Теории ресурсной базы
Они существенно отличаются от теорий экономического роста. Теория экономического роста обращает внимание на существование одинаковых для всех местных сообществ факторов производства, эффективное использование которых в рыночных условиях ведет к выравниванию развития, или к достижению сбалансированности в масштабе всей экономики.
В противоположность теориям экономического роста теории ресурсной базы обращают внимание на неодинаковость условий и факторов развития отдельных местных сообществ, уникальность ресурсной базы и ставят проблему использования их конкурентных преимуществ в целях развития.
Следующей теорией, основанной на неоклассической модели роста, является теория местной ресурсной базы (теория наличия ресурсов). Согласно теории местной ресурсной базы развитие экономики местного сообщества зависит от того, какие природные ресурсы имеет местное сообщество, а также каков спрос на продукцию, произведенную при использовании этих ресурсов. При этом авторы теории (Сирианси-Уонтрап, Перлофф, Уингоу) подчеркивают, что ценность ресурсов - это производная величина, так же, как и спрос на этот ресурс. Иными словами, спрос на ресурсы и их ценность определяются спросом и ценностью той продукции и услуг, которые производятся с использованием данного ресурса. Величина же спроса на продукты и услуги зависит от уровня доходов людей, их субъективных оценок - вкусов, предпочтений и т.п., а также от организации производства: является ли оно монопольным или конкурирующим. Поскольку спрос на товары и услуги меняется в местном сообществе, то и отношение к местным ресурсам, их использованию также может изменяться.
Теория местной ресурсной базы косвенным образом предполагает, что в связи с изменением спроса с течением времени местные сообщества могут перемещать ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Это позволит обеспечить преимущество одного местного сообщества по сравнению с другим, а также поддержать непрерывность развития.
Зависимость спроса на товары и услуги от тех ресурсов, с помощью которых они произведены, обусловливает разделение ресурсов на «хорошие» и «плохие».
«Хороший» ресурс производит товары, востребованные на рынке, формирует широкие экономические связи в сообществе, которые возникают в связи с поставкой ресурса и его переработкой. «Хороший» ресурс отличает также то, что значительная часть прибыли от его использования в свою очередь стимулирует активный спрос на произведенные в данном местном сообществе товары и услуги (действует эффект мультипликатора-акселератора).
«Плохие» ресурсы производят товары, не пользующиеся спросом на рынке, не способствуют формированию и расширению экономических взаимосвязей.
Можно привести пример «хорошего» ресурса в местном сообществе. Хозяин животноводческой фермы использует землю, где он выращивает зерно (только фуражное) и пасет скот. Он в свою очередь побуждает к активному развитию производств, связанных с переработкой продуктов животноводства (сыры, масло, сметана и пр.), деятельность комбикормовых заводов, развитие ветеринарных услуг и т.д. Экономические связи возникают также с производителями оборудования для молокозавода, комбикормового предприятия, ветеринарного оборудования и т.п.