Социально-экономические показатели и их влияние на развитие Украины
Показатели | Предельное значение в мировой практике | Значение показателя в Украине | Вероятные социально-экономические последствия для страны |
Уровень падения промышленного производства, % | 30-40 | 45-48 | Деиндустриализация |
Доля импортных продуктов питания, % | 30-35 | Стратегическая зависимость от импорта | |
Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности, % | Сырьевая структура экономики | ||
Разорение земель, % | Деградация земельных ресурсов | ||
Затраты на науку, % | 1,51 | Деградация общества | |
Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан (коэффициент Джинни) | 1:10 | 1:20/40 | Рост социальной напряженности |
Доля населения, живущего за чертой бедности, % | 29-30 | Люмпенизация населения | |
Соотношение минимальной и средней заработной платы (индекс Кейтца) | 1:3 | 1:3,14 | Деквалификация рабочей силы |
Минимальный уровень почасовой зарплаты | 3 долл. | 0,65 долл. | Разрушение трудового потенциала экономики |
Уровень безработицы, с учетом скрытой, % | 8-10 | 17,5 | Рост обездоленных категорий населения |
Условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) | 2,06 | Интенсивная депопуляция: смертность превышает рождаемость | |
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в возрасте 20—45 лет) | 2,11-2,14 | 1,2 | Отсутствие простого замещения поколений |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения), с учетом латентной | 5-6 тыс. | 6-6,5 тыс. | Криминализация общественных отношений |
Уровень потребления алкоголя (на человека в год) | 8л | 12-14 л | Ухудшение здоровья населения |
Такая целостность, в конечном итоге, представляет собой непрерывность взаимодействия всех элементов экономики, хозяйственных факторов реальных субъектов жизнедеятельности и воспроизводства человека как определяющей производительной силы. Однако в процессе трансформации участвуют старое и новое в постоянной диалектической взаимосвязи и не только в части идеологии и политики. Это определенная форма жизни, но ей иногда пытаются навязать свои представления, концепции, модели.
Наиболее распространенными концепциями трансформационных процессов в Украине являются [30, С.273]:
1) либеральная модель экономики;
2) модель государственного управления экономикой;
3) модель развития, основанная на поддержке национальных макротехнологических приоритетов.
Соответственно первой концепции необходимо уменьшить государственное влияние на экономику, ее структуру, отказаться от ограничений внутренней торговли, значительно сократить квотирование и лицензирование, регулирование цен, быстро приватизировать государственную собственность, резко сократить дотации предприятиям и так далее. Апологетами данной концепции в Украине считаются известные политические деятели и экономисты – В.Пинзеник, В.Лановой, Ю.Ехануров, Р.Шпек; в России – Е.Гайдар, А.Чубайс.
В основе второй концепции лежит акцент на внутренний рынок, поддержка отечественного товаропроизводителя, предоставление льготных условий агропромышленному комплексу, прекращение большой приватизации и возвращение к национализации целых отраслей. Сторонниками этой концепции являются украинские экономисты Т.Ковальчук, М.Павловский и российские – А.Абалкин, С.Глазьев, Д.Львов. Они не исключают жесткого административного управления государственными предприятиями в соответствии с плановыми заданиями, фактическим делением экономики на государственный и рыночный секторы, каждый из которых должен функционировать в своих «системах координат» [30, С.274] .
Третья концепция основывается на поддержке научно-промышленного потенциала и макротехнологических приоритетах. В «Стратегії економічного та соціального розвитку України (2004-2015 рр.) “Шляхом європейської інтеграції», авторами которой являются известные украинские экономисты Гальчинский А.С., Геець В.М. и другие, были предложены две основных макротехнологии, которые создадут каркас современной экономической трансформации. Это «Украина – транзитное государство» и «Украина – высокотехнологичное, авиакосмическое государство» [27, С.82].
Макротехнология «Украина – транзитное государство» должно опираться на геоэкономические преимущества Украины. Выгодное расположение нашей страны на границе двух интеграционных зон – европейской и евразийской – и необходимость активизации сотрудничества в обоих направлениях позволят Украине использовать выгоды от взаимодействия в этих масштабных, глубоких и мощных интеграционных процессах. Наличие развитой транспортной сети будет создавать необходимые условия для транзита значительных объемов грузов.
В развитии транспортной системы Украины, повышении ее конкурентоспособности важное значение имеют автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, водный, воздушный и космический виды транспорта. Основными направлениями работы по наращиванию транзитных грузов должно стать создание национальной сети международных транспортных коридоров в соответствии с европейскими стандартами и интеграция Украины в транспортные системы Европы, Азии и Балтийско-Черноморского региона, участие в формировании транспортно-коммуникационной сети по снабжению каспийскими энергоносителями отечественных и международных рынков.
Макротехнология «Украина – высокотехнологическое, авиакосмическое государство» непосредственно связанна с макротехнологией «Украина – транзитное государство», поскольку предусматривает дальнейшее развитие воздушного и космического транспорта Украины. Но главным здесь являются высокие технологии, которые применяются в изготовлении самолетов и космических аппаратов. Стратегическая цель высокотехнологического направления развития внешнеэкономических связей Украины в долгосрочной перспективе заключается в реализации конкурентных преимуществ, связанных с формированием новой структуры отечественного экспорта, в превращении преимущественно сырьевого экспорта в экспорт продукции с высокой степенью добавленной стоимости, в овладевании „новой экономикою”, что соответствует современным тенденциям и направлениям развития мировой торговли.
Основой практической реализации данного направления могут стать конкурентные преимущества, источником которых являются уникальные высокие технологии. В структуре украинской промышленности и сферы услуг есть ряд секторов, которые, имея уникальные высокие технологии, способны выполнить роль экспортного двигателя. Это, в первую очередь, авиакосмическая промышленность, судостроение (развитие коммерческого флота на основе освоения достижений военного судостроения), космические услуги по вводу-выводу объектов на околоземную орбиту, услуги по разработке программного обеспечения и тому подобное. Именно в этом направлении будет осуществляться переход украинского общества от индустриального к постиндустриальному, от традиционной к «новой экономике».
Применение приведенных выше макротехнологий, развитие на их основе двух комплексов – транспортного и высокотехнологического, должно стать предметом особого внимания государства, которое должно интегрировать весь существующий набор инструментов государственной регуляции в целостную взаимосогласованную стратегию поощрения и развития соответствующих производств, конкурентоспособных в мировом масштабе. Такая стратегия должна изменить существующее деление ресурсов, направив их в приоритетные отрасли [16, С.410-412].
Реальная жизнь и невидимые трансформационные процессы идут также и на микроуровне. Для современных реформ ближе всего самоуправление, региональные и межрегиональные социальные взаимосвязи, формирование хозяйственно-технологических целостностей. Видимо, сегодня недостаточно ограничивать деятельность человека и общества заботами выживания, связывать её проблемами ресурсов, собственности, богатства, его распределения, использования, оценки. Возникает вопрос о процессах трансформации, связанных с будущим человека, общества, земли. В этом контексте воспроизводство основных производственных фондов уступает приоритету воспроизводства человека, развитию его духовной субстанции и производительной силы.
Главные причины неудач экономических преобразований в нашей стране лежат в концептуальной неподготовленности экономических реформ, игнорировании передовых достижений мировой и отечественной экономической науки, непонимании структурных особенностей украинской экономики в трансформационный период.
Опираясь на мировой опыт в области промышленного развития стран, отличающихся как по научно-техническому уровню, так и по ресурсному потенциалу, можно выделить следующие типы стратегии и приоритеты трансформации.
1. Стратегия использования природных ресурсов. Её придерживались, в основном, страны с богатыми запасами нефти – страны Персидского залива, Венесуэла, Колумбия. Суть её состоит в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Как правило, это небольшие государства, способные длительное время жить за счет экспорта добываемого сырья и топлива.
2. Стратегия «догоняющего развития». Суть её заключается в том, что промышленность, опираясь, главным образом, на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, производившейся ранее в индустриально развитых странах, и дополняет ниши на рынках, с которых эти страны вытесняются более дешевыми товарами. На первых этапах потребителю не предлагаются новые продукты: основной упор делается на воспроизведение уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании «догоняющих» стран переходят к более качественным и оригинальным товарам. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, Тайвань, другие страны Юго-Восточной Азии. В значительной степени эту стратегию использует и Китай.
3. Стратегия «прогрессивных технологий», которой придерживаются США, Германия, Великобритания и другие страны Западной Европы, а в последние 25 лет и Япония. Суть этой стратегии состоит в том, чтобы, опираясь на достижения НТП, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и осваивать новые рынки. Классический и наиболее успешный пример – компьютерная революция и развитие информационных технологий, родиной которых стали США.
4. Стратегия «прорыва», ориентированная на создание новых видов продукции, опережающих современные образцы на одно-два поколения. Она базируется на концепции «обогнать, не догоняя», имеет селективный характер и осуществляется на базе инновационных предприятий.
В силу огромных различий между секторами экономики и группами производств, а также, принимая во внимание свои внешние конкурентные преимущества и учитывая свои слабые места, Украина, из перечисленных выше стратегий, не может выбрать только какую-то одну.
На первый взгляд, для Украины больше подходит вторая стратегия. Но для этого, как отмечает И.П. Булеев [5, С. 61, 67] нужна единая объединяющая национальная идея (это может быть повышение качества жизни) и национальная элита, преследующая, в первую очередь, национальные интересы, формирование этики, морали и ответственности, воспитание чувства глубокого патриотизма, принадлежности к украинской нации, государству. Кроме этого, необходимо формировать значительный по удельному весу и качественному уровню средний класс на основе высокой оплаты рабочей силы. К сожалению, в Украине эти показатели просто удручающие (см. табл. 1.9).
Поэтому стратегия «догоняющего развития» и стратегия «прогрессивных технологий» должны реализовываться одновременно, а не по очереди, так как цель у них общая – достижение нового технологического уровня украинской экономики.
Стратегия «догоняющего развития» может применяться в производстве бытовой техники, двигателе- и автомобилестроении, химической промышленности. Стратегию «прогрессивных технологий» Украина может и должна проводить в производстве некоторых видов вооружения, авиакосмической и судостроительной промышленности, химическом, тяжелом и энергетическом машиностроении, транспортной сфере, индустрии информационных технологий, участвовать в мировой кооперации по нано- и биотехнологиям.
Основные стратегические ориентиры трансформации украинской экономики в переходных условиях нашли своё отражение в официальной позиции Украины на Всемирном саммите по устойчивому развитию, который проходил с 26 августа по 4 сентября 2002 г. в столице ЮАР Йоханнесбурге и был посвящен итогам десятилетней программы реализации «Повестки дня на ХХI век».
На этом саммите Президент Украины Л.Кучма заявил, что Украина готова сделать все возможное для построения общего стабильного будущего в тесном сотрудничестве с мировым сообществом. Первые конкретные шаги уже сделаны: объявлено об установлении экологического партнерства «Восток – Запад», предусматривающего совместное решение трансграничных экологических проблем между странами ЕС и 12 государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Кавказа и Центральной Азии. Международные финансовые структуры готовы содействовать этому процессу и материально, и новыми технологиями, и перераспределением долгов по схеме «долги за природу».
Другой важной для Украины партнерской инициативой является предложенная Евросоюзом программа «Вода для жизни», предполагающая сотрудничество ЕС с 12 новыми независимыми государствами и странами Африки [23, С.19].
Уже сегодня абсолютно очевидно, что объективной необходимостью трансформации экономики Украины является:
ü переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным. Это требует внесения в структуру аграрного и промышленного секторов страны существенных изменений, заключающихся в создании отраслей глубокой и комплексной переработки преимущественного местного сырья, расширении смежных и обслуживающих производств и отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего (регионального) и внешнего рынков;
ü реализация программ наращивания производства товаров для народного потребления, сбалансированных с динамикой платежеспособного спроса (ориентированной на рост заработной платы, отсутствие задержек ее выплат, восстановление сбережений населения), обеспечения эффективности социальных реформ, наличия у предприятий необходимых ресурсов, оптимизации использования оборотных средств, госзаказов с гарантированной оплатой и т.д.;
ü приоритетность малых форм хозяйствования, обеспечивающих максимальную эффективность решения различных проблем: от разработки и создания наукоемких технологий, переработки дефицитных видов природного сырья до их внедрения в промышленное производство с целью насыщения внутреннего и внешнего товарных рынков конкурентоспособной высококачественной продукцией;
ü сдерживание инфляции, индексации всех количественных параметров, экономических показателей, устранения деформаций и на этой основе структурных элементов, определяющих себестоимость (издержки производства), прибыль, параметры ее распределения, особенно с позиций сохранения рациональных пропорций воспроизводства;
ü развитие социальной направленности реформ, ведущих к повышению благосостояния народа, роста расходов на охрану здоровья, отдых, образование, переподготовку кадров, всех параметров воспроизводства работоспособного человека;
ü расширение наукоемких производств с учетом обеспеченности кадрами высокой квалификации, возможностями их подготовки в необходимые сроки;
ü осуществление структурной перестройки экономики на базе новейших технологий, при наращивании ресурсов на фундаментальные научные исследования.
Для всестороннего учета структурных приоритетов трансформационного периода академическая, вузовская и отраслевая науки могли бы обосновать программы социально-экономического развития на 10-30 лет. Это была бы научная база прогнозно-аналитической оценки целей, задач и возможностей социально-экономического развития страны по внутренним и международным параметрам, характеристикам и критериям. Думается, что ученые могли бы проанализировать все аспекты развития: социально-экономические, научно-технологические, воспроизводственные, структурные, а также экологии, развития производительной силы человека, уровня жизни, достижения рациональных нормативных соотношений доходов всех групп населения и др. Однако, финансовое обеспечение науки ограничено, что связано с объективными проблемами, прежде всего с нехваткою средств в экономике.
Государственные расходы на финансирование научных исследований за годы независимости Украины сократились более чем в 30 раз и в 2008 г. составили всего 1,51% от ВВП, из них из госбюджета – 0,4% (в 2005 г. – 1,08% и 0,41% соответственно), тогда как в Швеции – 4,3%, США – 3,8%, Германии – 3,5% России – 2,5% к их ВВП, который к тому же в десятки раз, а то и в сотни раз больше украинского.
Например, в Китае затраты на развитие информатики в 1997 г. составили 25 млрд. долл., в 2002 г. – уже 71 млрд. долл. (то есть вдвое больше, чем весь ВВП Украины), а в Украине около 5 млн. дол., то есть в 14 000 раз меньше. И это невзирая на то, что в Киеве еще в довоенные годы изготовили электронно-вычислительную машину, а в дальнейшем создали мощную школу кибернетики.
В развитых странах 10% расходов на науку идет на фундаментальные исследования, 40-60% – на конструкторско-технологические разработки, а 30-50% – на внедрение в производство и закрепление товара на рынке (дизайн, реклама, маркетинг и прочее). В Украине же расходы на научную деятельность распределяются таким способом: 60% – научно-исследовательские институты, которые занимаются фундаментальными исследованиями; 15-20% – конструкторско-технологические разработки; 5-10% – предприятия, которые осуществляют опытные образцы; 10% – на внедрение в производство и продвижение товаров на рынок. Финансирование науки требует изменений, недостатки его вынуждают научных сотрудников работать на иностранные фирмы. Не случайно, что всего 4% украинского производства имеет научное сопровождение [16, С,215-216].
Участие науки во всестороннем анализе жизнедеятельности общества должно содействовать повышению уровня принимаемых социально-экономических решений, стимулированию творческой целеустремленности и ответственности ученых, учету интеллектуального труда в создаваемом ВВП страны. Участие науки в прогнозировании производства и выработке стратегических решений должно стать непрерывным.
Реализация механизма трансформации экономического потенциала Украины для увеличения эффективности его участия в общественном производстве в условиях интеграции в систему мирохозяйственных связей предусматривает осуществление экономических трансформаций в каждом отдельно взятом регионе страны. Для этого необходимо определить значимость региона как отдельного, экономически самостоятельного субъекта трансформации национальной экономики.