Вопрос 2. Основные модели государственного вмешательства в экономику
Вмешательство государства в экономику не является спонтанным, а базируется на ряде моделей. Обычно выделяют три модели государственного регулирования экономики: классическую, кейнсианскую, институционально-социальную.
Классическая модель предполагает минимальное вмешательство государства в экономику и основана на концепции А. Смита, в соответствии с которой оно является «ночным сторожем» рыночной экономики. Это означает, что государство должно мягко воздействовать на правила «естественной рыночной игры» предпринимателей, работников и потребителей, вытекающие из закона спроса и предложения. В то же время государство должно жестко реагировать на отклонения от этих правил, используя право, суд, армию, полицию и другие силовые структуры.
Кейнсианская модель предполагает активное и максимально допустимое вмешательство в экономику государства с целью минимизации циклических колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка. Государство, как один из важнейших субъектов рынка, принимает участие в инвестировании экономики для достижения равновесия. Государство воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение с целью повышения эффективного спроса.
Согласно кейнсианской теории, государственные инвестиции могут и должны обладать мультипликационным эффектом. Под мультипликационным эффектом инвестиций понимается множительный эффект, который достигается инвестициями в результате их «перетекания» из отрасли в отрасль, приводящего к увеличению объемов производства во всех отраслях, через которые проходят инвестиционные средства. Проходя по отраслям инвестиции, приводят к увеличению объемов производства в геометрической прогрессии, как если бы в каждую из отраслей были вложены эти инвестиции.
Кроме того, для регулирования совокупного спроса и совокупного предложения государство может использовать денежные средства в качестве автономных инвестиций. Введение Кейнсом понятия мультипликатора и выявление мультипликационного эффекта показало направление эффективного государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования. Автономные инвестиции, осуществляемые государством, в состоянии простимулировать одновременно ряд взаимосвязанных отраслей и привести к высоким темпам роста общественного производства. Значимость же государственных автономных инвестиций связана с тем, что именно государство остается самым богатым субъектом в период экономического спада. Как самый богатый субъект, государство в состоянии преодолеть ситуацию спада в развитии производства, приводя к повышению эффективности спроса.
Государственными автономными инвестициями называются инвестиции в новую технику и повышение качества продукции, приводящие к увеличению совокупного спроса и вновь созданного чистого продукта.
Согласно кейнсианской теории, автономные инвестиции, в отличие от текущих затрат на производство, дают результаты не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов. Поэтому при сравнении инвестиционных затрат с получаемыми результатами возникает проблема соизмерения разновременных ценностных показателей, которая решается посредством дисконтирования автономных инвестиций.
Как было показано в предыдущей теме, с ростом занятости происходит рост доходов и рост потребления. Государство в целях регулирования экономики в состоянии повлиять на потребление населения с помощью политики «народного капитализма», предложенной Кейнсом. Данная политика заключается в инициировании процесса индивидуального инвестирования в производство на основе распространения акций предприятий среди населения. С этой целью акции должны быть малого достоинства, чтобы быть доступными по цене любому субъекту рынка. Инвестирование в производство делает заинтересованными в результатах деятельности предприятий непосредственных производителей, повышает эффективность их труда на основе личной причастности.
Институционально-социальная модель предполагает реализацию трех функций государства (путем его исторически оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества): силовой, экономической и социальной. Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечить минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.