Таможенное дело в Советском государстве (1917-1991 гг.)

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможен ным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году нахо дился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможен ная система в России практически была разрушена: большинство тамо жен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сен тябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образо ван ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при под держке Наркома финансов В. Р. Менжинского(1).

Новая государственная власть, пришедшая к управле нию страной в результате Октябрьского переворота в Рос сии, отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монопо лии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным ин струментом регулирования внешней торговли. В период воен ного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть тамо женные учреждения (1). Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.(5)

В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет "О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятель ности местных таможенных учреждений". Обложение тамо женной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение цент ральной государственной власти (ст. 1 Декрета). Таможен ные учреждения признавались органами центральной Совет ской власти и управлялись Наркоматом по финансовым де лам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональ ные организации не могли вмешиваться в деятельность та можен (ст. 4, 5 Декрета). Местные Советы имели право над зора за деятельностью таможенных учреждений, не вмеши ваясь при этом в распорядительную и административную части работы. Советы могли назначать при таможенных уч реждениях комиссаров, которые не имели функций распо рядительного характера и были вправе осуществлять лишь общий надзор за деятельностью таможен (ст. 6, 7 Декрета). В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможен ных сборов был переименован в Главное управление тамо женного контроля, которое переходило в подчинение Нарко мата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в со ответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области управления тамо женным делом. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало та моженное дело как составную часть внешнеторговой деятель ности. В соответствии с этим постановлением Главное тамо женное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможен ные округа стали органами НКВТ на территории СССР.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет "О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных това ров", который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.

СССР 1991 г. и Закона СССР «О таможенном тарифе» 1991 г. согласно этим документам предусматривалось создание двух координационных органов – Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международных незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

18. Экономическая реформа 1986-1989 гг. - новый этап в развитии таможенной политики России. Грузовая таможенная декларация.

12 февраля 1986 года ГТУ Министерства внешней торговли было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министерств СССР. Следовательно, Главное управление государственного таможенного контроля учреждалось как самостоятельный орган государственного управления и приобрело статус союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба становится самостоятельной.

С 1986-1989 годы, несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных орган практически не изменились, так как незначительно изменился порядок осуществления экспортно-импортных операций. По- прежнему, главной задачей в деятельности таможен оставался контроль за соблюдением принципа государственной монополии внешней торговли. В этот период в основном происходило организационно-правовое развитие таможенных органов. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности таможенной системы. В организационном плане происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом: отделы, входившие в состав ГТУ Министерства финансов были преобразованы в управления Главного управления государственного таможенного контроля, шло увеличение числа местных таможенных учреждений.

После 1989 года, когда осуществился переход к новым формам управления внешней торговлей и функции таможенных органов стали постепенно видоизменяться, вследствие недостаточно радикальной реформы внутреннего хозяйства, созданный новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике ещё не начал действовать. Поэтому и новые, уже юридически закрепленные функции таможенных органов носили во многом декларативный характер.

Отсутствовала законодательная база для перестройки системы управления таможенным делом.

Во главе таможенной системы стояло Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров – Центральный таможенный орган. Положение о Главном управлении государственного таможенного контроля, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля определяло функции и порядок деятельности этого органа. Главное управление государственного таможенного контроля несло ответственность за состояние и совершенствование таможенного контроля, усиление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, эффективное применение таможенного тарифа.

В общем комплексе мероприятий по перестройке таможенного дела важным фактором явилось введение с 1 сентября 1989 г. грузовой таможенной декларации. Это позволило поставить под контроль регулирование внешнеэкономической деятельности, создать систему статистического учета — важнейшего средства государственного контроля. Введение таможенной декларации на грузы, перемещаемые через границу, способствовало более активному регулированию экспортно-импортной деятельности. Еще ранее, в мае 1988 г., в соответствии с Таможенным кодексом СССР 1964 г. и Законом « О государственной границе СССР» 1982 г. были созданы таможенные зоны, в которых осуществлялся государственный таможенный контроль за транспортными средствами, товарами, имуществом, вещами граждан, перемещаемыми через государственную границу.

19. Формирование таможенной политики России в условиях перехода к рыночной экономике. Создание таможенной службы РФ.

Концептуальное обоснование сущности и назначения таможенной политики как системы мер тарифного и нетарифного регулирования государством внешнеэкономической деятельности, инструмента защиты экономических интересов России и наполнения доходной части федерального бюджета.

Переход от политики монополии государства на внешнюю торговлю к либерализации внешнеэкономической деятельности. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Либерализация таможенно-тарифной политики. Расширение рамок беспошлинного и льготного ввоза товаров. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О временном импортном таможенном тарифе Российской Федерации». Последствия и уроки обвальной либерализации внешнеэкономической деятельности.

Введение постоянно действующего таможенного тарифа (апрель 1993 г.), подверженность тарифных ставок пошлин конъюнктурным изменениям. Частая смена импортных таможенных тарифов (1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 2000, 2001 гг.) Перенесение центра тяжести на фискальную функцию таможенного тарифа и проблема ее реализации. Введение экспортных пошлин (январь 1992 г.). Включение в таможенные тарифы, наряду с адвалорными, специфических (1994 г.) и комбинированных ставок пошлин.

Актуализация таможенного тарифа и модернизация товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. «О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

В.В. Путин о необходимости реформирования таможенной системы. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. «О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г». №148, «О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Изменение структуры таможенного тарифа в сторону снижения ставок пошлин, их унификация.

Развитие законодательной базы применения административных мер регулирования, защиты отечественного производителя и внутреннего рынка. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (октябрь 1995 г.) Создание Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике (1996 г.).

Формирование отечественного антидемпингового законодательства. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами». Проблемы защиты отечественного экспорта. Разработка ГТК России нормативных актов о применении НТО.

Проблемы совершенствования таможенного администрирования. Второе Всероссийское совещание руководящих работников таможенных органов (ноябрь 2000 г.) о задачах внедрения новых технологий таможенного администрирования.

Наши рекомендации