Тема. Теории международной торговли

1. Что представляет собой мировой рынок? сферу устойчивых товарно-денежных отношений по обмену произведенных национальных продуктов.

2. Что такое конъюнктура мирового рынка? -это совокупность экономических условий и факторов, которые формируют в определенный период рыночную ситуацию, т.е. состояние спроса, предложения и цены.

3. Теория абсолютных преимуществ - страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

4. Сущность теории Хекшера-Олина она объясняет сравнительные преимущества через обеспеченность страны факторами производства. Согласно этой теории товары, требующие значительного объема факторов производства (стоимость дефицитного фактора, требующего незначительных затрат) компенсируются стоимостью избыточного фактора, который возможно экспортировать.

5. «Парадокс Леонтьева» Теория основывается на многофакторности мировой торговли.

6. «Эффект масштаба» – экономия, обусловленная ростом масштаба деятельности фирмы, проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек.

7. Сколько стадий в своем развитии проходит товар? Все торговые потоки проходят стадии разработки, внедрения, расширения, зрелости и старости.

8. Какие факторы обусловили появление теории конкурентных преимуществ Портера? ■ реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции в условиях глобализации, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;

■ революционные изменения в технологиях;

· произошли изменения в технологиях;

■ появление новых индустриальных стран;

■ расширение интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

9. Основные детерминанты конкурентных преимуществ 1.Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила определенного профиля или инфраструктура), которые необходимы для успешной конкуренции в данной отрасли.

2.условия спроса, то есть на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.

3. Родственные отрасли (related) и отрасли, что поддерживают, то есть наличие или отсутствие в стране родственных отраслей или отраслей, которые поддерживают, конкурентоспособных на международном рынке.

4.Стратегія фирмы, ее структура и конкуренты, то есть условия в стране, которые определяют то, как создаются и управляются фирмы, и характер конкуренции на внутреннем рынке.

10. Тождественно ли выражение «эффект возрастающего масштаба» и «эффект экономии от масштаба» производства? нет

11. Через какие каналы осуществляется реализация машин и оборудования на мировом рынке? 1) прямой метод — путем заключения сделки непосредственно с потребителем или производителем товара 2) косвенный метод — путем осуществления торговли через посредников 3) комбинированный, или смешанный, метод,

12. Каковы основные формы международной торговли услугами? 1.Трансграничная торговля, т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга.

2. Потребление за границей, т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны

3. Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги, т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (около 40%).

4.Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране (более 1%).

13. Кому принадлежит наибольшая доля в торговле услугами на мировом рынке? США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды

14. Какие формы передачи технологий существуют? Передача технологий на: -- коммерческой основе осуществляется в следующих основных формах:

• патентные соглашения • лицензионные соглашения • ноу-хау • инжиниринг

- - на некоммерче­ской основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями

15. Какие существуют виды лицензий? • патентная лицензия • беспатентная лицензия • неисключительная, или простая • исключительная лицензия • полная лицензия • принудительная лицензия

Наши рекомендации