Особенности организации процесса обучения персонала с учетом принципов андрагогики (актуализации опыта, субъектности, контекстности, рефлексивности и др.).

Само понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом.

Андрагогика – теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования; искусство и наука помощи взрослым в обучении. Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае явл оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний.

Взрослого обучающегося характеризует пять основных особенностей:

1) взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений и навыков; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).

В рамках андрагогического подхода к образованию используются различные методы обучения взрослых. Например, учитывая, что у взрослых обучающихся разнообразный уровень образования, опыт, текущие обстоятельства цели, им предлагается прочесть статьи с текущими новостями или исследовательские материалы, связанные с предметом. Этот метод помогает сделать тему более приемлемой для группы. Цель такого внеаудиторного чтения должна быть ясной для учащихся, и за ним должна последовать групповая дискуссия.

Или, например, мозговая атака, целью которой является сбор максимально большого количества идей или решений проблемы, какое возможно в рамках данного времени.

Интересен метод изучения конкретных ситуаций. Посредством изучения конкретного случая членам группы может быть представлена в письменной форме информация относительно конкретной жизненной ситуации. Члены группы в свою очередь могут анализировать различные аспекты проблемы и предлагать решения. Они учатся анализировать ситуацию, предлагают решение

понимают основные проблемы, вовлечённые в данную ситуацию.

Широко распространен метод получивший название «симпозиум». Состоит из серии коротких презентаций двух-пяти человек, которые являются квалифицированными специалистами по данной теме или по различным фазам этой темы. Презентации короткие и конкретные, обычно около пяти-двадцати минут, в зависимости от количества выступающих. Короткие беседы помогают предотвратить монотонность и держат слушателей в напряжении, поддержи-вают интерес.

Или метод «короткий курс» становится все более популярным. Это довольно интенсивная учебная работа на один или более дней по конкретному предмету. Короткий курс обычно ограничивается специфической областью. Конкретный предмет обычно напрямую связан с обычной работой обучающихся. Например , короткий курс по банковскому делу для банкиров. Важно знать аудиторию и ее прошлый опыт прежде, чем планировать короткий курс так, чтобы материал, который будет представлен, был бы не выше и не ниже их уровня.

Игры и имитации (моделирование). Игры и имитации – это упражнение, основанное на опыте. Их использование основывается на теории, что мы познаём иначе (и, может быть, больше), когда сами делаем, чем когда нам говорят.

Для обучения, требующего развития навыков, важны демонстрация и практика. Хорошая , шаг за шагом, демонстрация даёт участникам возможность опыта наблюдения из первых рук. Демонстрации могут обогатить обучение, т.к. при этом вовлечены два чувства: обучающиеся наблюдают и слушают. Также популярен «рабочий семинар ». Целью рабочего семинара является приобретение информации посредством деления опытом. Он обычно состоит из групп с общим интересом, которые под руководством лидера принимают участие в учебных мероприятиях, таких как демонстрация, решение проблемы, обсуждение и экспериментирование. Рабочий семинар соединяет многие учебные методы для удовлетворения интересов группы.

Наши рекомендации