Понятие и сущность логистики
Этапы развития логистики.
Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало широко использоваться в экономике.
В современной экономике выделяют три этапа развития логистики.
Первый этап — 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. Задачи оптимизации распределения решались и прежде: оптимизация поставляемых партий, размещения складов, транспортных маршрутов и графиков, однако традиционно эти задачи решались обособленно. Интеграция отдельных функций распределения материальных ресурсов дает существенный экономический эффект. Транспорт и склад начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.
Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. В этот период логистика стала охватывать производственный процесс. Данный этап характеризуется следующим:быстрый рост стоимости логистических процессов и резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;рост профессионализма менеджеров - логистиков;широкое использование компьютеров для сбора информации, контроля и планирования;централизация процессов распределения;четкое определение действительных издержек распределения;определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя. Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется тем, что совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер :
концепция логистики о необходимости интеграции начинает признаваться большинством участников снабжения, производства и сбыта;развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;современные компьютерные технологии позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.
2.Необходимость и возможность широкого применения логистики в современной экономике.Необходимость применения логистики в современной экономике объясняется следующими причинами:Первая причина — развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Особых проблем с реализацией продукции не было. Конкуренция осуществлялась в этот период за счет расширения и совершенствования производства.К началу 60-х годов резервы повышения конкурентного потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Предприниматели стали больше внимания уделять не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений в освоение выпуска нового товара, обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике — резкое удорожание материальных ресурсов и транспортных затрат, начиная с энергетического кризиса 70-х годов.Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса. Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами. Мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на больших территориях сделало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя. Факты, свидетельствующие, что пора подумать о внедрении логистики:половина заказов, отгружаемых клиентам, не поступает к ним вовремя
и приходится выяснять, что произошло;выяснение статуса заказа отнимает значительную часть времени сотрудников отдела сбыта;обработка заказа занимает несколько дней;компания вынуждена держать большой страховой запас для удовлетворения потенциальных клиентов;в половине случаев часть заказанных товаров отсутствует на складе и клиент вынужден ждать;рост числа клиентов приостанавливается, некоторые постоянные клиенты уходят к конкурентам
Понятие и сущность логистики.
Объектом изучения учебной дисциплины «Логистики» являются материальные и связанные с ними информационные потоки.
Логистика включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций изучается в соответствующей дисциплине. Логистика - междисциплинарное научное направление. Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.
Логистика – это организация бизнес процессов на предприятии, призванная повысить эффективность управления материальными потоками и сопутствующими ему информационными потоками.
Логистика – управление материальными и связанными с ними информационными потоками с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
Логистика решает следующие задачи:
v прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
v определение необходимой мощности производства и транспорта;
v разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
v разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
v построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
v разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, др. задачи.