Глава 11. анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия

Содержание и методология экономического анализа туристского предприятия

Экономический анализ хозяйственной деятельности туристского пред­приятия— это комплексное изучение его работы с целью объективной оцен­ки достигнутых результатов, обеспечения конкурентоспособности, повыше­ния эффективности хозяйствования и качества обслуживания.

Анализ охватывает все стороны деятельности туристского предприятия и определяет влияние условий, в которых она осуществляется. Главное внима­ние уделяется выяснению причин, препятствующих повышению эффектив­ности работы или приведших предприятие к состоянию неопределенности.

Принципы анализа:

♦ научность;

♦ комплексность;

♦ системность;

♦ объективность;

♦ действенность;

♦ конкретность;

♦ своевременность;

♦ оперативность;

♦ достоверность;

♦ эффективность.

Виды анализа классифицируются следующим образом:

♦ по признаку времени

- предварительный;

- последующий — оперативный (ситуационный), итоговый;

♦ по периодичности проведения

- периодический;

- разовый;

♦ по субъектам управления

- технико-экономический;

- финансово-экономический;

- социально-экономический;

- экономико-статистический;

- маркетинговый;

Экономика туризма




Экономика туризма



♦ по методике изучения объектов

- сравнительный;

- диагностический (экспресс-анализ);

- факторный;

- маржинальный;

♦ по субъектам (пользователям) анализа

- внутренний;

- внешний;

♦ по охвату изучаемых объектов

- сплошной;

- выборочный;

♦ по содержанию программы

- комплексный;

- тематический.

Метод экономического анализа есть процесс исследования от общего к частному, от частного к общему, от следствий к причинам, от причин к след­ствиям.

Методика экономического анализа — это совокупность специальных приемов, способов, правил, применяемых для обработки экономической ин­формации.

Важным условием, которое необходимо соблюдать при анализе, является сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качес­твенно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

♦ единство качественных, объемных, структурных, стоимостных факто­
ров;

♦ единство промежутков или моментов времени, за которые сравнивае­
мые показатели были исчислены;

♦ сопоставимость исходных условий производства туристского продукта;

♦ единство методики исчисления показателей и их состава.

Одни показатели являются результативными; другие — факторные — ха­рактеризуют условия (причины) достижения результатов. Таким образом, экономический анализ представляет собой факторный анализ, заключаю­щийся в выявлении влияния тех или иных факторов на результат. Учитывая их многообразие, составляются факторные модели, которые, опираясь на математические модели взаимосвязи результата с факторами, определяют приемы экономического анализа. Любая факторная модель не должна про­тиворечить причинно-следственной логике.

Существуют два типа связи, которые подвергаются исследованию в про­цессе факторного анализа:

♦ функциональные;

♦ стохастические.

Функциональной (детерминированной) называется связь, если при за­данных условиях она переходит в единственное, определенное состояние.

Стохастической (вероятностной) связь является, если при одних и тех же начальных условиях она может переходить в различные состояния, т.е. каждому факторному признаку соответствует множество результатов.

Кроме того, связь между факторами может быть прямой и обратной, В первом случае рост (убывание) факторного признака влечет за собой рост (убывание) результата; во втором — наоборот.

При изучении связей решаются следующие задачи:

♦ установление наличия или отсутствия связи между показателями;

♦ измерение тесности связи;

♦ выявление закономерного (неслучайного) характера связей;

♦ выделение наиболее значимых факторов, определяющих результат;

♦ количественная оценка влияния изменения факторов на изменение ре­
зультата.

В зависимости от вида анализа эти задачи решаются с помощью различ­ных приемов.

Все приемы, используемые в экономическом анализе, можно разделить на простые и сложные.

К простым относят методы:

♦ сравнения:

- горизонтальный;

- вертикальный;

- трендовый;

- одномерный;

- многомерный;

♦ средних величин;

♦ относительных величин;

♦ группировок;

♦ балансовой увязки.

Их используют в основном для обработки собранной информации (постро­ение и анализ аналитических таблиц). Сложные;

♦ элиминирование;

♦ корреляционно-регрессионный анализ;

♦ линейное программирование;

♦ экономико-математические;

♦ специальные и другие методы.

К примеру, элиминирование представляет собой прием, при котором ус­траняется влияние всех факторов, кроме одного, влияние которого на резуль­тативный показатель рассчитывается. Существуют следующие приемы эли­минирования:

- цепных подстановок;

- абсолютных и относительных разниц;

- относительных величин;

- индексный;

Экономика туризма




Экономика туризма



- интегральный;

- прием долевого участия.

Применение тех или иных приемов и способов зависит от цели и глу­бины анализа, объекта исследования и т.д.

При выполнении комплексного анализа хозяйственной деятельности вы­деляются следующие этапы;

1) уточнение объектов, цели и задач анализа; составление плана аналити­
ческой работы; выделение субъектов анализа и распределение обязанностей
между ответственными исполнителями;

2) разработка системы синтетических и аналитических показателей, с
помощью которых характеризуется объект анализа;

3) сбор и подготовка необходимой информации; проверка ее точности;
приведение в сопоставимый вид и т.п.;

4) сравнение фактических результатов хозяйственной деятельности с по­
казателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет,
результатами конкурирующих предприятий;

5) выполнение факторного анализа;

6) выявление неиспользованных резервов повышения эффективности хо­
зяйствования;

7) оценка результатов хозяйственной деятельности с учетом влияния раз­
личных факторов и выявленных неиспользованных резервов; разработка ме­
роприятий по их использованию;

8) контроль за внедрением в производство предложенных мероприятий.

Наши рекомендации