Прямое и переносное значения слов

Прямое значение слова - это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.

Так, слово стол имеет основное значение: 1. Предмет мебели в виде горизонтальной доски на высоких опорах, ножках.

Переносное (непрямое) значение слов возникает в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.

Так, слово стол употребляется в нескольких переносных значениях: 1. Предмет специального оборудования или часть станка холодной формы (операционный стол, поднять стол станка); 2. Питание, пища (снять комнату со столом); 3. Отделение в учреждении, ведающее специальным кругом дел (справочный стол).

Задание 7.Перепишите текст. Подчеркните словосочетания в переносном значении.

Впервые я увидел этот необычайный город, столь непохожий ни на один из городов в мире, в 1933 году и помню, как он меня тогда удивил. Здесь я сразу очутился среди южного лета. Цвело все, даже то, чему вообще цвести не положено (трава била прямо из них) - стены домов, крыши, лужи под желтой ряской, тротуары и мостовые.

В Алма-Ате все это одинаково захлестнуто, погружено до крыш в сады. Сады везде. Один сад рос даже на мостовой: клумбы, газон, небольшой бетонный фонтанчик.

В другом месте, тоже прямо на мостовой, мне повстречалась рощица белых акаций. Просто повернул я за угол - и вдруг выбежала навстречу целая семья высоких, тонких, гибко изогнутых деревьев. Они необычайной гибкостью напоминали танцующих девушек.

Написано пером - не вырубишь топором (русская пословица).

  Задание 8. Выполните тест.

1. Укажите значение слова представить.

а) Познакомить

b) Дать возможность

c) Повысить

d)Объяснить

2. Выберите нужный предлог в предложении: Поезд опаздывает … 2 часа.

а) за

b) на

c) до

d) в

3. Выберите нужный предлог в предложении: Я учусь … строительном факультете.

а) у

b) в

c) у

d) на

4. Укажите значение фразеологизма Как две капли воды

а) Сходство

b) Решение

c) Доверие

d) Влияние

Глоссарий

по-русски қазақша in english
го́род кала city
столи́ца астана capital
стро́ить қалау, салу, жасау build
мечта́ арман dream
се́рдце жүрек heart
строи́тельство құрылыс construction
архитекту́ра сәулет architecture
СРО № 17   Выучить стихотворение "Здравствуй, моя Астана" В.Рубцова наизусть  
Здравствуй, здравствуй, моя Астана!Здравствуй, здравствуй, моя Астана! Здравствуй, здравствуй, столица родная, Здравствуй, здравствуй, народ и страна, Процветанья всем вам я желаю! Помнить буду тебя я всегда, Нет любимей родимого края, Где б я ни был в других городах, Астана, не забуду тебя я! Но скитаний пройдут времена, Я вернусь и скажу, сердцем тая: Здравствуй, здравствуй, моя Астана! Здравствуй, здравствуй, столица родная! ( Рубцов В.П.)
     
СРО № 18 Реферат «Астана – красивейший город Евразии» (2-3 стр.)

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №13 (43)
  Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Тема: Кафе. Ресторан. Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Преподаватель: ассоц. профессор Абилова Батжамал Айкеновна

Задание 1. Прчитайте текст и заполните тест.

Трудно представить себе́ жизнь современного студента без компьютера и интернета. Обычно я провожу́ в интерне́т-кафе́ немало времени. Вот и сегодня я пробыл там почти́ целый день. Сначала я прочитал все сообщения, какие прислали на мой электронный адрес родители и друзья́... Потом по электронной почте я послал сообщения отцу́, брату и сестре́, отправил поздравление ко дню рожденья своему́ школьному другу.

К уроку русского языка́ мне нужно было подготовить рассказ о моей родине. Через интернет я нашёл интересную информацию, напечатал все материалы. Здесь же за несколько минут мне сделали ксерокопии моих документов. Интернет помог мне найти́ знакомых в разных странах мира. Теперь у меня есть «друзья́ по переписке» и в Европе, и в Америке, и даже в Австралии.

верно неверно
1. Трудно представить себе́ жизнь современного студента без компьютера и Интернета.    
2. Обычно он проводит в интерне́т-кафе́ мало времени    
3. По электронной почте он послал сообщения отцу́, брату и сестре́, отправил поздравление ко дню рожденья своему́ школьному другу.    
4. К уроку русского языка́ нужно было подготовить рассказ о родине.    

Задание 2. Передайте содержание близко к тексту. Согласны ли вы с мнением? Мотивируйте свой ответ.

Аппетит приходит во время еды (Франсуа Рабле).

Задание 3. Прочитайте текст и переведите выделенный абзац. Укажите ключевые слова в тексте.

Сегодня в обществе все больше людей выступают за здоровый образ жизни. Их главная цель – сберечь здоровье, чтобы вести активную жизнь и дольше прожить.

Человек специально гуляет на свежем воздухе, регулярно проветривает квартиру, делает зарядку или пробежку по утрам, занимается каким-нибудь видом спорта. Так он поддерживает свое тело в хорошей спортивной форме.

Еще один фактор здорового образа жизни – это здоровое питание. Люди, которые его практикуют, соблюдают режим приема пищи, едят только натуральные продукты. У них на столе много свежих овощей и фруктов. Люди, которые борются за здоровый образ жизни, стараются жить так, чтобы было поменьше стрессов. Должна быть строгая дисциплина, а к этому трудно приучиться. Но нужно для того, чтобы быть крепким, сильным и здоровым.

Задание 4.Дополните диалог-разговор по телефону.

Администратор ресторана:Алло! Ресторан «Пекин», администратор слушает вас.

Аскар: Здравствуйте. ………………………………..

Администратор ресторана: Пожалуйста. На сколько персон и на какое время вы хотите зарезервировать столик?

Аскар:…………………………………………….

Администратор: Так, всё записала. Ваша фамилия?

Аскар:………………………………………..

Администратор: Я зарезервировала вам столик. Добро пожаловать. Я надеюсь, вы приятно проведёте вечер в нашем ресторане!

Аскар:……………………………………

Задание 5.Соедините слова и объяснения их значений. Полученные определения запишите.

Гурман Вегетарианец Кулинар Обжора Повар Сладкоежка «тот, кто любит есть сладкое» «специалист по приготовлению пищи» «тот, кто слишком много ест, прожорливый человек» «тот, кто ест только растительную пищу и не ест мяса» «тот, кто любит и ценит изысканную пищу» «искусный мастер в кулинарии - приго­товлении пищи»

Задание 6. Прочитайтекомментарий и выполните данное ниже упражнение.

Не- и ни- в местоимениях
Запомните!
В отрицательных местоимениях пишется: под ударением – НЕ 7. не́когопросить,не́чему удивляться
Без ударения пишется – НИ 8. никого́ не просить,ничему́ не удивляться.

Задание 7. Выполните упражнение: вставьте не или ни, опираясь на .

Н…когда в стране Наречий

Жил очень странный гражданин.

Н.. с кем и н…когда он не дружил

И дружбою н…чуть не дорожил.

Н… с кем принципиально не общался,

Н…где и н…кому не улыбался,

Но как-то раз, весной, попав в беду,

Сказал он вслух в полубреду:

«Без дружбы не прожить совсем н…как,

Дружба не пустяк!»

Нет ничего опасней неполного знания (английская пословица).

Задание 8.Выполните тест.

1. Укажите значение фразеологизма Делать из мухи слона

a) Преувеличивать

b) Помогать

c) Исполнять

d) Отчаиваться

2. Укажите значение фразеологизма Водить за нос

a) Думать

b) Наказывать

c) Обманывать

d) Решать

3. Укажите значение фразеологизма: Положа руку на сердце

a) Искренне

b) Лживо

c) Медленно

d) Быстро

4. Укажите, с каким словом сочетается прилагательное земельный

a) Пол

b) Вид

c) Шар

d) Участок

Глоссарий

по-русски қазақша in english
Заказа́ть сто́лик в рестора́не Мейрамханада тапсырыс беру to order a little table at restaurant
Обслу́живание Күту Service
Прия́тного аппети́та Сүйкімді тәбеттің Bon appetit
Пе́рвое блю́до Бірінші тағам First course
Второ́е блю́до Екінші тағам Second dish
Десе́рт Десерт Dessert
Пригласи́ть в кафе́ Дәмханаға шақыру To invite in cafe
СРО № 19   Напишите поздравление (пожелание) коллеге (сокурсникам) с профессиональным праздником
СРОП №7 Написать эссе «Достопримечательности Алматы» (объем - 40 слов).
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №14 (44)
  Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Тема: Городской транспорт. Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Преподаватель: ассоц. профессор Абилова Батжамал Айкеновна

Задание 1. Прочитайте текст №14 «Из истории железнодорожных вагонов» и заполните тест. Передайте содержание близко к тексту.

Вагоны использовались для перевозки грузов задолго до появления железных дорог, их передвигали с помощью лошадей по деревянным брусьям, которые исполняли роль рельсов.

Первые грузовые железнодорожные вагоны имели небольшую грузоподъемность. В отличие от старых моделей вагоны современной конструкции имеют не деревянную, а мощную металлическую раму.

Если сравнить пассажирский вагон старого типа с новым, то будут очевидны существенные различия. Внутри вагона не было купе, вместо мягких диванов – жесткие деревянные скамьи. Ничего похожего на полки для багажа и вещей не существовало. Отсутствовали также отопление и вентиляция. В ночное время в вагонах зажигали свечи, которые ставили в настенные фонари. Современный комфортабельный пассажирский вагон похож на своего предшественника.

верно неверно
1. Вагоны передвигали с помощью лошадей по деревянным брусьям    
2. Первые грузовые железнодорожные вагоны имели очень большую грузоподъемность    
3. Внутри вагона не было купе, вместо мягких диванов – жесткие деревянные скамьи.    
4. Изначально были отопление и вентиляция    

Задание 2. Дополните диалоги.

1. – Простите, вы сейчас выходите?

- А какая сейчас остановка?

- …………….

- Нет, не выхожу. Мне на следующей.

- ………………...

- Арман, у тебя есть проездной билет?

- ……………………………………….

- Тогда нам надо заплатить за проезд.

- …………………………………………..

- У меня тоже с собой студенческий, значит, с нас 80 тенге.

2. В кассе пригородных поездов.

– Два билета до Отрара, пожалуйста.

–………………………………….

– Нет, только в Отрар.

–………………………………...

– Вот, пожалуйста.

3. В кассе поездов дальнего следования.

– Пожалуйста, четыре плацкартных билета до Уральска на скорый поезд №7 на двадцать седьмое декабря.

– К сожалению, плацкартных билетов на это число нет, остались только купейные.

–………………………………………………….

– Да. В следующий раз вы можете заранее забронировать билеты по Интернету

- ……………………………………………………

Давайте ваши удостоверения и деньги.

Задание 3.Прочитайте текст и переведите выделенный абзац. Ответьте на вопросы.

Я вошёл в кабину, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами, освещёнными, но не дневным солнечным светом, а искусственным. Наступила тишина. Взгляд мой остановился на часах. Я почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства.

Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта, но в нём было множество новых музыкальных тембров. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего. С Землёй я поддерживал двухстороннюю радиосвязь и слышал голоса товарищей, работаюших на станциях настолько отчетливо, как если бы они находились рядом.

Лучшие умы человечества прокладывали тернистый путь к звёздам. Полёт 12 апреля 1961 г. первые семимильные шаги на этом нелёгком пути.

(По Ю. Гагарину. «Дорога в космос»)

1. - Как вы думаете, что испытывает человек в космосе?

2. - Каких казахстанских космонавтов вы знаете?

3. - Что вы знаете о космических открытиях последних лет?

4. - Какие виды транспорта есть в вашем родном городе?

. Проведите дискуссию на тему "Позитивные и негативные стороны применения машин в нашей жизни". Согласны ли вы с мнением? Мотивируйте свой ответ.

Одна машина может сделать работу пяти обычных людей; ни одна машина не сделает работу одного незаурядного человека (Элберт Грин Хаббард).

Задание 5.Дополните предложения недостающими существительными (остановка, стоянка, станция).

1.Рядом с гостиницей обычно находится … такси.

2.Я спросил у водителя автобуса, какая следующая … .

3.Интерьер … алматинского метро украшают орнаменты и барельефы.

4. Это конечная … трамвая.

5.Троллейбусная … находится рядом с моим домом.

6. … автомобилей на главной площади столицы запрещена.

Задание 6. Прочитайтекомментарий и выполните данное ниже упражнение.

Употребление предлогов с глаголами движения
Предлог вупотребляется при указании точного времени начала или конца действия, конкретного момента. Например: отправляется в 7 часовутра. Предлог заупотребляется при указании временного интервала, периода, в течение которого совершается действие. Например: Мы доехали до вокзала за полчаса. Предлог черезупотребляется при указании временного интервала после какого-либо момента. Например: Давай встретимся черезчас на вокзале у кассы. Предлог околоупотребляется при указании неточного времени.Например: Сейчас около пяти. Предлог с…допри указании точного интервала времениот начала до конца действия. Например: Позвони мне по мобильному телефону сдевяти до десяти, я буду ждать. Предлог послеупотребляется при указании времени за конкретным моментом. Например: Последвенадцати часов дня электрички обычно ходят редко. Предлог наупотребляется при указании временного интервала. Например: опаздывает на 2 часа.

Задание 7.Употребите нужные предлоги.

1. Поезд опаздывает … (1 час). 2. Мои часы отстают … (3 минуты). 3. На электропоезде мы доедем в столицу …(4 часа). 4. Ехать в поезде … (4-х часов) скучно. 5. Касса №2 будет закрыта на обед … (13.00, 14.00 часов). 6. Мы поедем домой … (15.00 часов), когда поезд отправится.

Составьте текст пожелания своему другу (подруге), который отправляется в дальнее путешествие.

Пословица «Тише едешь – дальше будешь» имеет значение «чем меньше поспешности в деле, тем лучше».

Задание 8.Выполните тест.

1. Укажите, с каким словом сочетается существительное город

a) Шумный

b) Шумовой

c) Шумливый

d) Шум

2. Укажите слова, которые не употребляются без не-

a) (Не)взрачный, (не)брежный

b) (Не)внимательный, (не)внятный

c) (Не)счастный, (не)дружелюбный

d) (Не)здоровый, (не)нормальный

Наши рекомендации