С учетом (на основе) международного опыта

Методическое руководство по написанию курсовой работе

по дисциплине «Международный менеджмент и маркетинг»

заведующий кафедрой «Международный менеджмент», д.э.н., профессор   _________________   А.А. Алабугин
     
Ученый секретарь кафедры «Международный менеджмент», старший преподаватель     _________________     Л.Ф.Сорокина
     
     
Разработчик: к.п.н., доцент   _________________   Е.С.Врублевская

Челябинск 2012

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Защита курсовой работы является формой итоговой аттестации по дисциплине «Международный менеджмент и маркетинг», предусмотренной государственным образовательным стандартом.

1.2. Подготовка курсовой работы является проверкой качества полученных студентом теоретических знаний, практических умений и навыков, сформированных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи.

В работе на примере конкретной организации (группы организаций), дается анализ и характеристика проблемы, описываются пути ее решения с учетом анализа теоретических положений, тенденций развития рынка или отрасли, а также международного опыта.

1.3. Курсовая работа по дисциплине «Международный менеджмент и маркетинг» может основываться на обобщении выполненных ранее студентом курсовых работ и проектов (п.6. Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации,приказ Минобразования России от 25.03.2003 N 1155; п.7).

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Подготовка курсовой работы начинается с выбора темы. Тема должна иметь прикладное значение, учитывать потребности конкретной организации, отвечать современным направлениям развития экономических и финансовых отношений в стране.

Перечень примерных тем работ:

Совершенствование(или формирование, или внедрение, или выбор и т.п)

стратегии маркетинга (или продвижения, или развития )

или системы (управления, маркетинга, продвижения и т.п.)

или политики (сбытовой, или товарной, или коммуникационной и т.п.)

или процессов ( каких-либо)

Организации …….(название организации)

С учетом (на основе) международного опыта

Таким образом, в теме должно быть

1. Отглагольное существительное – то есть Что Вы собираетесь делать

2. Система или элемент системы (или показатель), на каком уровне конкретной организации – то есть, Где Вы собираетесь это делать

3. Объект исследования, то есть конкретная экономическая (или социальная) система: предприятие, банк, компания (группа компаний), учреждение, орган власти и т.д.

4. Анализ международного опыта

2.2. Выбранные темы курсовых работ желательно утвердить с руководителем (преподавателем).

3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1. Научный руководитель оценивает качество работы по следующим критериям:

· Соответствие специальности

· Ясность формулировки темы, ее соответствие цели работы

· Наличие указание на объект исследования

· Наличие разделов, отражающих все задачи

· Соответствие предмету, раскрытие основных категорий и терминов исследования

· Наличие обзора современного состояния российской и зарубежной экономики (отрасли) в данной области исследования, анализ тенденций рынка

· Наличие обзора нормативных актов или документов саморегулируемых организаций

· Наличие ссылок на авторов, указанных в библиографическом списке

· Наличие параграфа «Зарубежный (международный) опыт»

(«Анализ опыта российских и зарубежных лидеров бизнеса»)

· Наличие выводов по каждому параграфу и главам

· Наличие визуальных инструментов представления информации (рисунки, схемы, таблицы)

· Наличие параграфа «Характеристика объекта исследования» (2.1.)

· Применение инструментов стратегического анализа организации

(STEEP и SWOT анализы, Модель Ипа, анализ международных стратегий, анализ 5 сил конкуренции по Портеру),

· Наличие анализа, относящегося к предмету исследования (состояние предмета исследования на данном предприятии)

· Наличие выводов о наличии проблем, недостатков, резервов роста и т.д. в области исследования (матрица Глайстера)

· Наличие параграфа «Предложения (рекомендации) по совершенствованию (развитию) предмета исследования»*

· Наличие раздела с расчетами экономической эффективности предложений (рекомендаций) в долгосрочном периоде

· Качество оформления

· Сбалансированность работы по главам

Так же оценивается уровень полученных теоретических знаний и практических умений студента, проявленные им при написании курсовой работы. Оцениваются степень самостоятельности студента при выполнении работы; личный вклад студента в раскрытие проблем и разработку предложений по их решению; соблюдение графика выполнения работы.

*Соответствие выделенным критериям дает возможность получить удовлетворительную оценку

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

4.1. Структура работы должна включать следующие разделы:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения.

Основная часть курсовой работы включает главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов - названия глав. Формулировки должны быть лаконичны и отражать суть главы (параграфа).

4.2. Введение (1, максимум 2 страницы!) содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена курсовая работа, в том числе: обоснование выбора темы; актуальность выбранной темы; степень её разработанности; цель и задачи; объект и предмет исследования.

4.3. Основная часть курсовой работы должна содержать три главы.

Первая глава содержит теоретические аспекты исследуемой проблемы. В ней содержится обзор используемых источников информации по теме выпускной квалификационной работы, описание объекта и предмета исследования, различные теоретические концепции, принятые понятия и их классификации, а также своя аргументированная позиция по данному вопросу. Ссылки на используемые библиографические источники являются обязательными в силу авторского права на опубликованные материалы (рисунки, схемы, таблицы, определения, графики и т.д.)

В этой главе могут найти место статистические данные, в том числе представленные в виде таблиц и графиков, а также Анализ опыта российских и зарубежных лидеров бизнеса.

Работа над первой главой должна позволить научному руководителю оценить и отметить в отзыве наличие способности анализировать и выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей, собирать, анализировать и обрабатывать необходимые данные, выполнять информационные обзоры, выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.

4.4. Вторая глава посвящена анализу практического материала по реальной компании. В ней содержится:

анализ конкретного материала по избранной теме (на примере конкретной организации), желательно за период не менее 3 - 5 лет;

сравнительный анализ с действующей практикой (на примере ряда организаций, отрасли (отраслей), региона (регионов), страны;

описание выявленных закономерностей, проблем и тенденций развития объекта и предмета исследования;

В ходе анализа используются аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.

4.5. В третьей главе рассматриваются и обосновываются направления решения выявленных проблем, предлагаются пути решения исследуемой (разрабатываемой) проблемы; конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых (разрабатываемых) явлений и процессов.

4.6. Завершающей частью курсовой работы является заключение, которое содержит выводы и предложения из всех трех глав выпускной квалификационной работы с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов. Заключение лежит в основе доклада студента на защите.

4.7. Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, которые использовались при написании курсовой работы (не менее 30):

законы Российской Федерации (в очередности от последнего года принятия к предыдущим);

указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности);

постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности);

нормативные акты, инструкции;

иные официальные материалы (резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);

монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);

авторефераты диссертаций (в алфавитном порядке);

научные статьи (в алфавитном порядке);

Интернет-источники.

4.8. Приложения включают дополнительные справочные материалы, имеющие вспомогательное значение, например: копии документов, выдержки из отчетных материалов, статистические данные, схемы, таблицы, диаграммы, программы, положения и т.п.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.1. Требования к содержанию и оформлению выпускных квалификационных и курсовых работ, выполняемых студентами международного факультета, установлены СТО ЮУрГУ 21-2008 «Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению».

Подробно ознакомиться с СТО ЮУрГУ 21-2008 можно на сайте http://www.susu.ac.ru (Административный раздел > Отдел управления качеством образования > Документация СМК ЮУрГУ > Нормативные документы и стандарты ЮУрГУ по учебной деятельности).

5.2. Выпускная квалификационная и курсовая работа выполняется печатным способом (с применением компьютерной техники) на одной стороне листа формата А4 – 297х210 мм.

К тексту выпускной квалификационной работы предъявляются следующие требования:

– тип используемого шрифта – Times New Roman;

– размер шрифта (в Microsoft Word) – 14 пунктов.

– межстрочный интервал – 1,5;

– поля страницы: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 25 мм, правое – 10 мм;

абзацный отступ – 0,7 см.

Рамка и штамп на листах работы не выполняются.

На одной странице сплошного текста размещается 28–30 строк по 65–70 знаков в строке, при этом каждый пробел между словами считается за один знак.

Заголовки «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Библиографический список», «Приложения» печатаются на новой странице прописными буквами без каких-либо выделений, подчеркиваний, в кавычки не заключаются и размещаются в центре страницы. Точка в конце любого из указанных заголовков не ставится.

Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста пояснительной записки (заголовки разделов печатаются прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными).

Наименование раздела печатается на новой странице. Подразделы на новую страницу не выносятся и печатаются на той же странице, где помещено название раздела, либо где закончился предыдущий подраздел.

Заголовок подраздела не должен быть последней строкой на странице.

Наименования разделов и подразделов печатаются без каких-либо выделений, подчеркиваний и в кавычки не заключаются. Записываются наименования с абзацного отступа. Первая буква в наименовании подраздела должна быть прописной, а остальные – строчные.

Точка в конце заголовков разделов и подразделов не ставится. Перенос слов в заголовках разделов и подразделов не допустим.

Расстояние между наименованием раздела и подраздела должно составлять 1,5 межстрочных интервала, а расстояние от всех заголовков до текста также должно равняться 1,5 межстрочного интервала.

Все страницы курсовой работы (включая список источников и литературы, приложения) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится.

Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на этих листах не проставляются.

В оглавлении работы обязательно указываются страницы, на которых помещен материал введения, каждого раздела и подраздела, заключения, библиографического списка, приложений.

Страницы нумеруются арабскими цифрами снизу. Номер страницы выравнивается посередине.

5.3. Общие требования к оформлению таблиц и рисунков

Все рисунки должны иметь названия, помещаемые под рисунком (схемой, диаграммой, фотографией и т.п.). Все рисунки нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах одного раздела. Номер рисунка состоит из порядкового номера и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.2 – Схема организационной структуры Управления социальной защиты населения г. Челябинска.

При небольшом числе рисунков допускается сквозная нумерация рисунков в пределах всей работы.

Рисунки, помещенные в приложении, обозначаются путем добавления к обозначению приложения порядкового номера рисунка. Например, Рисунок А.1.

Таблицы также нумеруются последовательно в пределах всего текста работы. Над левым верхним углом таблицы без абзацного отступа помещается надпись «Таблица» с указанием ее номера и заголовка. Например, Таблица 2 – Структура Управления аудита АБ «Инкомбанк». На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например, «таблица 2». В повторных ссылках указывают «см. таблицу 2».

В таблице допускается применять шрифт размером 13 пт или 12 пт.

5.4. Использованные в процессе выполнения работы литературные источники указываются в конце работы перед приложениями. При этом библиография составляется в следующем порядке:

– Указы Президента РФ, Закон РФ, постановления Правительства РФ;

– Нормативные документы и акты;

– Специальная литература, в том числе малотиражные документы и отчеты (в алфавитном порядке).

Источники в библиографическом списке нужно нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

При ссылке на литературный источник в тексте приводится его порядковый номер в списке, который заключается в квадратные скобки. Например, [9], [6, 11], [3–5], [3, c. 16] или [2, c. 76; 5, c. 145–147].

В приложения могут выноситься объемные таблицы, являющиеся основой последующих расчетов и выводов, диаграммы, инструкции, методики, а также иной материал, необходимый для обоснования своих выводов.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Наверху посередине страницы указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и дается его обозначение. Строкой ниже записывается тематический заголовок приложения с прописной буквы. Приложения обозначаются заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, кроме букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ; например, ПРИЛОЖЕНИЕ А. Продолжение приложения печатается на другой странице вверху справа с прописной буквы, например: «Продолжение приложения А». иллюстрации и таблицы в приложениях нумеруются в пределах каждого приложения, например – Рисунок А.3, Таблица Д.2.

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки.

В оглавлении работы следует перечислить все приложения с указанием их номеров и заголовков.

Приложение А

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………...………………..…………. 6

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА НАУКОЕМКУЮ ПРОДУКЦИЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ………………………………………………………………. 7

1.1. Сущность понятий «потребность», «спрос» и «потребление» ……. 7

1.2. Классификация спроса на наукоемкую продукцию .……………... 12

1.3. Международный опыт формирования спроса на наукоемкую продукцию ………………………………….…................................................ 22

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА НАУКОЕМКУЮ ПРОДУКЦИЮ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЙ «АВС»………………………………………………………. 32

2.1. Характеристика предприятия «АВС»..………………………………..32

2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия «АВС»…………42

2.3. Выявление проблем в формировании спроса на наукоемкую продукцию предприятия путем обеспечения конкурентных преимуществ .. 52

3. ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА НА НАУКОЕМКУЮ ПРОДУКЦИЮ НА ОСНОВЕ ПРОГНОЗОВ СПРОСА …………………………………………… 62

3.1. Методика прогнозирования спроса на наукоемкую продукцию машиностроительных предприятий ...………………………………………… 62

3.2. Использование прогнозов при формировании спроса на наукоемкую продукцию машиностроительных предприятий ....………..………………… 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 82

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..……….………………………….. 85

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Оценка конкурентных преимуществ .……………… 90

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Пример анкеты самооценки эксперта .……………... 91

Приложение Б

Пример параграфа 1.3.

1.3.Опыт международных компаний в области развития конкурентных преимуществ.

Конкурентное преимущество — это положительное отличие от конкурентов. Иными словами, это та причина, по которой клиент выбирает вас, ваш продукт или услугу. Конкурентным преимуществом может служить и качество самой услуги (товара), и качество сервиса. Это определение подразумевает два ключевых условия. Первое: имеющееся у вас положительное отличие должно быть значимым для клиента. Второе условие: ваше положительное отличие должно быть известно клиенту.

Рост компетенции, лежащей в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависит от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро «генерирующие» новую информацию компании оказываются более конкурентоспособными. В то же время, помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы, существует возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на международных рынках, фирмы создают интегрированные структуры бизнеса, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.

Отметим, что развитие партнерских отношении между иностранными и местными фирмами может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.

По утверждению Д. Файтса, председателя совета директоров американской машиностроительной компании Caterpillar, в основе успешного противостояния основному конкуренту, японской фирме Ktmiat.su, лежат тесные партнерские отношения со 186 независимыми дилерами, обслужинающимп но всему миру машины и дизельные моторы, произведенные Caterpillar. При этом дилеры используются как источники информации по рынкам, как агенты, консультанты имен полномочия решать на месте многие из возникающих проблем. "Наши дилеры, —подчеркивает Файтс, — играют жизненно важную роль почти в любом аспекте нашего бизнеса, в том числе в проектировании продукции и поставке, обслуживании и управлении запасами запасных частей».

Чтобы приумножить знания и опыт, фирмы зачастую вступают в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК является распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Более специфическим является сотрудничество с конкурентом на мировых рынках, вплоть до создания МСЛ.

В 1990-е гг. необходимым элементом преуспевания международного бизнеса стало организационное знание: совокупность представлений об изменении поведения организации в результате получения информации и опыта. Организационное знание становится особенно важными для фирмы вследствие сокращения жизненного цикла продуктов и технологий в условиях ускоренного развития и глобализации рынков. Как процесс, организационное знание благоприятствует росту компетенции фирмы, а значит, и росту ее конкурентных преимуществ. При этом сотрудничество с партнером, занимающим сильные позиции в той области деятельности, в которой данная фирма желает быть более компетентной, является логичным шагом на пути достижения цели.

В рамках МС А международная компания получает возможность использовать знания и опыт своего партнера-конкурента путем их интеграции н внедрения для достижения некоторых общих целей. Одновременно посредством создания МСЛ потенциальная или существующая конкуренция для конкретной фирмы может быть ослаблена или даже устранена.

В середине 1990-х гг. МСЛ английской компания British Telecom и американской телекоммуникационной комшпшнн MCI Communications противостоял планам американского гиганта в области телекоммуникаций AT&T расширить спектр услуг, предоставляемых международным корпоративным клиентам. Оба партнера инвестировали более 1 млрд долларов на развитие голосовой почты. При этом партнеры поделили рынки продаж: ЛЯ.Т занималась маркетингом п предоставлением услуг на американском континенте, a British Telecom осуществляла аналогичную деятельность в странах Западной Европы и бассейна Тихого океана. Аналитики полагают, что, несмотря на свой потенциал, поодиночке ни одна из этих компаний не смогла бы создать серьезной конкуренции АТ&Тна глобальном рынке

В большинстве случаев сотрудничество с конкурентом является защитной мерой. Вместе с тем, альянс может быть создан и в наступательном духе.

Одним из мотивов соглашения о производстве и сбыте серии дешевых моделей автомобилей, заключенного между японской Mitsubishi Motors и южнокорейской Hyundai Motors, было предотвращение возможного подобного соглашения между конкурентами. Сходным образом, меры заградительного характера, предпринятые американской администрацией против японской автомобильной экспансии нары-нок США, явились одной из причин организации совместного предприятия компаниями General Motors и Toyota.

Наши рекомендации