Источники правового обеспечения хозяйственной деятельности

Основным источником правового обеспечения хозяйственной деятельности является Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Для правового обеспечения хозяйственной деятельности особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того в Конституции РФ закреплены конституционные гарантии предпринимательской деятельности. Конституция РФ разграничивает компетенцию различных субъектов в сфере нормотворчества. Согласно Конституции определяются предметы ведения и полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, а также предмет совместного ведения России и субъектов РФ. Так, в соответствии со ст.71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. Отнесение предпринимательского и гражданского законодательства к ведению Российской Федерации вполне обоснованно. Только так можно обеспечить единое правовое регулирование предпринимательской деятельности в масштабах всей страны, определить единый порядок регулирования хозяйственных связей между субъектами предпринимательства заключения и исполнения договоров.

Вторым по своей значимости источником правового обеспечения хозяйственной деятельности является Гражданский кодекс РФ(ГК РФ), имеющий статус федерального закона (состоит из 4-х частей). Причем согласно ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ.

Помимо ГК РФ имеются другие федеральные законы, регулирующие предпринимательские отношения, а именно:

§ правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О производственных кооперативах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т.д.);

§ государственное регулирование предпринимательской деятельности (ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), и т.д.);

§ и др.

В целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных сферах хозяйственной деятельности предусмотрено издание подзаконных нормативно-правовых актов, среди которых указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы), принятые в соответствии с их компетенцией. Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ, ГК РФ и иным законам.

Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе аналогична федеральной системе законодательства (законы, подзаконные нормативно-правовые акты).

Право издавать нормативно-правовые акты имеют органы местного самоуправления, в основном это касается использования и реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Наши рекомендации