Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем
Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.
Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.
Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.
Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.
Смешанная экономика – представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).
6. Рынок: сущность, условия возникновения.
Рынок – есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.
Функции рынка:
1. Информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
2. Посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
3. Ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
4. Регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
5. Координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Структура рынка – это внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка.
Признаки любой структуры: тесная связь между элементами; устойчивость этой связи; целостность, совокупность данных элементов.
1. Потребительский рынок – рынок товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение потребностей индивидов.
2. Рынок инноваций – рынок на котором продаются и покупаются подлинные новинки, способные двигать НТП.
3. Рынок недвижимости – у нас представлен рынком жилья.
1. Денежный рынок – или валютный рынок охватывает только сферу внешнеэкономических отношений.
2. Рынок информации – это особый рынок, предметом купли-продажи которого яв-ся газеты, книги, картины, реклама и т.д. этот рынок способен предоставлять людям необходимую и своевременную информацию. Разновидностью рынка информации яв-ся рынок лицензий.
1. Рынок ценных бумаг – представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. Реальный капитал – это фонды предприятий (здания, сооружения, машины и т.д.).
2. Рынок факторов производства
3. Рынок труда – рынок на котором осуществляется купля-продажа услуг всех работающих независимо от квалификации. Важнейшим регулятором рынка труда яв-ся биржа труда.
Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, учреждений и организаций, обеспечивающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.
Функции инфраструктуры рынка:
- Облегчение участникам рынка реализации их интересов
- Повышение эффективности работы рыночных субъектов
- Организационное оформление рыночных отношений
- Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка