III этап – Механизмы реализации стратегии.
1. Определение набора мер государственного регулирования, способствующих достижению закрепленных в стратегии целей.
В условиях рыночной экономики реализация стратегии должна осуществляться не столько административными методами, сколько нормативными и рекомендательными методами.
К административным методам относят: предоставление индивидуальных налоговых, монетарных и таможенных льгот, проведение конкурсов на поставку товаров для государственных нужд и приватизационных конкурсов, осуществление процедур банкротства.
При использовании нормативных методов государство устанавливает совокупность нормативов – параметров, связывающих одни экономические величины с другими, обязательных для экономических субъектов, и контролирует их использование. У хозяйствующих субъектов сохраняется бóльшая свобода действий, но при этом государство в состоянии изменить ставки, монетарные нормативы, нормативы распределения дохода по уровням бюджетной системы, нормативы заработной платы, социальные нормативы и т.д. При этом необходим дифференцированный подход при налогообложении предприятий производственного и непроизводственного сектора, стимулирование товаропроизводителей, а также формирование налоговой системы, поощряющей процессы накопления в отношении юридических и физических лиц.
Отличительной особенностью рекомендательного метода является тесная взаимоувязка стратегических целей региона и государства. Поэтому при определении набора мер государственного регулирования важно формирование информационной базы о стратегиях, реализуемых в регионе.
2. Формирование организационной структуры управления реализации стратегии.
Стратегические цели в зависимости от изменений внешних и внутренних условий функционирования экономики должны подвергаться постоянной корректировке. Поэтому оптимальной организационной структурой является программно-целевая структура. Её особенностью является то, что создаваемые в её составе подразделения имеют двойное подчинение – по вертикали и по горизонтали и создаются из числа работников различных департаментов и отделов органов государственной власти. Именно эти структуры требуют наименьшего ресурсного обеспечения и являются наиболее экономичными.
3. Определение источников финансирования.
Ресурсы, направляемые на реализацию стратегии развития региона, могут формироваться из следующих источников:
а) собственные средства консолидированного бюджета региона (налоговые и неналоговые доходы);
б) государственные средства: субвенции, дотации, программы, имеющие общегосударственное значение (программы реструктуризации, конверсии, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и др.);
в) собственные средства предприятий и организаций региона;
г) собственные средства потребителей, в частности вкладчиков банков, заинтересованных в развитии конкретных отраслей и предприятий. Потребители полностью или частично участвуют в финансировании проектов, конкретным результатом реализации которых станет интересующая их продукция или услуги;
д) средства зарубежных инвесторов, международных банков и других финансовых организаций. Эти средства должны использоваться на закупку новых технологий.
4. Построение регулируемого варианта развития.
Регулируемый вариант развития представляет собой активный прогноз развития экономики и его разработка необходима, во-первых, для уточнения стратегических целей, а во-вторых, он выступает средством оперативного контроля по мере практической реализации основных этапов стратегии.
Максимальный успех реализации стратегии структурной трансформации экономики региона достигается при одновременном выполнении комплекса условий.
Первое условие – достаточность исходных потенциалов региона. Народнохозяйственный комплекс региона исходно должен обязательно содержать критическую массу существенных элементов, на основе которых можно будет в разумные сроки создать необходимые производственные цепочки и обеспечить реальный конкурентоспособный выход на рынки новой продукции, оказания услуг инновационного типа и т.п.
Второе условие – наличие у региона реальных конкурентных преимуществ. При этом в качестве конкурентных преимуществ народнохозяйственного комплекса могут выступать не только наличие на данной территории современных производственных мощностей и исследовательского потенциала, но и экономико-географическое расположение региона, имеющиеся на территории природные ресурсы, транспортные коммуникации и т.д.
Третье условие – наличие достаточно емких рынков сбыта существующей и перспективной продукции народнохозяйственного комплекса региона. Отсутствие таких реальных емких рынков сбыта неизбежно приведет к стагнации развития производственного комплекса региона и, как следствие, к недостижению основных целей экономического развития региона: совершенствование хозяйственной специализации, решение важнейших проблем регионального развития и рыночных преобразований в хозяйственном комплексе.
Четвертое условие – наличие достаточных источников финансовых средств. Экономическое развитие региона представляет собой весьма капиталоемкий процесс, так как включает в себя переоснащение существующих и создание новых производственных мощностей, масштабное развертывание производственно ориентированной научно-технологической деятельности, интенсивное развитие инфраструктуры. Необходимо также учитывать, что логика успешного экономического развития региона неизбежно приводит к перестройке и развитию не только базового для региона научно-промышленного комплекса, но и всего народнохозяйственного комплекса территории, что ведет к возрастанию потребности в финансовых ресурсах.
Пятое условие – наличие сильной поддержки экономического развития региона со стороны органов власти. Формирование стратегии структурной трансформации экономики региона представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализовываться политика государственных и местных органов власти, четко отраженная в нормативно-правовых документах, стимулирование участия частного, в т.ч. иностранного, капитала в развитии территории и условия такого стимулирования, обязательства государственных и местных органов власти по участию в экономическом развитии региона. Принципиально важным является то обстоятельство, что для успешного достижения своей цели политика органов власти различных уровней должна быть ориентирована на активное взаимодействие и сотрудничество, как между собой, так и с предпринимательским, в т.ч. производственным и финансовым, сектором региональной экономики.
Осуществление структурных преобразований экономики региона требует активизации роли государства в осуществлении региональной политики развития. Применяя предлагаемый нами подход к формированию стратегии развития региональных социально-экономических систем к конкретному региону – Одесской области, выделим приоритетные направления его структурной трансформации.
Промышленный сектор экономики Одесского региона, несмотря на достигнутые за последнее время темпы роста производства, в перспективе может столкнуться с двумя основными проблемами: ресурсными ограничениями и низкой конкурентоспособностью товаров.
Растущую значимость решения именно этих проблем подчеркивают такие объективно усиливающие свое влияние процессы, как рост издержек в энергоемких и ресурсоемких отраслях промышленности, повышение тарифов на продукцию естественных монополий, сокращение количества импортозамещающей продукции местных производителей.
В связи с этим стратегической целью государственной политики в промышленности является увеличение эффективности действующих предприятий и повышение качества продукции местных производителей.
Основными направлениями реализации промышленной политики должны стать:
· реконструкция и модернизация предприятий. Особо важным здесь является не восстановление устаревшего оборудования на старой технологической базе, а переход к технологиям новых технологических укладов;
· создание и динамичное развитие региональных экономических комплексов с полным циклом переработки и имеющих конкурентные преимущества. Это направление полностью соответствует закономерности развития отраслевой структуры промышленного производства, характеризующейся опережающим ростом обрабатывающей промышленности;
· конверсия предприятий ВПК, главной целью которой является переориентация части производственного и кадрового потенциала оборонных предприятий на производство гражданской продукции, в том числе увеличение выпуска наукоемкой продукции, идущей на экспорт, и товаров широкого потребления [1, С. 109];
· повышение инновационной активности и развитие производств наукоемкой продукции с целью повышения общего экспортного потенциала как Одесской области, так и государства в целом;
· сохранение существующего научно-технического и кадрового потенциала. Для этого необходимо в полной мере использовать накопленный опыт в области научных фундаментальных и прикладных исследований и внедрить результаты последних в серийное промышленное производство;
· внедрение современных стандартов и технических требований к выпускаемой продукции;
· освоение и внедрение новых энергосберегающих технологий;
· поддержка эффективного собственника, производящего конкурентоспособную продукцию через создание условий и механизмов проведения государственной политики, поддержки и развития приоритетных производств промышленного и сельскохозяйственного направления;
· сохранение доли убыточных предприятий через прохождение процедуры банкротства и передачи их эффективному собственнику, а также системы персональной ответственности руководителей.
В агропромышленном секторе экономики Одесской области произошел ряд позитивных изменений. Однако, несмотря на наметившийся рост производства, нерешенным остается ряд проблем.
В финансовом оздоровлении нуждаются большинство сельхозпроизводителей. Необходимо сформировать систему кредитно-финансового обслуживания сельского хозяйства, создать условия для концентрации земли и капитала в руках эффективных производителей, провести технологическое переоснащение аграрного производства.
Стратегическая цель аграрной политики – создание эффективного агропромышленного сектора экономики, способного обеспечить внутренние потребности региона в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, прежде всего на основе сохранения и переработки сельскохозяйственной продукции, превратить сельхозтоваропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно-активного субъекта рыночной экономики.
Основными направлениями агропромышленной политики должны стать:
· проведение инвентаризации сельхозугодий и структурной реорганизации АПК путем внутриотраслевой специализации и кооперации, развития мелкотоварного производства и содействие занятости населения в селе;
· внедрение механизмов рыночного оборота земли при сохранении государственного регулирования её целевого использования;
· финансовое оздоровление АПК, в том числе за счет реструктуризации задолженности бюджетам всех уровней;
· проведение кредитно-финансовой политики, стимулирующей рациональное использование земли, интеграцию машиностроительных и сельскохозяйственных предприятий (производство техники, оборудования, запасных частей);
· создание агрофирм, малых перерабатывающих комплексов и лизинговых компаний для поддержки сельского производителя, как основы гибкого высокорентабельного малого аграрного бизнеса;
· стимулирование производственной и организационной интеграции сельхозпроизводителей и перерабатывающей промышленности, создания аграрных концернов с полным циклом;
· осуществление господдержки эффективно работающих сельхозпроизводителей, развития социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности (энергообеспечение, транспортные коммуникации и средства связи, строительство жилья) [1, С. 110];
· активная поддержка и содействие налаживанию сотрудничества сельхозпроизводителей с научно-исследовательскими учреждениями в сфере разработки и внедрения научно-обоснованных систем ведения сельскохозяйственного производства, направленных на более полное использование имеющихся производственных ресурсов, сохранение экологического равновесия, создание новых сортов и технологий возделывания сельскохозяйственных культур, совершенствование селекционно-племенной работы;
· в целях повышения устойчивости сельскохозяйственного производства, сохранения плодородия почв, повышения культуры земледелия должны реализовываться целевые программы по агрохимическому обеспечению сельского хозяйства региона, развитию селекции и семеноводства сельхозкультур, совершенствованию структуры посевных площадей, созданию прочной кормовой базы.
В области развития малого и среднего бизнеса (МСБ), несмотря на достигнутый в последнее время рост численности зарегистрированных малых предприятий, в масштабах региона остаются незначительными как объем средств, привлеченных на их развитие, так и доля бюджетных поступлений от МСБ.
Поэтому стратегической целью государственной политики в области малого и среднего предпринимательства должна стать реализация потенциала МСБ, как наиболее динамичного сектора экономики региона, способного не только решить проблему занятости рабочей силы, высвобождаемой в ходе структурной трансформации экономики, но и в перспективе значительно пополнить областной бюджет.
Для этого основными направлениями региональной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства будут:
· разработка программ развития МСБ и его реальная поддержка;
· создание условий для инвестирования и кредитования МСБ;
· содействие выставочно-ярмарочной деятельности МСБ, создание Интернет-сайтов на нескольких языках для преодоления коммуникационных барьеров при общении с зарубежными инвесторами;
· формирование рынка информационных, консультационных, научно-технологических и обучающих услуг с позиций обеспечения высокого уровня подготовки инвестиционных предложений и инвестиционного проектирования;
· максимальное снижение административных барьеров как при регистрации предприятий, так и на различных этапах их жизненного цикла, проявляющееся в сокращении времени принятия решений властными структурами, внедрении принципа «единого окна» при работе с инвесторами;
· осуществление взаимодействия с наиболее известными и эффективными организациями украинского бизнеса, таких как Украинский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, с целью позиционирования благоприятного инвестиционного климата региона, а также поиска потенциальных инвесторов в структурах их максимальной концентрации, что позволит не распылять усилия и использовать существующие возможности коммуникационного обмена;
· разработка и широкое распространение отраслевых прогнозов развития малого и среднего предпринимательства для повышения обоснованности принимаемых решений и снижения инвестиционных рисков;
· налоговые льготы для МСБ, повышающие привлекательность малых предприятий с точки зрения размещения заказов, а также налоговые льготы для крупных корпораций в случае сотрудничества с малым и средним бизнесом, в частности, освобождение от налогообложения части прибыли, инвестируемой в малые предприятия.
В области финансово-кредитной политики стратегической целью должно стать внедрение механизма предложения кредитных ресурсов по доступным для реального сектора экономики ставкам кредита.
Основные направления будут включать:
· прекращение эмиссии государственных ценных бумаг с доходностью выше среднего уровня рентабельности реального сектора экономики;
· формирование программы денежного предложения в соответствии с установленными ориентирами ставок кредита;
· ограничение операций спекулятивного характера для коммерческих банков, установление для них нижней границы активов, которые они обязаны направить на кредиты в приоритетные сферы реальной экономики, и верхней границы активов, помещаемых в государственные ценные бумаги;
· льготное кредитование высокорисковых проектов освоения новых технологий и инновационных проектов как обязательный элемент антикризисной политики [1, С. 107];
· привлечение внебюджетных источников финансирования, повышение роли банковского и страхового капитала в финансировании инвестиционных процессов в реальном секторе и содействие развитию фондового рынка;
· проведение постоянного мониторинга финансового положения регионов для уточнения реальных возможностей регионального самофинансирования;
· государственную поддержку предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе;
· сохранение бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер и не располагающий собственными средствами;
· разработка и внедрение механизма и системы государственного и коллективно-долевого гарантирования вкладов физических лиц в целях увеличения объемов привлечения денежных средств населения и инвестирования их в реальный сектор экономики;
· внедрение форм ипотечного кредитования на основе нормативно-правового обеспечения и активизации кредитования коммерческими банками граждан под залог недвижимости;
· применение методов и реализация процедур лицензирования, пруденциального регулирования коммерческих банков, оптимизации оценки рисков в деятельности банков;
· формирование и использование механизма секьтеризации активов коммерческих банков, включая выпуск долговых обязательств;
· принятие комплекса документов нормативно-правового обеспечения рационального функционирования страховых компаний, включая добровольные и обязательные виды страхования;
· стимулирование возврата украинского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из Украины.
Значимость инвестиционной политики для социально-экономического развития любого региона трудно переоценить. Динамика развития Одесской области в стратегической перспективе во многом будет определяться её способностью к привлечению инвестиций.
Следовательно, в качестве стратегической цели государственной инвестиционной политики должно выступать всемерное повышение инвестиционной активности в регионе и создание благоприятного инвестиционного климата.
Основными направлениями государственного регулирования инвестиционных процессов в регионе должны быть:
· совершенствование инвестиционного законодательства, обеспечивающего приток капитала в реальную экономику и его защиту;
· определение конкурентных региональных инвестиционных приоритетов и осуществление на их основе вложений в развитие «точек регионального социально-экономического роста»;
· обеспечение сочетания отраслевого и регионального подходов при распределении средств госбюджета;
· более полный учет региональных особенностей при проведении рыночных реформ, прямо не связанных с инвестиционным процессом, но оказывающих влияние на него (приватизация, акционирование, развитие рыночной инфраструктуры);
· создание институциональной инфраструктуры, соответствующей международным требованиям, которая предоставит иностранному капиталу возможность выбора сферы инвестиций и снижения рисков посредством гарантий банков, государственных и региональных органов власти, ликвидности и беспрепятственного вывоза капитала и прибылей за рубеж;
· последовательную децентрализацию инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли собственных источников накоплений предприятий для финансирования проектов;
· размещение ограниченных централизованных инвестиций и финансирование инвестиционных проектов исключительно на конкурсной основе;
· расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов с привлечением капиталов других стран;
· усиление государственного контроля за целевым расходованием средств госбюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного бюджетного финансирования в форме кредита.
Стратегической целью инновационной политики является обеспечение технологической модернизации всего производства региона, что определяет следующие основные направления повышения и развития инновационного потенциала региона:
· создание благоприятной среды, стимулирующей товаропроизводителей к проведению технологического обновления производства;
· развитие рыночных реформ в научно-технической сфере, способствующих коммерциализации научно-технических достижений;
· концентрация бюджетных финансовых ресурсов, иных форм государственной экономической поддержки, ресурсов внебюджетных и негосударственных источников на приоритетных направлениях научно-технического развития и технологического перевооружения производства;
· создание новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства;
· разработка основных положений технологической стратегии в ходе структурной трансформации экономики региона;
· создание системы коллективного информационного пространства на основе сети вузовских и региональных информационных центров с актуализацией баз и банков данных для научно-технического предпринимательства;
· поэтапное развертывание мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности продукции на базе её добровольной сертификации и систем качества предприятий реального сектора экономики;
· создание в целях аккумуляции финансовых ресурсов на разработку и освоение передовых технологий, включая их патентную защиту, внебюджетного Фонда поддержки инновационной деятельности.
Отнесение политики жилищного строительства к приоритетным направлениям структурной трансформации обусловлено следующими моментами:
- увеличение потребности в жилье, что является одной из основных потребностей человека;
- строительство жилья обладает мультипликативным эффектом и является катализатором развития многих других производств (промышленности строительных материалов, производства разнообразных потребительских товаров, сферы услуг), решает проблему ЖКХ, что позволяет реально выводить эти производства из состояния кризиса.
Таким образом, стратегической целью государственной жилищной политики является создание условий для осуществления гражданами их конституционных прав на жилье.
Основными направлениями данной политики являются:
· рост доступности жилья для большей части населения через повышение платежеспособного спроса на жилье, его удешевление, расширение строительства не элитного, а относительно дешевого массового жилья;
· формирование финансово-кредитного механизма строительства (покупки) жилья в рассрочку;
· создание принципиально новой базы строительной индустрии для строительства жилья, ориентированного на индивидуальный спрос и базирующегося на традиционных подходах (кирпичное и деревянное домостроение) и использовании современных эффективных материалов и конструкций (легких утеплителей, оконных и дверных блоков, отделочных материалов);
· переориентация еще сохранившихся мощностей крупнопанельного домостроения на производство элементов домостроения повышенной этажности;
· участие государства в решении жилищной проблемы в качестве не только гаранта жилищных займов, но и инвестора в объекты общегородской или поселковой инфраструктуры индивидуального жилищного строительства [1, С. 111].
В области социальной защиты населения, несмотря на повышение уровня реальных доходов населения Одесского региона, наметившееся в последние годы, уровень бедности остается довольно высоким. Неизбежным следствием недостаточного жизнеобеспечения населения является рост заболеваемости, снижение рождаемости, повышенная смертность, ухудшение психологического климата в регионе, ухудшение криминогенной обстановки и др.
Стратегическими целями региональной политики в области социальной защиты населения должны стать:
- снижение социального неравенства и смягчение негативных последствий бедности;
- повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим домохозяйствам;
- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ.
Основными направлениями развития системы социальной защиты населения будут:
· усиление адресности социальной поддержки;
· адаптация системы социальных выплат и льгот к развивающимся рыночным отношениям;
· формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы, в том числе за счет привлечения негосударственных организаций;
· расширение спектра и повышение качества предоставляемых социальных услуг;
· улучшение положения граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, развитие сферы санаторно-курортного лечения, детского отдыха и оздоровления;
· укрепление системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, развитие системы их социальной реабилитации;
· развитие учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реабилитации инвалидов.
Экологический аспект развития экономики связан с проблемой равновесия природной системы региона. Оценка положительного и отрицательного воздействия промышленных объектов на окружающую среду определяет экологическая экспертиза. Комплексность оценки экологической ситуации региона должна сводиться к одновременному учету изменений, вызванных хозяйственной деятельностью во всех природных средах, а также в социальной среде. Полновесность учета экологического фактора в экономических критериальных показателях и обращение к многокритериальной оценке позволит существенно повысить обоснованность принимаемых решений в отношении проектов (альтернатив), социально-экономических программ структурных преобразований регионов.
Наибольший эффект при проведении природоохранных мероприятий может быть достигнут в случае рационального размещения промышленного производства, что обеспечивается предварительным экологическим обоснованием проектов.
Территориальная комплексная схема природоохранной деятельности должна служить научным обоснованием заданий по экономическому и социальному развитию территорий. Заказчиком такой схемы должны выступать Облгосадминистрации.
При экологическом обосновании программы должны рассматриваться альтернативные проекты, что обеспечивает выбор наиболее рациональных путей социально-экономического развития той или иной территории с учетом требований рационального природопользования.
В сфере государственного управления региона решение текущих проблем, зачастую осложненное нечеткостью закрепления центров ответственности, в значительной степени сужает функции государственного управления, подменяя решение стратегических задач оперативным реагированием на социально-экономическую конъюнктуру.
Структура исполнительной власти не всегда позволяет предоставлять населению качественные общественные услуги, эффективно управлять государственной собственностью, действовать в соответствии с заданными стратегическими ориентирами.
В качестве стратегических целей региональной политики в сфере государственного управления должны выступить: расширение экономической самостоятельности регионов, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и совершенствование механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.
Достижение данных целевых ориентиров потребует сконцентрировать усилия органов исполнительной власти региона на следующих основных направлениях:
· децентрализация механизмов принятия решений, особенно в области развития инфраструктуры и поддержки вновь создающихся предприятий. Расширение самостоятельности регионов и муниципалитетов упирается в проблему финансирования их полномочий, прежде всего за счет собственных ресурсов, а также в проблему их политической ответственности, без которой финансовая и хозяйственная децентрализация будет вредна [3];
· совершенствование скоординированной со стратегией развития региона системы оценок эффективности работы органов исполнительной власти и местного самоуправления;
· содействие административными, экономическими и финансовыми мерами среднему и малому бизнесу на базе разработки и осуществления социально-экономическим программ региона;
· прогнозирование показателей экономического и социального характера с целью принятия мер по устранению имеющихся отрицательных тенденций экономического и социального развития, по их предупреждению и локализации;
· содействие росту уровня региональной и межрегиональной конкуренции на товарных и финансовых рынках, рынках труда в целях свободного передвижения товаров, услуг, денежных средств и трудовых ресурсов;
· установление порядка пользования ресурсами многоотраслевого использования – земельных и водных площадей, местных природных ресурсов, регулирование процессов, обусловливающих состояние воздуха;
· проведение экономических реформ с учетом местных особенностей, реконструкция производственных фондов и структурная перестройка народнохозяйственных комплексов традиционных промышленных регионов;
· создание условий для эффективного использования трудовых ресурсов, эквивалентной оплаты труда и профессиональной подготовки и переподготовки кадров, перераспределение их между отраслями и сферами народного хозяйства регионов с обеспечением рациональной занятости [6, С.100];
· развитие системы обучения современным управленческим технологиям руководителей и специалистов государственных и муниципальных предприятий.
Таким образом, проведение структурных преобразований региональной экономики должно стать комплексным процессом, что подразумевает взаимосвязь и взаимообусловленность во времени и пространстве экономических, социальных, экологических и технологических факторов реструктуризации производств и регионов в целом, с учетом реформирования отношения собственности, трансформации финансовой сферы, других необходимых для рыночных условий институциональных изменений.
И все-таки современная экономическая ситуация и задачи возобновления экономического роста настоятельно диктуют необходимость активизации структурной трансформации экономики регионов. Поэтому в этих целях необходимо использовать инструменты инвестиционной политики, государственные и региональные целевые программы, госзакупки и другие инструменты, согласуемые с ограничениями, налагаемыми требованиями финансовой стабилизации, состоянием природно-ресурсного потенциала.
Для реализации всех мер, образующих стратегию экономической трансформации экономики регионов, требуется обеспечение стабильности экономической политики страны в целом, исходящей, в свою очередь, из принятой концепции региональной политики, направленной на обеспечение гарантий сбалансированного и гармоничного развития регионов Украины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие экономики Украины за прошедшие с момента обретения независимости годы можно охарактеризовать синусоидальным циклом развития. Причем периоды и значимость падения экономического роста и его составляющих были более значительными, чем периоды его роста.
В настоящее время к внутренним экономическим и социальным проблемам нашей страны добавились и внешние: разразившейся мировой финансово-экономический кризис со всеми вытекающими из него последствиями.
Главными препятствиями, негативно сказывающимися на конкурентоспособности отечественной продукции, на пути эффективного развития экономики Украины и дальнейшей её интеграции в мировое хозяйство, продолжают оставаться:
устаревшее и изношенное оборудование на большинстве промышленных предприятиях, не способных выпускать продукцию, конкурентоспособную по цене и качеству, на внешний, а зачастую и на внутренний рынок;
низкий уровень инвестиций в основной капитал;
низкая покупательная способность и нетребовательность населения, которая стимулирует реализацию дешевой низкокачественной отечественной и зарубежной продукции;
преобладание в структуре производства и экспорте продукции сырьевой и низкотехнологической направленности, что предопределяет низкую эффективность экономики в целом;
высокая энергоемкость производства, которая в 3-4 раза превышает соответствующие показатели для Западной Европы в пересчете на единицу ВВП, а также чрезмерная зависимость от импортных энергоносителей;
высокая себестоимость производимой продукции;
низкий технологический уровень производства;
низкая инвестиционная активность в модернизацию производств и, вследствие этого, снижение инновационной активности промышленных предприятий, которое приобретает необратимый характер;
экспорт, в основном, сырьевой и энергоемкой продукции низкой и средней стадии переработки;
увеличение зависимости экономики от внешней конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары – нефть, газ, металл и металлопродукцию, минеральные удобрения, зерно, сахар, продукцию животноводства;
рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. Стремительное увеличение импорта в страну может иметь только одно оправдание: если импорт растет за счет ввоза товаров инвестиционной номенклатуры. Этого в Украине, к сожалению, не наблюдается;
предельный уровень тенизации экономики (по официальным данным Минэкономики Украины 39%, а по неофициальным – до 60% от ВВП при пороговом значении 30%), что является следствием неэффективной налоговой политики, бюджетной поддержкой реального сектора экономики, перманентными парламентскими и очередными президентскими выборами;
углублением дифференциации социально-экономического развития регионов Украины.
Каждый регион это не только относительно самостоятельное административно-территориальное образование, порожденное территориальным разделением труда, но и социально-экономическая система, являющаяся подсистемой единого социально-экономического комплекса страны. Различные мезоэкономические образования в составе единой территориальной системы страны образуют её региональную структуру, звенья которой отличаются масштабами, функциональной ориентацией в системе национального хозяйства, статусом в системе государственного устройства, но в то же время объединены общностью определенных признаков принадлежности к макроэкономической системе и механизмов управления.
Важнейшими признаками региона являются: во-первых, наличие географических факторов, определяющих территориальные границы, во-вторых, историко-политическое прошлое каждой территориальной общности, определяющее трудовые навыки населения и его традиции, в-третьих, природно-ресурсный потенциал, оказывающий влияние на общую направленность производственной деятельности людей, на характер их материальных потребностей, особенностей быта и расселения; в-четвертых, это комплекс экономических и социальных факторов, сложившихся исторически и имеющий многообразные связи с внешней средой и в-пятых, наличие территориальных органов государственного управления.
Хотя регионы Украины значительно отличаются между собой уровнем экономического развития, все они имеют значительный потенциал для экономического роста.
Для преодоления негативных тенденций необходима переориентация промышленности и сельского хозяйства на глубокую и комплексную переработку сырья, наращивание продажи готовой продукции, в том числе способной конкурировать за рубежом. Для этого в каждой из базовых отраслей экономики нужна комплексная программа качественного совершенствования соотношения продукции добывающих и обрабатывающих производств.
Развитие топливно-энергетического комплекса необходимо основывать на диверсификации внешних источников поступления энергоносителей, преодолении монопольной зависимости от их импорта путем расширения круга поставщиков не менее, чем до трех, создании альтернативных маршрутов поступления нефти и природного газа в страну, а также приступить к разработке новых перспективных месторождений нефти и газа на шельфе украинской части Черного и Азовского морей.
В металлургическом комплексе важно создать предпосылки для реализации основных структурных сдвигов. Наряду с укреплением сырьевой базы приоритетным направлением должно стать развитие завершающих конечных переделов, специализированных на выпуске прогрессивной высокорентабельной продукции, переориентация с экспорта черных металлов на высококачественный прокат.
Основными направлениями развития машиностроения должны стать: производство авиационной и ракетно-космической техники, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение, оборудование для газотранспортных систем, производство технологического оборудования для модернизации базовых производств промышленности (энергоблоков для тепловых электростанций, шахтного оборудования, производств металлургической и химической промышленности в направлении ресурсо- и энергосбережения, экологизации, автоматизации), сельскохозяйственное машиностроение, разработка машин и оборудования для производства альтернативных видов топлива (в частности из сои и рапса), а также для реализации экологически чистых технологий.
Приоритетом на современном этапе должны стать существенное уменьшение энергоемкости производства, быстрейшее внедрение в промышленность энергосберегающих технологий, а также укрепление энергетической независимости Украины.
Сельскохозяйственный сектор экономики Украины нуждается в осуществлении в нем глубоких структурных, технологических и организационно-экономических преобразований. Вопросом особой важности является вопрос о собственности на землю: и сторонники ввода частной собственности на землю, и противники понимают, что земля должна быть в рыночном обороте. Однако необходимы действенные механизмы, пользуясь которыми сельский житель мог бы получить кредиты, заложить землю и т.п.
Необходимо повышать привлекательность украинского рынка путем создания современной рыночной инфраструктуры. На это должна быть направлена программа развития транспортно-коммуникационного комплекса страны. Основными ее задачами являются снижение транспортной составляющей в структуре затрат всех отраслей национальной экономики за счет снижения транспортных издержек и роста качества транспортно-коммуникационных услуг, повышение конкурентоспособности национальных производителей на внешних рынках и увеличение транзитных потоков через украинскую территорию.
Основным тормозом на пути создания конкурентоспособной промышленности и её интеграции в мировое хозяйство остается нехватка собственных финансовых средств, что может быть преодолено при помощи различных форм кооперирования с иностранным капиталом. Однако увеличение доли иностранного банковского капитала в банковской системе Украины должно происходить постепенно, по мере создания благоприятных внутренних условий развития банковского сектора и повышения конкурентоспособности национального банковского капитала.
Формирование региональных финансовых рынков предполагает наличие в регионах сети финансово-кредитных институтов: государственных и коммерческих банков, страховых компаний, кредитных союзов, инвестиционных фондов, институтов альтернативного инвестирования и других финансово-кредитных посредников, главное назначение которых состоит в обеспечении перелива капиталов, как на межотраслевом, так и на межрегиональном уровне. Финансово-кредитные институты – не просто посредники между промышленными и сельскохозяйственными предприятиями региона. Их важной функцией является обеспечение финансово-кредитных ресурсов региона посредством рыночных отношений. Все банковские и небанковские посредники, располагая крупными финансово-кредитными ресурсами, способствуют направлению этих ресурсов в те сферы региональной экономики, которые дают наибольшую отдачу и быструю окупаемость, а также повышают деловую активность в регионе.
Кроме того, необходим эффективный механизм активизации инвестиционного процесса на региональном уровне, который должен быть направлен на достижение конкретной цели – создание в регионах страны рыночной экономики, интегрированной в мировой хозяйство.
На сегодня можно говорить, что любая международная интеграция как страны в целом, так и её регионов, улучшает их конкурентоспособность.
Политическое решение о европейском векторе Украины базируется на усилении экономического сотрудничества со странами Евросоюза. И, действительно, с точки зрения показателей взаимной торговли товарообмен между Украиной и ЕС растёт. Однако прирост объемов взаимной торговли идет не за счет нашего экспорта, а за счет европейского импорта.
Одновременно с положительными тенденциями в европейском направлении, похолодание украинско-российских отношений в политической плоскости повлекло за собой изменение отношений в торгово-экономической плоскости, включая снижение доли внешней торговли товарами и услугами, ежегодные газовые конфликты, карамельные, мясо-молочные, трубные «войны».
Поэтому на современном этапе экономического развития Украины проектом многостороннего сотрудничества может стать создание зоны свободной торговли, которая будет рассматриваться как инструмент формирования Общего Европейского Экономического Пространства. Такая зона свободной торговли способна выполнять одновременно функцию либерализации торгового режима между ЕС и партнерами в Азии, дополнить зону свободной торговли между Россией и Украиной, что, в конечном итоге, даст возможность украинским экспортерам эффективно интегрироваться в крупнейшие рынки мира.
Важным инструментом развития приграничных регионов и фактором реализации евроинтеграционных стремлений Украины является трансграничное и межрегиональное сотрудничество, в том числе через внедрение совместных трансграничных проектов и программ, а также эффективное развитие еврорегионов.
Имеющийся опыт создания в Украине такой формы трансформации экономики регионов как СЭЗ и ТПР, недостатки, которые проявились в деятельности этих особых территориально-хозяйственных образований, а также выявленные тенденции и нарушения, потребовали систематизации проблем и объективной оценки влияния, которое они оказывают на социально-экономическое развитие региона и государства в целом, что поможет избежать ряда проблем или уменьшить их негативные последствия.
В условиях трансформации экономики регионов качественно изменяются принципы и характер их взаимосвязей с экономикой всей страны и других регионов, а также место регионов в системе межгосударственных связей. Органически структурной частью экономики страны должны стать региональные экономические комплексы, целью которых является повышение конкурентоспособности региона как на макро-, так и наднациональном уровне. С учетом создания региональных экономических комплексов необходима разработка стратегии структурной трансформации экономики региона, задача которой заключается в поиске оптимального развития региона, определяемого необходимыми положениями, законами и действиями, способствующими достижению поставленных целей. Стратегия должна отвечать долгосрочности и перспективности политики законодательной и исполнительной власти в процессе её реализации.