Примеры тестов на определение интеллектуальной и творческой одарённости
Тесты интеллекта
Тест Векслера предназначен для индивидуального обследования уровня интеллектуального развития.
Есть 2 варианта теста:
1) Для детей от 5 до 16 лет.
2) Для испытуемых от 16 до 60 лет.
Тест состоит из 11 субтестов.
Первые 6 субтестов - вербальные и оценивают разные стороны вербального интеллекта.
1 субтест - общей осведомлённости. Исследует запас относительно простых сведений и знаний.
2 субтест - общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способности к суждению, пониманию общественных норм.
3 субтест - арифметический субтест. Оценивает лёгкость оперирования числовым материалом, концентрацию внимания.
4 субтест - установление сходства в понятиях. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению.
5 субтест - повторение цифровых рядов. Оценивает оперативную память и внимание.
6 субтест - словарный субтест. Оценивает умение понимать содержание понятий, выделять существенное и формулировать определение.
Следующие 5 субтестов направлены на изучение различных сторон невербального интеллекта.
7 субтест - шифровка цифр. Оценивает концентрацию и распределение внимания.
8 субтест - нахождение недостающих деталей. Изучает способность к зрительному анализу, умение выделять существенные детали.
9 субтест - кубики Коса. Оценивает обучаемость, способность к абстрактной аналитико-синтетической деятельности.
10 субтест - последовательные картинки. Оценивает способность к установлению причинно-следственных связей, предвосхищению событий.
11 субтест - составление фигур. Оценивает умение составлять целое из частей.
Как видно из краткого описания теста, помимо оценки общего интеллектуального уровня, можно получить оценку выраженности отдельных видов способностей: абстрактно-логических, лингвистических, математических, пространственных, особенностей памяти и внимания.
По специальной таблице устанавливается уровень развития вербального и невербального интеллекта и уровень общего интеллектуального развития. Тест позволяет выявить широкий диапазон развития от низкого до умственной одарённости.
Тест имеет ограничения в области дифференцировки уровня одарённости. Он определяет общий уровень одарённости, но внутри выборки одарённых его дифференцирующие функции ограничены.
Тест «Прогрессивные матрицы Равена» используется для группового обследования. Он предназначен для измерения общего уровня интеллектуального развития. Относится к группе «свободных от культурного влияния» невербальных тестов. Существует три варианта теста.
Первые два варианта предназначены для обычной выборки испытуемых от 8 до 16 лет и от 18 до 60 лет и третий вариант - для диагностики умственно одарённых молодых людей.
Тест представляет собой абстрактные рисунки (матрицы), в которых не хватает какого либо элемента.
Нужно найти недостающий элемент, выбрав его среди 6-8 других похожих элементов. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по двенадцать однотипных задания в каждом; сложность задания возрастает от 1-го задания к 12-му внутри каждой серии и от серии к серии в целом. В тесте реализован принцип «прогрессивности», т.е. выполнение предшествующих заданий и их серий является как бы подготовкой к выполнению последующих. Каждая серия направлена на изучение определенных интеллектуальных свойств.
Серия А - исследуется умение устанавливать элементы структуры и раскрывать связи между ними.
Серия Б - оценивается умение устанавливать аналогии между параметрами фигур.
Серия С - оценивается умение синтезировать выделенные признаки фигур в недостающую деталь определяемой фигуры.
Серия Е - наиболее сложная; здесь необходимо использовать аналитико-синтетическую деятельность для создания обобщенного образа недостающей фигуры .
По специальной таблице проводится определение уровня общего интеллектуального развития. Очень высокий уровень предполагает использование в дальнейшем вариант теста для одаренных. «Прогрессивные матрицы Равена» для одаренных имеют дифференцирующую функцию на уровне «одаренности», т.е. дифференцируют уровень одаренности: низкий, средний, высокий.
Тест ШТУР-2
Тест ШТУР разработан группой российских ученых; он предназначен для определения уровня умственного развития молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет (т.е. 8-10 классы). Используется как для группового, так и для индивидуального тестирования. ШТУР-2 – расшифровывается следующим образом: школьный тест умственного развития; цифра «2» означает второй вариант теста. В нем добавлены субтесты на невербальное мышление и память, появились более сложные задания вербального характера. Тест ШТУР-2 позволяет устанавливать как общий уровень развития одаренности, так и отдельных способностей. Кроме того, тест позволяет определить профессиональные склонности. Тест ШТУР-2 имеет две формы – форму А и форму Б. Задания в разных формах различаются по содержанию, но одинаковы по структуре и по сложности; обе формы взаимозаменяемы. Наличие двух форм одного и того же теста позволяет осуществлять последующий мониторинг развития одаренных и талантливых молодых людей.
Субтесты 1-2 – «Осведомленность». Исследуется запас сведений и знаний, полученных в школе и в личном житейском опыте.
3 Субтест - «Аналогии». Оценивает умение понимать смыслы и их взаимосвязь и устанавливать подобные связи внутри других понятий.
4 Субтест - «Классификация». Оценивает умение создавать группы понятий на основе выделенного признака.
5 Субтест - «Обобщение». Оценивается способность к формированию понятий, к анализу и обобщению.
6 Субтест – «Числовые ряды». Оценивает умение устанавливать зависимости в числовом материале.
7 Субтест - на исследование пространственного мышления. Оценивается способность к аналитической деятельности в двумерном (плоском) пространстве.
8 Субтест - на исследование пространственного объемного (3-х мерного мышления). Оценивается способность оперировать трехмерными образами во внутреннем плане.
Тест АСТУР (для Абитуриентов и Студентов Тест Умственного Развития) предназначен для исследования интеллекта молодых людей в возрасте 17-23 лет. Тест имеет структуру аналогичную Тесту ШТУР-2, но с более сложными заданиями. Наряду с особенностями умственного развития тест позволяет получить характеристику скорости протекания мыслительного процесса (субтест «Лабильность»).
АСТУР включает в себя восемь субтестов.
Первый субтест – «Осведомленность». Направлен на выявление информированности учащихся, определяемой внешкольными воздействиями (жизненный опыт).
Второй субтест – «Двойные аналогии». Выявляются комбинаторные навыки, умение мыслить по аналогии. Предъявляются две пары понятий; необходимо определить логические отношения, существующие между двумя понятиями, при условии, что в каждой паре одно понятие пропущено.
Третий субтест – «Лабильность». Выявляются темповые, скоростные особенности мыслительно-речевой деятельности испытуемых.
Четвертый субтест – «Классификация». Определяются навыки абстрагирования, оперирования вербальными понятиями.
Пятый субтест – «Обобщение». Оценивается умение выносить суждения, обобщать.
Шестой субтест – «Логические схемы». Выявляется умение устанавливать родо-видовые связи.
Седьмой субтест – «Числовые ряды». Выявляется умение находить логические закономерности построения математической информации.
Восьмой субтест – «Геометрические фигуры». Диагностирует особенности пространственного мышления.
Тесты на выявление креативности
Тесты на творчество, или креативность предназначены для измерения творческих способностей личности. Первые тесты креативности появились в 50-е гг. XX столетия. Стимулом для развития тестов креативности явились результаты многочисленных исследований, указывающие на несоответствие между успешностью выполнения тестов интеллекта и творческими способностями. Способность порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем была отделена от других способностей и названа креативностью. Наиболее известны тесты, разработанные Дж. Гилфордом (1952 г.) и П.Торрансом (1962 г.).
Вербальный тест «Необычное использование» используется для изучения вербального мышления. Тест разработан Дж. Гилфордом для учащихся школ в возрасте 10-18 лет. Тест адаптирован и стандартизирован для использования на русском языке И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой в 1996 г.
Задания теста направлены на исследования вербального творческого мышления. Они оцениваются по 4 критериям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Обобщённая оценка всех заданий позволяет установить уровень развития творческого вербального мышления.
Невербальный тест Торранса используется для диагностики творческих способностей. Он состоит из 3 субтестов.
В первом субтесте предлагается создать рисунок, использовав абстрактную фигуру в качестве части этого рисунка.
Во втором субтесте предлагается завершить незавершенные абстрактные фигуры, создав на их основе целостные рисунки.
В третьем субтесте предлагается создать завершённые рисунки на основе 30 пар вертикальных линий.
Результаты выполнения всего теста оцениваются по следующим критериям: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность. Суммарная оценка позволяет выявить низкий, средний, высокий уровень творческого ( креативного) развития. Тест Торранса имеет две формы – форму А и форму Б. Задания в разных формах различаются по содержанию, но одинаковы по структуре и по сложности; обе формы взаимозаменяемы. Наличие двух форм одного и того же теста позволяет осуществлять последующий мониторинг развития одаренных и талантливых молодых людей.
Вербальный тест Медника (тест отдаленных ассоциаций) состоит из 40 наборов слов: каждый набор состоит из 3 никак не связанных между собой слов. Предлагается найти четвёртое слово, связанное с каждым из предъявленных; при этом связь между четвёртым словом и каждым из предъявленных может устанавливаться на разных основаниях.
Суммарный балл по тесту позволяет оценить уровень развития вербального творческого мышления.