Понятие и сущность логистики

Этапы развития логистики.

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распро­странение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало широко использоваться в экономике.

В современной экономике выделяют три этапа развития логистики.

Первый этап — 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными пото­ками в сфере обращения. Задачи оптимизации распределения решались и прежде: оптимизация поставля­емых партий, размещения складов, транспортных маршрутов и графиков, однако традиционно эти задачи решались обособленно. Интеграция отдельных функций распреде­ления материальных ресурсов дает существенный экономический эффект. Транспорт и склад начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транс­порта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е го­ды XX века. В этот период логистика стала охватывать производственный процесс. Данный этап характеризуется следующим:быстрый рост стоимости логистических процессов и резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;рост профессионализма менеджеров - логистиков;широкое использование компьютеров для сбора информа­ции, контроля и планирования;централизация процессов распределения;четкое определение действительных издержек распределе­ния;определение и осуществление мер по уменьшению стоимо­сти продвижения материального потока до конечного потреби­теля. Третий этап относится к настоящему времени и характери­зуется тем, что совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер :

концепция логистики о необходимости интеграции начинает признаваться большинством участников снабжения, производства и сбыта;развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;современные компьютерные технологии позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движе­ния продукта от первичного источника сырья до конечного по­требителя.

2.Необходимость и возможность широкого применения логистики в современной экономике.Необходимость применения логистики в современной экономике объясняется следующими причинами:Первая причина — развитие конкуренции, вызванное пе­реходом от рынка продавца к рынку покупателя.До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с дру­гом. Особых проблем с реализацией продукции не было. Конкуренция осуществлялась в этот период за счет расширения и совершенствования производст­ва.К началу 60-х годов резервы повышения конкурентного по­тенциала непосредственно в производстве были существенно ис­черпаны. Предприниматели стали больше внимания уделять не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распреде­ления, не требуя дополнительных капитальных вложе­ний в освоение выпуска нового товара, обеспечивало высокую конкуренто­способность поставщика за счет снижения себестоимости и од­новременно повышения надежности и качества поставок (гарантирован­ные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике — резкое удорожание материальных ресурсов и транспортных затрат, начиная с энергетического кризиса 70-х годов.Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпри­нимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь за счет рацио­нализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логисти­ческого процесса. Возможность применения логистики в экономике обу­словлена современными достижениями научно-технического прогресса. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами. Мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на больших терри­ториях сделало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя. Факты, свидетельствующие, что пора подумать о внедрении логистики:половина заказов, отгружаемых клиентам, не поступает к ним вовремя

и приходится выяснять, что произошло;выяснение статуса заказа отнимает значительную часть времени сотрудников отдела сбыта;обработка заказа занимает несколько дней;компания вынуждена держать большой страховой запас для удовлетворения потенциальных клиентов;в половине случаев часть заказанных товаров отсутствует на складе и клиент вынужден ждать;рост числа клиентов приостанавливается, некоторые постоянные клиенты уходят к конкурентам

Понятие и сущность логистики.

Объектом изучения учебной дисциплины «Логистики» являются материальные и связанные с ними ин­формационные потоки.

Логистика включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функ­ций изучается в соответствующей дисциплине. Логистика - междисциплинарное научное направление. Принципиальная новизна логистического подхо­да — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечислен­ных областей в единую материалопроводящую систему.Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.

Логистика – это организация бизнес процессов на предприятии, призванная повысить эффективность управления материальными потоками и сопутствующими ему информационными потоками.

Логистика – управление материальными и связанными с ними ин­формационными потоками с целью получения необ­ходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

Логистика решает следующие задачи:

v прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

v определение необходимой мощности производства и транс­порта;

v разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

v разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

v построение различных вариантов математических моде­лей функционирования логистических систем;

v разработка методов совместного планирования, снабже­ния, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, др. задачи.

Наши рекомендации