рабочий контроль. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая в январе 1918 г. Всероссийским съездом Советов, провозглашала основными задачами нового государства уничтожение всякой эксплуатации человека человеком и установление социалистической организации общества. В том же году на её основе была составлена первая советская конституция, которая декларировала права трудящихся в различных сферах жизни общества.
В Советском Союзе было принято три конституции, последняя из которых (1977) провозглашала основные права и свободы, рассматриваемые в современной культуре как высшие ценности. Она гарантировала всем гражданам СССР право на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни, а также право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами. Этим гражданам гарантировалась свобода
слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также свобода совести, предполагавшая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Конституция СССР гарантировала неприкосновенность личности, жилища, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Семья причислялась в ней к объектам социальной защиты, а долгом советского гражданина объявлялась забота о воспитании детей и подготовке их к общественно полезному труду.
За годы Советской власти были достигнуты несомненные успехи в решении социальных проблем, хотя благосостояние людей росло сравнительно медленно. Прежде всего ими было отмечено решение проблем охраны здоровья населения, а также защиты материнства и детства. Советский Союз значительно превзошёл дореволюционную Россию по большинству социально-демографических показателей, определяющих здоровье населения. Этими показателями являются прежде всего рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, заболеваемость, травматизм, а также уровень физического развития. В Советском Союзе значительно сократилась также детская смертность, уровень которой «служит качественным критерием оценки деятельности лечебно-профилактических учреждений по охране здоровья женщин и детей»[19]. Система мероприятий по охране здоровья женщин и детей включала в себя диспансеризацию женщин, патронаж беременных женщин и детей до одного года, а также динамическое наблюдение за состоянием здоровья ребёнка. Вместе с мерами социальной помощи она составляла систему защиты материнства и детства, которая была предметом гордости в советское время.
Советский Союз добился впечатляющих результатов в решении женского вопроса, хотя проявления дискриминации по половому признаку, с которыми до сих пор сталкиваются практически все страны мира, были характерны и для него. В
начале 90-х годов советские женщины не только составляли более половины рабочей силы, но и превосходили мужчин по уровню образования. То, что – вопреки официальной пропаганде – они так и не добились фактического равенства с мужчинами, получило подтверждение в постсоветской России, безработица в которой приобрела «женское лицо». Вообще обострение социальных проблем, которым сопровождался переход российской экономики на рыночные рельсы, свидетельствовало о том, что они существовали и в советское время, но либо умалчивались, либо игнорировались. Таким образом, кризис в социальной сфере, с которым столкнулась Россия в начале 90-х годов, уходит своими корнями в её прошлое.
Кризис в социальной сфере. В основе советской системы социальной защиты лежала экономика, которая управлялась не своими собственными законами, а директивами тоталитарного государства. Связанная прежде всего с принуждением людей к труду, она начала давать серьёзные сбои уже в 60-х годах, когда советский народ стал освобождаться от чувства страха, который внушался ему этим государством почти полстолетия. На третий год перестройки М. С. Горбачёв писал, что «мы прежде всего столкнулись с торможением роста экономики. Темпы прироста национального дохода за последние три пятилетки уменьшились более чем вдвое, а к началу 60-х годов они упали до уровня, который фактически приблизил нас к экономической стагнации»[20]. Застой в экономике не мог не отразиться на социальной сфере, которая финансировалась по остаточному принципу. По словам М. С. Горбачёва, появилась «глухота к социальным вопросам»[21]. Конечно, её появление было предопределено в 1917 г. приходом к власти большевиков, которые рассматривали людей как средство для достижения своих политических целей, а благотворительность – как пережиток буржуазного общества, подлежащий искоренению. Можно было бы возразить, что социализм провозгласил право на труд, отдых, жилище, а также
бесплатное образование и медицинское обслуживание. Действительно, эти права относились в Советском Союзе к числу конституционных, но материальные и юридические средства, обеспечивающие их реализацию, так и не были выработаны в полной мере. С другой стороны, трудно было бы рассчитывать на повышенное внимание к ним со стороны государства, основные интересы которого лежали в военной области. Поэтому неудивительно, что к моменту распада Советского Союза он значительно уступал странам Запада в социальной защищённости своих граждан.
Социальные проблемы никогда не были первостепенными для Советского государства, официальной идеологией которого служил марксизм, ориентировавший своих сторонников на борьбу за уничтожение мирового капитала. По словам Ленина, главное «в учении Маркса, это – выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как создателя социалистического общества»[22]. Ради высшей цели – пролетарской революции, несущей освобождение всем трудящимся, - уничтожались миллионы людей, которые объявлялись классовыми врагами. Ненависть, противоположная любви, считалась оправданной в тех случаях, когда она была «обращена против врагов человечества и подчинена цели осуществления блага для трудящихся»[23]. Поэтому принцип гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек с его проблемами, не был органически присущ марксизму, который всегда насторожённо относился к нему. Социалистическое государство оказалось не столько средством решения социально-экономических проблем, возникающих в процессе развития общества, сколько самоцелью, что роднило его с восточными деспотиями.
Имея черты, роднившие его с государствами восточного типа, Советский Союз отличался от них фактическим отсутствием традиционных форм социальной помощи, прежде всего общинной и церковной. Крестьянская община, подорванная ещё столыпинской реформой, была окончательно ликвидирована в процессе коллективизации, которая имела
своей целью установление государственного контроля над жизнью деревни. Хотя Русская православная церковь не была официально запрещена, она не могла нормально заниматься своей деятельностью, включая благотворительность. Тяжёлые бытовые условия, повсеместное пьянство, а также чрезмерная загруженность женщин не способствовали укреплению советской семьи, которая должна была играть важную роль в осуществлении социальной помощи. Поскольку традиционные формы социальной помощи были ослаблены или устранены государством, именно на него легла основная тяжесть заботы о людях. Эта забота выражалась не в том, что государство создавало людям условия для эффективного решения ими своих проблем, а в том, что оно само пыталось их решить. Поэтому возможность решения социальных проблем оказалась заложницей советской экономики, которая обнаруживала свою эффективность только в экстремальных условиях, порождённых внутренней или внешней опасностью. С середины 60-х годов, когда о такой опасности стали забывать, в Советском Союзе началось падение темпов экономического роста. Крах экономики, который не смогла предотвратить горбачёвская перестройка, породил кризис в социальной сфере, сделавший актуальным переход в России к профессиональной помощи нуждающимся.