Трудовые ресурсы и трудовой потенциал
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«Уральский институт экономики, управления и права»
Программа учебной дисциплины
Экономика труда
Наименование направления подготовки
Бакалавры:Экономика/ Менеджмент
Автор(ы) Трофимова Л.И.
Екатеринбург
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Экономика труда» является формирование комплекса знаний, базовых умений и навыков в области экономических отношений, возникающих в процессе формирования, использования трудового потенциала общества, предприятия, ознакомление с механизмом и формами практической реализации этих отношений
1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Экономика труда» входит в число обязательных дисциплин базовой части учебного плана по направлению подготовки «Экономика». Освоение дисциплины происходит в шестом семестре. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины Экономика труда», могут быть востребованы при изучении таких дисциплин учебного плана как «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент», «Экономика предприятия» и др., а также во время прохождения учебной практики, написании курсовых работ и подготовке выпускной квалификационной работы.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
ОК -7 | Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК – 8 | Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность |
ОК-13 | Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем |
ПК-1 | Способен собрать и проанализировать исходные данных, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-3 | Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
ПК-6 | Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК-8 | Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: | · Базовые основы современной теории и методологии экономики труда |
Уметь: | · Владеть важнейшими методами анализа, использыемыми в экономике труда |
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать: | · уметь выявлять и правильно интерпретировать наиболее острые экономические проблемы формирования и использования трудового потенциала, формировать предложения ( рекомендации) по их возможному решению |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе:
· для студентов очной формы обучения: лекции – 18 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к диффференцированному зачету, – 54 часа;
· для студентов заочной формы обучения: лекции – 4 часов, практические занятия – 12 часов, домашняя контрольная и самостоятельная работа, включая подготовку к дифференцированному зачету, – 96 часов.
Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | Самостоятельная работа | |||
лекции | Семинары, практические | В том числе в интерактивной форме | Кол-во часов | Формы контроля | |||
1. | Тема 1.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал | ||||||
2. | Тема 2. Рынок труда и занятость населения | ||||||
3. | Тема 3.Организация трудовых процессов и их нормирование | ||||||
4. | Тема 4. Доходы и оплата труда | ||||||
5. | Тема.5.Производительность и эффективность труда | ||||||
6. | Подготовка к зачету | Дифференц. зачет | |||||
7. | Подготовка к экзамену | Дифф. зачет | |||||
8. | ИТОГО: |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |||
1. | Тема 1.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал | ||||
2. | Тема 2. Рынок труда и занятость населения | ||||
3. | Тема 3. Организация трудовых процессов и их нормирование | ||||
4. | Тема 4. Доходы и оплата труда | ||||
5. | Тема 5. Производительность и эффективность труда | - | |||
6. | Подготовка к экзамену | Дифф.зачет | |||
ИТОГО: |
Тема 4.2 Содержание учебной дисциплины
Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.
Понятия: труд, трудовые ресурсы , его состав и структура. Верхние и нижние границы трудоспособного возраста. Категории лиц, включаемых в численность трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы страны, региона. Понятия: экономически активное население, неактивное (пассивное) , безработные. Источники пополнения трудовых ресурсов. Условия эффективного использования трудовых ресурсов в национальном хозяйстве.
Количественные характеристики трудовых ресурсов: показатели численности .состава и движения населения . Показатели трудовой нагрузки: коэффициенты трудового замещения , пенсионной нагрузки и общей трудовой нагрузки, взаимосвязь между ними
Понятие трудовой потенциал общества, его количественные и качественные характеристики. Методы расчета численности трудовых ресурсов: демографические( по источникам формирования), экономические ( по фактической занятости).
Качественные характеристики трудового потенциала общества, динамика численности и состав населения в Российской Федерации, факторы определяющие характер этой динамики.
Качественные характеристики трудового потенциала: психофизиологические, профессионально-квалификационные, социально-личностные качества трудоспособного населения. Требования, предъявляемые к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочей силы в условиях рыночной экономики, технико- технологических и информационных нововведений. Национальные проекты « образование». Формирование работника широкого профиля.
Индекс развития человеческого потенциала(ИЧП), его расчет и динамика.
Понятие формирование и использование трудовых ресурсов Виды и типы воспроизводства. Элементы воспроизводства, показатели его характеризующие.
Понятие « миграция». Классификация видов миграции по признакам: в зависимости от пересечения административных границ, по времени пребывания в месте въезда, в зависимости от причин, по формам реализации. Функции миграции. Показатели, характеризующие миграцию. Органы государственной власти, формирующие и регулирующие миграционную политику. Понятия беженцы и переселенцы.
Показатели естественного движения населения: абсолютные и относительные , их расчет .Демографическая политика государства.