Размещение розничной торговой сети в городах. ций наибольший удельный вес занимают инициативно привлекаемые средства
ций наибольший удельный вес занимают инициативно привлекаемые средства.
В результате сокращения инвестиций в розничную торговлю качественный состав сети изменился. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно формируют розничную сеть, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов, часто весьма ограниченных. Поэтому в стране за последние годы увеличилось число объектов мелкорозничной сети: киосков, палаток и т. п. Этот процесс неоднозначно воздействует на торговое обслуживание.
С одной стороны, увеличение пунктов реализации товаров способствует сокращению времени покупателей на поиск и приобретение товаров, созданию конкурентной среды.
С другой стороны, опережающие темпы роста объектов мелкорозничной сети отрицательно характеризуют развитие процессов формирования торговой сети в целом:
• мелкорозничная сеть не способствует развитию производства, о чем свидетельствует однообразный ассортимент реализуемой импортной продукции;
• многообразие и многочисленность объектов мелкорозничной сети нарушают архитектурный ансамбль городов;
• отсутствие условий хранения продукции, несоблюдение санитарных норм отрицательно влияют на качество товаров, здоровье
потребителей;
• мелкорозничная сеть часто предлагает услуги низкого качества, что выражается в нарушении правил продажи товаров и прав потребителей;
• значительная часть денежных средств от предприятий мелкорозничной торговли не поступает в городские (местные) бюджеты; контроль за их деятельностью ввиду специфики организации
затруднен;
• развертывание мелкорозничной торговой сети резко снижает темпы строительства магазинов как основного элемента инфраструктуры рынка.
Очевидно, что население нуждается в мелкорозничной торговле, поскольку еще какое-то время она будет решать социальные задачи по приобретению необходимых товаров непосредственно по месту жительства граждан, по решению проблем занятости населения региона, сезонной торговли. Но необходимо предпринимать определенные меры, чтобы мелкорозничная торговля приобрела цивилизованные
• во-первых, должна быть проработана стратегия размещения объектов мелкорозничной сети, исходя из того, что они должны размещаться, в первую очередь, в районах нового жилищного строительства, в которых ввод объектов торговой инфраструктуры отстает от ввода жилья;
• во-вторых, следует упорядочить размещение объектов мелкорозничной сети в торговых зонах, поскольку зачастую они установлены вплотную к жилым домам, рядом с детскими, учебными, лечебными учреждениями, что создает неудобства как для нормального и полноценного отдыха граждан, особенно и пожилых людей, нестабильную обстановку для детей, так и для нормального функционирования этих учреждений. Кроме того, непродуманность размещения создает сложности для движения пешеходов и пассажиров (около и внутри станций метрополитена, вокзалов), а также создаются предпосылки для аварийных ситуаций и возникновения опасности для жизни граждан, особенно детей (около транспортных развязок или остановок транспорта).
Поэтому наиболее целесообразным является функционирование самостоятельных объектов мелкорозничной сети в составе торговых комплексов. Торговый комплекс— это совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
В центральной части города, которая представляет интерес для туристов и гостей, где располагаются различные учреждения и которая по сути является транзитной для горожан, приоритеты должны быть отданы торговле сувенирами, товарами подарочного назначения, цветами, мороженым, прохладительными напитками.
Все вновь вводимые комплексы мелкорозничной сети должны сдаваться в аренду только на конкурсной основе, с условием благоустройства территории и поддержания архитектурно-планировочного вида на соответствующем уровне, с проведением последующих реконструкций и модернизаций объектов торговли.
В последние годы в городах стала усиленно развиваться другая ветвь внемагазинной формы продажи — городские рынки.
Рынок— это организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.
Рынки подразделяют на сельскохозяйственные (бывшие колхозные), продовольственные, вещевые и смешанные.