Регулирование торговли. Нетарифная политика
Нетарифная политика (НТО) - нетарифные ограничения (нетарифные барьеры, нетарифные меры) – комплекс мер ограничительно - запретительного характера, припятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и /или экспорту отечественных товаров на внешние рынки. Основное преимущество НТО – гибкость и возможность избирательных действий. Это важнейшее средство регулирования внешней торговли. Роль их постоянно растет. Примерно 27% МТ охватывают НТО.
Цель НТО – усиление конкурентных преимуществ компаний импортируемой страны, защита национальной промышленности, жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии, национальной безопасности.
Основная цель, которую преследуют правительства стран, используя нетарифные ограничения внешней торговли, как и тарифные, состоит в переключении внутреннего спроса с импорта на отечественные товары, причем в обоих случаях это достигается через ограничение предложения иностранных товаров на внутреннем рынке. При этом НТО обладает более высоким протекционистским потенциалом, чем таможенные пошлины. Применение НТО в отношении импорта в большинстве случаев имеет следствием его удорожание.
Квалификационные признаки НТО:
- целевая направленность,
- форма воздействия,
- место действия,
- характер действия,
- направленность воздействия,
- степень охвата,
- продолжительность применения.
Виды нетарифных ограничений (всего около 800):
Экономические:
Количественные:
1. Квотирование (по физическому объему или по стоимости); наиболее распространенная форма количественных нетарифных ограничений. Это мера ограничения импорта или экспорта товара определенным количеством или суммой на определенный период времени. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в различной интерпретации перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия на импорт или экспорт. При изменении внутреннего спроса или предложения при использовании таможенных пошлин величина импорта или экспорта изменится, а при использовании квоты – нет.
Квоты дают возможность применять установленные пониженные ставки в случае, если общий объем импорта не превышает ограничения – квоты, и повышенную ставку, когда объем превышает ее.
2. Лицензирование (требование на получение специального разрешения по товарной или географической структуре).
Механизм распределения лицензий:
- аукцион (самый экономически эффективный, так как может принести в государственный бюджет доходы, сравнимые с доходами от таможенных пошлин), специализирующийся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами; торги на аукционах проводятся либо повышением цены, либо с ее понижением;
- система явных предпочтений (закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период);
- распределение лицензий на внеценовой основе (выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществлять импорт или экспорт наиболее эффективным способом; для этого необходима экспертная комиссия, критерии оценки, проведение конкурса в несколько этапов – все это связано с большими затратами и злоупотреблениями).
Лицензия может быть составной частью квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли.
3. Добровольные ограничения экспорта (ДОЭ).
Финансовые
1. Меры валютного регулирования.
2. Субсидии.
3. Финансовые льготы.
4. Требования предварительной оплаты импорта и \или импортных налогов.
Технические:
1. Стандарты и технические нормы.
2. Государственные закупки.
3. Сертификация и дополнительные требования по безопасности потребителей;
специальные требования по маркировке, упаковке и т.д.
Паратарифные:
1. Косвенные налоги.
2. Сборы и платежи, увеличивающие стоимость импортируемого товара.
Административные:
- запреты или ограничения (например, эмбарго – полный запрет на торговлю определенным товаром или товарами)
Основные квалификационные признаки НТО,
разработанные в рамках ГАТТ в ходе подготовки к Токийскому раунду.
1.Ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. Это – субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, требования об использовании местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков, и пр.
2. Таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например, усложнение процедуры таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара, завышенные требования к необходимой для оформления документации.
3. Количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения.
4. Технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экономическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товаров, правилами и порядком сортировки продукции.
5. Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.
Классификация НТО внешней торговли, в рамках ЮНКТАД:
1. Паратарифные методы. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы.
2. Меры контроля за ценами. Их цель – защита национальных интересов производителей. Это антидемпинговые меры, предусматривающие борьбу с занижением цены экспортного товара, и компенсационные меры, направленные против экспортных субсидий. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики (прежде всего аграрного) могут применяться скользящие импортные сборы, направленные на то, чтобы довести внутреннюю цену товара до определенного уровня.
3. Финансовые меры. Могут вводиться особые правила совершения валютных операций с целью регулирования внешней торговли, в частности ограничение импорта.
4. Автоматическое лицензирование. Для ввоза (вывоза) определенных товаров требуется получить установленный документ (как, правило, лицензию). Таким образом осуществляется наблюдение (мониторинг) за торговлей этими товарами.
5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).
6. Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.
7. Технические барьеры. Они включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности и качества.
Экспортная политика
В основе регулирования экспорта лежат политические интересы, необходимость эффективного использования национальных ресурсов и упорядочения процесса интеграции экономики в мировое хозяйство.
Основные методы политики государств в стимулировании экспорта:
1. Субсидирование – это различные методы финансирования производителей, которые снижают их затраты на производство товаров, сокращая тем самым издержки.
Внутренняя субсидия – бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортом.
Экспортная субсидия предусматривает бюджетные выплаты национальным экспортерам. Это позволяет им продавать товар на внешнем рынке по более низким ценам, чем на внутреннем, и тем самым увеличить объем экспорта.
Субсидии по характеру выплат:
-прямые (непосредственные выплаты производителю дотаций, сокращающих его издержки);
- косвенные (скрытое дотирование через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, возврат импортных пошлин, занижение тарифов государственными компаниями (энергетическими, транспортными и др.), обслуживающими фирмы – экспортеры, займы по ставке ниже рыночной и пр.).
Прямое субсидирование экспортеров - наиболее простой способ завоевания внешних рынков и применяется при вывозе сельскохозяйственной продукции, косвенное субсидирование экспортеров - более распространенный метод.
2. Кредитование экспорта – самый распространенный вид поддержки экспортеров, что связано с изменением структуры экспорта и увеличение в нем доли машин и оборудования.
3. Страхование и гарантирование экспортных кредитов частными финансовыми институтами и государственными финансовыми структурами.
4. Содействие в организации необходимой информацией государственными и полугосударственными учреждениями.
5. Внешнеэкономическая политика, направленная на обеспечение максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках.
6. Моральное поощрение экспортеров (например, организация конкурсов с награждением победителей).
Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже. По сути, это не простое снижение цен, а ценовая дискриминация, т.е. продажа одного и того же товара на разных рынках по разным ценам.
Виды демпинга:
1. Спорадический демпинг – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на
внешнем рынке по заниженным ценам.
2. Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
3. Постоянный демпинг – постоянный экспорт по заниженным ценам.
4. Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.
5. Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.
Внешнеторговая политика
Внешнеторговая политика – деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами, т.е. совокупность государственных средств и методов регулирования внешней торговли. В ее основе лежит регулирование экспорта и импорта для достижения главной задачи внешнеторговой политики. Это успешное развитие национальной экономики и реализации страной максимальной выгоды. Усиление экономической взаимозависимости и обострение конкуренции на мировом рынке породили постоянное взаимодействие во внешнеторговой политике двух тенденций: протекционизма и либерализма.
Протекционизм - теория и практика регулирования внешней торговли, направленная на защиту национальных хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Основные формы протекционизма:
- односторонний протекционизм – регулирование внешней торговли без согласования с партнером,
- двусторонний протекционизм – согласование выдвигаемых мер с партнером,
- многосторонний протекционизм – участие в разработке торговой политики ряда стран.
Либерализм– снижение таможенных пошлин и других барьеров, припятствующих развитию ВЭС (внешнеэкономических связей).
Открытая экономика и внешнеторговая политика
Открытость для высокоразвитых стран означает неприемлемость регулирования национальной экономики и осуществления внешней торговли методами, которые были бы возможны при изоляционистском развитии. В современном мире нет ни «чистой свободной торговли», ни «чистого протекционизма». При этом характерно постепенное возрастание открытости национальных хозяйств.
Соотношение свободной торговли и протекционизма зависит от ряда факторов:
1. Минимальный уровень торговых барьеров характерен для малых развитых экономик, как в Бельгии, Люксембурге. В крупных странах с емким внутренним рынком существует более высокий уровень тарифной защиты.
2. Страны со значительными технологическими превосходствами могут либерализовать торговлю в одностороннем порядке.
3. Страны, занявшие прочные позиции в мировом хозяйстве могут осуществлять либерализацию в рамках этой системы.
Понижая таможенные тарифы, почти все страны во многом компенсировали ослабление защиты внутреннего рынка путем применения разнообразных НТО, которые становятся более эффективными для ограничения свободной конкуренции с конца 70 – х годов.
Многие развивающиеся страны проводили политику импортозамещающей индустриализации, сочетая высокие импортные тарифы и административные ограничения с укреплением госсектора и государственной поддержки новых отраслей. Такая политика дает положительный результат лишь на первых этапах развития. Небольшие национальные рынки, недозагрузка производственных мощностей, низкий платежеспособный спрос делают стоимость производства высокой и вынуждают вводить высокие таможенные пошлины.
Высокий протекционизм поощряет создание и поддерживает небольшие, нерентабельные, неконкурентные производства, тормозит технический прогресс, рост производительности труда. Поэтому ряд стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика) и НИС Юго – Восточной Азии провозгласили политику экспортоориентирован-ного развития. С помощью ТНК они сделали упор на создание капиталоемких и высокотехнологичных производств в ряде отраслей.
Однако, несмотря на общую либерализацию МТ, каждая страна использует определенные инструменты регулирования экспорта и импорта с целью защиты отечественных производителей и потребителей, обеспечение национальной безопасности, получение встречных уступок от партнеров в торговле и, в меньшей степени, обеспечение бюджетных поступлений. Причины введения этих мер:
- необходимость защиты определенных отраслей и предприятий в период структурной перестройки и преодоления кризисов,
- задача сохранения стратегических отраслей и предприятий (энергетика, транспорт, связь) и обороноспособность страны,
- использование протекционизма, как орудия проведения структурной политики.
Промышленная и внешнеторговая политика
Этокомплекс конкретных государственных программ мероприятий.Задача – предоставление целевого финансирования (в виде прямого бюджетного финансирования или налоговых льгот) для развития и поддержания тех или иных отраслей, видов деятельности, а также обеспечения структурной перестройки экономики. Цель–повышение конкурентоспособности и эффективности национальной промышленности на внешнем и внутреннем рынках.
Типы стратегии развития промышленности:
1. Страны продолжают использовать добычу и экспорт природных ресурсов.
2. Используется стратегия «преследование», при которой осваивается производство продукции, выпуск которых был ранее освоен в развитых странах.
3. Стратегию «передовые рубежи» используют развитые страны для создания новых продуктов и технологий.
Экономические инструменты регулирования внешней торговли, действующие через механизм цен (прежде выделяется таможенное регулирование), больше соответствуют рыночной системе.
Административные инструменты (эмбарго, квотирование, лицензирование, государственная монополия на торговлю, договоренность о добровольном ограничении поставок, использование технических защитных мер, таможенных процедур, документов) рассматриваются как дополнительные. Они действуют в течение ограниченного срока на определенные группы товаров для решения экономических проблем.
С помощью административных методов государство может:
- быстрее остановить рост внешнеторгового дефицита и выровнять торговый или платежные балансы,
- рационально распорядиться иностранной валютой,
- мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга.