ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Финансовый университет)
Общие положения по выполнению контрольной работы
Контрольная работа по курсу «Бухгалтерский управленческий учет» предназначена для проверки степени усвоения студентами пройденного материала по данной дисциплине.
Контрольная работа выполняется после прослушивания студентами лекционного курса по дисциплине и их самостоятельной работы с рекомендованной преподавателем учебной литературой. Контрольная работа должна показать, что ее автор освоил фундаментальные знания в области современного анализа финансовых проблем компании в рыночной среде.
Учебным планом предусмотрено выполнение одной контрольной работы для очной и заочной формы обучения и двух контрольных работ для ускоренной заочной формы обучения.
Порядок выполнения контрольной работы
Контрольная работа включает в себя выполнение следующих двух заданий:
- изложение одного теоретического вопроса; - решение одной задачи.
При выборе теоретического вопроса и задачи необходимо руководствоваться таблицей, по которой определяются номера теоретического вопроса и задачи в зависимости от первой буквы фамилии студента.
Таблица распределения теоретических вопросов и задач контрольной работы
Первая буква фамилии | Номер теоретического вопроса | Номер задачи | Первая буква фамилии | Номер теоретического вопроса | Номер задачи |
А | П | ||||
Б | Р | ||||
В | С | ||||
Г | Т | ||||
Д | У | ||||
Е | Ф | ||||
Ж | Х | ||||
З | Ц | ||||
И | Ч | ||||
К | Ш | ||||
Л | Щ | ||||
М | Э | ||||
Н | Ю | ||||
О | Я |
Прежде чем приступить к выполнению заданий необходимо:
1. ознакомиться с рабочей программой курса;
2. изучить рекомендуемую литературу.
Контрольная работа должна включать:
1. титульный лист;
2. основную часть (теоретический вопрос и задача);
3. список использованных источников.
Работа оформляется по установленным правилам.
Оформление выполнения заданий
При выполнении заданий в виде теоретического вопроса необходимо переписать вопрос, затем подробно его раскрыть в логической последовательности (до 10 стр.), используя современные источники литературы (за 2013 – 2016 гг.) и действующую нормативно-правовую базу.
Выполненная контрольная работа оценивается в соответствии с критериями Положения по текущей аттестации студентов.
Выполненная и оформленная в соответствие с требованиями кафедры «Экономика и финансы» контрольная работа сдается преподавателю для проверки.
В случае неверного решения контрольной работы студент должен подготовить и представить на кафедру повторную контрольную работу того варианта, который ему укажет преподаватель.
Правильно выполненные контрольные работы является допуском к экзамену.
Требования к оформлению контрольной работы
Текстконтрольной работы выполняется с использованием компьютера и распечатывается на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт – Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал - 1,5. Полужирный шрифт для выделения названий структурных элементов работы, отдельных слов не используется. Не разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельных терминах, положениях, формулах путем использования шрифтов разной гарнитуры.
Номера страниц проставляют в середине нижнего поля листа, соблюдая сквозную нумерацию. Точка в номере страницы не ставится. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы не проставляется. Нумерация начинается со второй страницы — «Содержание».
Каждое задание и другие структурные элементы работы — содержание, список использованных источников — начинаются с новой страницы.
Формулы в контрольной работе выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе, при этом номер формулы указывается в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Формулы должны быть написаны с помощью редактора формул a .
Таблицы располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Заголовок таблицы располагается по ширине страницы. Слово «Таблица», ее порядковый номер и название через тире помещают над таблицей слева без абзацного отступа. Точка в конце заголовка не ставится. После таблицы до следующего основного текста работы пропускают одну строку полуторного интервала.
В заключительной части контрольной работы необходимо привести список использованных источников, содержащий не менее 10-12 учебников, монографий и статей периодической печати.
Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, которые использовались при написании контрольной работы и приводятся в следующем порядке:
1. федеральные конституционные законы и федеральные законы (в хронологической очередности - от последнего года принятия к предыдущему);
2. нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (в той же последовательности);
3. нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации (в той же очередности);
4. прочие федеральные нормативные правовые акты;
5. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
6. муниципальные правовые акты;
7. монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
8. авторефераты диссертаций (в алфавитном порядке);
9. научные статьи (в алфавитном порядке);
10. источники на иностранном языке;
11. Интернет-источники.
Источники нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа.
Объем контрольной работы не должен превышать 12 страниц формата А4 (шрифт 14, полуторный интервал). Образец оформления титульного листа приведен далее.
Перечень теоретических вопросов
1. Учет и контроль издержек производства и продаж продукции по центрам ответственности.
2. Сущность затрат и их классификация в бухгалтерском управленческом учете.
3. Содержание калькулирования и его роль в управлении производством.
4. Выбор и проектирование системы управленческого учета в организации.
5. Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
6. АВС – метод учета затрат и калькулирования.
7. Попередельный метод учета затрат и калькулирования.
8. Попроцессный метод учета затрат и калькулирования.
9. Учетная политика в системе управленческого учета организации.
10. Сущность и принципы нормативного метода учета затрат и калькулирования.
11. Система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат и калькулирования.
12. Современные системы учета и калькулирования неполной ограниченной себестоимости
13. Особенности системы «директ-костинг» и практика ее применения на российских предприятиях.
14. Калькулирование себестоимости с полным отнесением затрат.
15. Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации.
16. Структура генерального бюджета организации, порядок и особенности его разработки.
17. Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным бухгалтерского управленческого учета.
18. Принятие краткосрочных решений по данным бухгалтерского управленческого учета.
19. Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете.
20. Проблемы принятие долгосрочных управленческих решений по капиталовложениям с учетом особенностей инвестиционных проектов.
21. Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета.
22. Управленческий учет снабженческо-заготовительной деятельности.
23. Управленческий учет производственной деятельности.
24. Управленческий учет финансово-сбытовой деятельности.
25. Нормирование, планирование, контроль и анализ производственных затрат.
26. Управленческий учет в принятии решений предпринимательской деятельности.
27. Система внутрихозяйственной отчетности по уровням управления и сегментам бизнеса.
28. Трансфертное ценообразование в системе управленческого учета.
Задачи для выполнения
Вариант 1
Промышленная организация производит керамическую посуду. Производственный процесс состоит из двух переделов, при этом все исходное сырье для производства отпускается в первом переделе, а добавленные издержки распределяются равномерно. Исходные данные представлены в таблице.
Показатель | Единица измерения | |
руб. | шт. | |
Остаток незавершенного производства на 01.03.14. | - | 5 000 |
Стоимость сырья в незавершенном производстве | 10 000 | - |
Добавленные издержки в незавершенном производстве – 30% готовности | 8 000 | - |
Отпущено сырья на первый передел в январе | 12 000 | 6 000 |
Добавленные издержки первого передела | 10 000 | - |
Выпущено из первого передела | - | 10 000 |
Остаток незавершенного производства на 01.04.2014 – 50% готовности | - | 1 000 |
Определить себестоимость полуфабриката керамической посуды, изготовленного в первом переделе и переданного во второй передел в марте 2009 г., и остаток незавершенного производства первого передела по состоянию на 1 апреля 2009 г.
Вариант 2
Предприятие имеет 3 производственных передела и 2 обслуживающих подразделения. Сумма накладных расходов: 1 передела – 50 000 руб., 2 передела – 40 000 руб., 3 передела – 30 000 руб., 1 обслуживающего подразделения – 12 020 руб., 2 обслуживающего подразделения – 19 000 руб. Расходы обслуживающих подразделений распределяются (%):
Расходы | 1 передел | 2 передел | 3 передел | обслуживающее подразделение | обслуживающее подразделение |
1. | - | ||||
2. | - |
Распределите затраты.
Вариант 3
ООО «Марс» занимается массовым производством игрушек и имеет два цеха. В цехе А производится формовка, во втором цехе Б - обработка. Основные материалы отпускаются в производство в первом цехе. В процессе производства к затратам на материалы добавляются трудовые и накладные расходы в обоих цехах. Готовые полуфабрикаты из цеха А передаются в цех Б. После обработки в цехе Б готовая продукция передается на склад предприятия.
Данные по цеху А, полученные за месяц:
Показатели | Количество (шт.) | Степень завершенности (%) | Затраты (руб.) | |||
на начало периода НП | 10 000 | 21 000 | 19 000 | 50 000 | ||
за отчетный период начата обработка | 12 000 | 80 000 | 210 000 | 200 000 | 490 000 | |
Выпущено | 11 000 | |||||
на конец периода НП |
Определить себестоимость полуфабрикатов, которые будут переданы из цеха А в цех Б и стоимость незавершенного производства в цехе А на конец отчетного периода.
Вариант 4
Рассчитайте себестоимость внутрипроизводственных услуг. За отчетный период 3 производственных участка пользовались услугами ремонтной мастерской. Издержки ремонтной мастерской — 16000 руб. складываются из:
— заработной платы за ремонтные работы —4000 руб.; — затрат на материалы —2000 руб.; — накладных расходов — 10000 руб.
Одноэлементные затраты распределяются по производственным Участкам в следующих соотношениях.
Вид затрат | 1 участок | 2 участок | 3 участок |
З/пл за ремонтные работы Затраты на материалы | 25% 25% | 55% 65% | 20% 10% |
Известно, что 40 % накладных расходов ремонтной мастерской относятся на производственные участки аналогично затратам на материалы, а
60% — пропорционально заработной плате. Определите затраты.
Вариант 5
Организация «Омега» получила заказы на изготовление изделия А и изделия Б. Количество изделия А составляет 5 шт., изделия Б - 4 шт. Производство обоих заказов занимает три месяца. На предприятии был составлен производственный план и открыты карточки заказов на оба изделия.
В процессе выполнения заказов были произведены прямые затраты:
Таблица – Затраты на выполнение заказов (руб.)
Наименование изделия | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | |||
Материальные затраты | Трудовые затраты | Материальные затраты | Трудовые затраты | Материальные затраты | Трудовые затраты | |
изделие А | 30 000 | 50 000 | 25 000 | 40 000 | 20 000 | 45 000 |
изделие Б | 25 000 | 45 000 | 20 000 | 40 000 | 15 000 | 35 000 |
Итого | 55 000 | 95 000 | 45 000 | 80 00 | 35 000 | 80 000 |
Общепроизводственные расходы составили: 1 месяц – 30 000 рублей; 2 месяц – 25 000 рублей; 3 месяц – 20 000 рублей. Базой распределения накладных расходов на предприятии приняты трудовые расходы.
Требуется открыть карточку заказов по изделиям А и Б, а затем определить себестоимость единицы этих изделий.
Таблица – Карточка заказа по изделию *** (руб)
Наименование изделия | Изделие *** | Количество (шт.) | Итого | |
Период | Материальные затраты | Трудовые затраты | Общепроизводственные расходы | |
1 месяц | ||||
2 месяц | ||||
3 месяц | ||||
Итого |
Вариант 6
ООО «Омега» производит канцтовары. Для производства ручек были разработаны следующие нормы:
- нормативные затраты пластмассы – 2 гр. на 1 ручку;
- нормативная цена за пластмассу – 3 рубля за 1 грамм;
- нормативная цена на подвижной механизм – 2 рубля за 1 шт.;
- нормативные трудозатраты – 0,02 часа в штамповочном цехе и 0,07 часа в сборочном цехе;
- норматив оплаты труда – 50 рублей за час в штамповочном цехе и 70 рублей в сборочном цехе;
- нормативный коэффициент накладных расходов 60 рублей на 1 час трудозатрат.
Рассчитать нормативную себестоимость одной ручки.
Вариант 7
Предприятие «Орион» производит изделие А. За отчетный месяц были произведены следующие расходы:
- прямые материальные затраты -100 000 руб.;
- прямые трудовые затраты - 80 000 руб.;
- общепроизводственные расходы - 30 000 руб.;
- управленческие расходы - 70 000 руб.;
- всего за месяц выпущено 100 шт. Из них реализовано 80 шт. по цене 3000 руб. Рассчитать себестоимость изделия А двумя методами.
Таблица – Расчет себестоимости изделия А двумя методами (руб.)
Себестоимость готовой продукции | Метод полных затрат | Метод директ-костинг |
Прямые затраты труда | ||
Прямые материальные затраты | ||
Общепроизводственные расходы | ||
Управленческие расходы | ||
Итого | ||
Себестоимость остатков готовой продукции на конец месяца | ||
Себестоимость проданной продукции |
Затем определить финансовый результат:
Таблица – Определение финансового результата
Показатели, руб. | Метод полных затрат | Метод директ-костинг |
Выручка от продаж | ||
Себестоимость проданной продукции | ||
Маржинальная прибыль | ||
Управленческие расходы | ||
Операционная прибыль |
Вариант 8
Фирма продает один вид продукции по цене за единицу 750 руб. и производственными затратами 500 руб. В отчетном периоде каждому из трех основных покупателей продано по 10 000 единиц.
Общая сумма накладных расходов по сбыту составила 4 562 100 руб., в том числе на транспортировку продукции 2 562 100 руб., ее погрузку и выгрузку - 180 000 руб., заработную плату агентов по продаже 770 000 руб., послепродажное обслуживание 1 050 000 руб., производственные затраты 15000 000 руб. Показатели по процессам продаж характеризуют данные:
Показатель | Клиент 1 | Клиент 2 | Клиент 3 |
Транспортировка продукции, км. | |||
Погрузка, выгрузка, т. | |||
Услуги посредников (количество визитов к клиенту) | |||
Послепродажное обслуживание, ч. |
Произведите распределение косвенных затрат методом АВС.
Вариант 9
Организация X производит и реализует телефонные аппараты. Требуется рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении для этой организации методом маржинального дохода исходя из следующих основных данных, характеризующих ее деятельность: выручка от реализации — 72 000 руб.; переменные издержки — 42 000 руб.; постоянные издержки — 20 000 руб.; прибыль- 10 000руб.; объем произведенной продукции — 60 шт.; цена единицы продукции — 1200 руб.
Рассчитайте, что произойдет с точкой безубыточности, если цена увеличится на 10%?
Вариант 10
Требуется рассчитать, при каком объеме реализации продукции (в натуральном выражении) организация X, производящая и реализующая телефонные аппараты, достигнет прибыли в 10 000 руб. Рассмотрим порядок расчета точки безубыточности для организации X исходя из следующих данных: цена одного телефонного аппарата — 1200 руб.; переменные издержки (заработная плата рабочим, стоимость комплектующих и т.д.) в расчете на одно изделие — 700 руб.; постоянные издержки — 20 000 руб.
Рассчитайте, что произойдет с точкой безубыточности, если переменные расходы увеличатся на 10%?
Пример оформления титульного листа контрольной работы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Финансовый университет)