Особенности социально-трудовой политики России
Переход России от плановой к рыночной модели экономики с присущей ей конкуренцией, повлек за собой серьезные изменения в социально-трудовых отношениях. Патернализм советского периода сменился конкуренцией с элементами дискриминации и конфликтов.
Рынок труда в России находится пока в стадии становления. Принятие Трудового кодекса, развитие системы социального партнерства, работа трехсторонних комиссий – важные шаги на пути к его формированию, однако пока они не позволяют судить о том, будет ли он гибким, эффективным, обеспечивающим рациональную занятость.
Социально-трудовые отношения в современной России характеризуются тем, что трудовое законодательство отличается чрезмерно жестким регулированием отношений найма и увольнения, недостаточной проработкой процедур договорного регулирования трудовых отношений, ориентацией на защиту существующих рабочих мест и закреплением их за работниками, перегруженностью льготами и гарантиями, которые финансирует работодатель, не имеющий для этого необходимых оснований и стимулов.
Сложившуюся в нашей стране модель социально-трудовых отношений можно назвать ассиметричной, поскольку выгоды получает работодатель: права трудящихся в области распределения дохода, обеспечения безопасных условий труда очевидно ущемляются. Менее заметная в фазе экономического роста, в кризисной ситуации такая «ассиметричность» проявляется более отчетливо. Это выражается в попытках работодателя сэкономить на оплате, расходах на обеспечение безопасности труда, которые чаще всего удаются из-за слабости контроля за соблюдением трудового законодательства на местах.[17] По данным государственной инспекции труда, полученным в ходе проведенных в 2008 г. проверок, госинспекторами труда выявлено более 1,82 млн. нарушений трудовых прав работников, в том числе связанных с охраной труда - 1,34 млн. случаев. Территориальными органами государственной инспекции труда в 2008 г. было рассмотрено 128,8 тыс. жалоб и обращений граждан по вопросам трудового законодательства.
В рамках существующей в РФ системы управления действуют службы, занятые охраной труда, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда и т.д. При наличии определенных расхождений в целях государства и бизнеса важно, чтобы они были готовы к компромиссу, а также учитывали интересы работников. Применительно к социально-трудовым отношениям речь идет о социальном партнерстве и трипартизме, которые позволяют учитывать интересы наемных работников, предпринимателей и государства. Такое партнерство предполагает наличие соответствующих правовых документов. Но несмотря на значительную работу по совершенствованию трудового законодательства, проведенную в постсоветский период, в действующем законодательстве остается немало «белых пятен».
Из доклада Федеральной службы по труду и занятости «О результатах работы в 2008 г. по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» следует, что структура правонарушений в трудовой сфере, выявленных госинспекторами труда в ходе проведенных в 2008 г. проверок, выглядит следующим образом:
- обучение и инструктирование работников по охране труда - 17,10%;
- оплата труда - 8,49%;
- трудовые договоры - 9%;
- расследование несчастных случаев на производстве - 3,46%;
- рабочее время и время отдыха - 3,46%;
- обеспечение работников СИЗ - 5,09%;
- дисциплина труда и трудового распорядка - 1,46%;
- труд женщин - 0,92%;
- гарантии и компенсации - 0,86%;
- коллективные договоры и соглашения - 0,47%;
- труд работников в возрасте до 18 лет - 0,52%;
- материальная ответственность сторон трудового договора - 0,68%;
- рассмотрение трудовых споров - 0,47%;
- проведение медицинских осмотров - 2,19%;
- аттестация рабочих мест - 3,18%;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обеспечение - 0,84%;
- другие вопросы в области охраны труда - 41,73%;
Нарушение законодательства о труде и его охране нигде не конкретизируются, за исключением ряда статей, затрагивающих вопросы охраны труда (ст.5.27 КоАП РФ) и коллективно-договорного регулирования (ст.5.28-5.34 КоАП РФ). С 1 января 2010 г. признана утратившей силу ст.5.44 КоАП РФ, в которой предусматривалась ответственность за сокрытие страховых случаев на производстве. Вопрос о том, за какие нарушения и кого наказывать, остается на усмотрение инспектора, тогда как только ст.212 ТК РФ предусматривает по крайней мере 12 основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Особого внимания заслуживают главные вопросы трудовых отношений - об оплате труда и дифференциации доходов граждан. Известно, что работники, получающие низкую заработную плату, не в состоянии обеспечить себя и членов своей семьи полноценным пропитанием, необходимыми товарами народного потребления, жильем, услугами в сфере образования, культуры, науки и др. Как следствие, снижаются показатели качества рабочей силы - состояние здоровья, уровень образования, квалификации и т.п. И тем не менее при отсутствии четких правовых норм и процедуры заключения договоров найма отечественные предприниматели идут на занижение оплаты труда работников, руководствуясь своими коммерческими интересами и рассчитывая на бездействие профсоюзов. Государство практически всецело на стороне предпринимателей, хотя и пытается вести определенную зарплатную политику в бюджетной сфере.
Страна | Год | Удельный вес доходов по 20%-м группам населения, % от общего объема доходов | Коэффициент Джини, % | Коэффициент фондов, разы | ||||
Первая низшая | Вторая | Третья | Четвертая | Пятая высшая | ||||
Германия | 8,5 | 13,7 | 17,8 | 23,1 | 36,9 | 28,3 | 6,9 | |
Италия | 6,5 | 12,0 | 16,8 | 22,8 | 42,0 | 36,0 | 11,6 | |
Канада | 7,2 | 12,7 | 17,2 | 23,0 | 39,9 | 32,6 | 9,4 | |
Россия | 5,1 | 9,7 | 14,8 | 22,5 | 47,9 | 42,3 | 16,9 | |
Великобритания | 6,1 | 11,4 | 16,0 | 22,5 | 44,0 | 36,0 | 13,8 | |
США | 5,4 | 10,7 | 15,7 | 22,4 | 45,8 | 40,8 | 15,9 | |
Франция | 7,2 | 12,6 | 17,2 | 22,8 | 40,2 | 32,7 | 9,! | |
Япония | 10,6 | 14,2 | 17,6 | 22,0 | 35,7 | 24,9 | 4,5 |
Из табл. 1 видно, что среди стран, входящих в «большую восьмерку», у РФ самые высокие показатели социально-экономического расслоения населения по уровню доходов.[18]
Причины сложившихся неблагоприятных тенденций в развитии рынка труда и трудовых отношений связаны не только с макроэкономической ситуацией, но и в еще большей степени с институциональными условиями. Среди последних основная роль принадлежит трудовому законодательству, налоговой системе и системе социального обеспечения, организованным агентами рынка труда.
Таким образом, в России все ещё продолжается становление системы социально-трудовых отношений. И для того, чтобы ликвидировать негативные последствия реформ и стабилизировать экономику, необходимо знать западные аналоги с их позитивными и негативными сторонами.
Заключение
Итак, рассмотрев данную тему, можно сделать следующие выводы:
- социально-трудовые отношения являются показателем экономического развития страны. В развитых странах проводятся большие финансовые и научные вложения в улучшение качества трудовой жизни и социального партнерства;
- системы регулирования социально-трудовых отношений в разных странах сильно различаются. На развитие социально-трудовой сферы влияют исторические, национальные, экономические и политические особенности, а также наличие ресурсов и географическое положение. В целом, модели социально-трудовых отношений можно разделить на два вида: западные и восточные;
- опыт экономически развитых стран показывает, что при создании системы социально-трудовых отношений особое внимание нужно уделять улучшению качества трудовой жизни, системе оплаты труда и социальной защиты работников;
- Россия является страной с переходной экономикой, и потому на данном этапе развития возникают трудности регулирования социально-трудовых отношений. В период СССР стране были свойственны черты восточной модели социально-трудовых отношений. Сегодня Россия стремится к созданию оптимально сбалансированной системы, совместив опыт Востока и Запада. Для этого необходимо устранить недостатки законодательной базы и сделать систему социально-трудовых отношений более гибкой;
- на данном этапе развития существует множество недостатков в российской модели социально-трудовых отношений. В первую очередь следует обратить внимание на недостатки системы правового обеспечения трудовых отношений, а именно уклонение работодателей от исполнения обязательств в отношении наемных работников;
- особое внимание в России нужно уделить развитию социального партнерства. В развитых странах профсоюзы в большей или меньшей степени влияют на трудовую политику компаний, однако в нашей стране они практически не имеют влияния на социально-трудовые отношения. Политика трипартизма имеет множество недостатков, в том числе правовых, поэтому не может должным образом регулировать трудовые вопросы.
Список литературы
1. Влияние профсоюзов на оплату труда в США. URL: http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=582
2. Дубовец Д. Роль социально-трудовых отношений в социально-экономической системе // Человек и труд.2010.№9
3. Опыт США: государственная политика в социально-трудовой сфере. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/7_5_02.htm
4. Островский А. Китай. Особые экономические зоны -удачный социально-экономический проект // Человек и труд.2004.№6
5. Особые экономические зоны Китая.
URL: http://russian.dbw.cn/system/2006/05/25/000000747.shtml
6. Платонов О.А. Повышение качества трудовой жизни: опыт США. М.: Культурно-производственный центр «РАДА», 1992, 188с.
7. Социальное партнерство.
URL: http://abc.informbureau.com/html/nioeaeuiia_iadoiadnoai.html
8. Социально-трудовые отношения. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0131751
9. Социально-трудовые отношения.
URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialno-trudovye-otnosheniya.html
10. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30 12.2001 №197-ФЗ
11. Цыганков В. К вопросу об оценке качества трудовой жизни // Человек и труд.2007.№2
12. Янченко Е. «Ассиметричность» - специфическая черта социально-трудовых отношений в России // Человек и труд.2010.№8
13. Японский менеджмент. URL:http://www.ssman.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=2
[1] Социально-трудовые отношения. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialno-trudovye-otnosheniya.html
[2] Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30 12.2001 №197-ФЗ
[3] Социально-трудовые отношения. URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0131751
[4] Социально-трудовые отношения. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialno-trudovye-otnosheniya.html
[5] Цыганков В. К вопросу об оценке качества трудовой жизни // Человек и труд.2007.№2
[6] Платонов О.А. Повышение качества трудовой жизни: опыт США. М.: Культурно-производственный центр «РАДА», 1992, 188с.
[7] Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30 12.2001 №197-ФЗ
[8] Социальное партнерство. URL: http://abc.informbureau.com/html/nioeaeuiia_iadoiadnoai.html
[9] Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30 12.2001 №197-ФЗ
[10] Социальное партнерство. URL: http://abc.informbureau.com/html/nioeaeuiia_iadoiadnoai.html
[11] Островский А. Китай. Особые экономические зоны -удачный социально-экономический проект // Человек и труд.2004.№6
[12] Особые экономические зоны Китая. URL: http://russian.dbw.cn/system/2006/05/25/000000747.shtml
[13]Японский менеджмент. URL:http://www.ssman.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=2
[14]Японский менеджмент.
URL: http://www.ssman.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=2
[15] Опыт США: государственная политика в социально-трудовой сфере.
URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/7_5_02.htm
[16] Влияние профсоюзов на оплату труда в США.
URL: http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=582
[17] Янченко Е. «Ассиметричность» - специфическая черта социально-трудовых отношений в России // Человек и труд.2010.№8
[18] Дубовец Д. Роль социально-трудовых отношений в социально-экономической системе // Человек и труд.2010.№9