Гуманитарный потенциал национальной экономики
интегральная характеристика человеческой деятельности, отражающая единство процессов производства благ и удовлетворения потребностей.
Он направлен на оценку качества трудового потенциала каждого работника и рабочей силы в целом.
Принято выделять аспекты анализа гуманитарного потенциала:
o Объем и качество потребляемых благ.
o Характеристика занятости национального работника и его профессионально-квалификационной структуры.
o Характеристика образовательного и культурного уровня национального работника.
o Состояние физического и психического здоровья национального работника.
o Характеристика уровня социальной гарантированности граждан.
Так как гуманитарный потенциал - это многокомпонентное явление, оценивают его размер при помощи комплексного показателя - индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).Величина ИРЧП представляет собой ∑ индекса продолжительности жизни, индекса достигнутого уровня образования и индекса скорректированного реального ВВП на душу населения. Изменяется от 0 до1.
26. Научно – технический потенциал национальной экономики
обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.
- это способность национального работника создавать новое знание и трансформировать его в новые материальные и нематериальные блага.
Научно-технический потенциал формируется стихийно на базе реального сектора национальной экономики. Организационно он представлен в виде научно-технического комплекса.
Научный комплекс— это взаимосвязанная совокупность учреждений, организаций, видов деятельности, результатом которых является создание неосязаемого блага в виде нового научного знания, позволяющего оптимально решать текущие и перспективные задачи социально-экономического развития страны.
В наиболее общем виде ее особенности заключаются в следующих чертах:
o Она строго индивидуальна как по процессу ее получения, так и по полученной конечной форме;
o Результат имеет вероятностный характер, причем степень неопределенности результата различна в зависимости от вида исследовательской работы;
o Продукция научного комплекса может быть использована в качественно различных отраслях НЭ, разных видах деятельности.
o Занятость в научно-техническом комплексе очень ограничена, составляет она 1,5-2% экономически активного населения т.к. научно-техническая деятельность как творческий процесс требует большого объема специальных научно-технических знаний.
o В связи со стратегической важностью научно-технического комплекса государство выделяет на его развитие средства из бюджета. В среднем размер составляет 2-3,5% от ВВП.
Для оценки состояния и развития научно-технического потенциала используют следующие показатели:
· Доля затрат на НИОКР в ВВП
· Затраты на НИОКР на душу населения
· Численность научных кадров на 1000 человек трудовых ресурсов
· Патентная динамика
· Коэффициент изобретательской активности
· Индекс цитируемости научных работ
· Развитие российского научно- технического потенциала сопровождается объективными трудностями:
· Низкая инновационная активность большинства предприятий
· Отсутствие активного взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры
· Неэффективность механизмов трансфера знаний в производство
· Низкая капитализация научных результатов
· Отсутствие активного взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры
· Технологическая отсталость большинства перерабатывающих отраслей
· Слабая защита интеллектуальной собственности
· Недофинансирование исследований в стратегически важных отраслях науки
· Слабое развитие интеграционных процессов в связке «наука-образование-производство»
· Слабое развитие малого инновационного предпринимательства
27. Цели и задачи научно – технической политики
Научно-техническая политика рассматривается, как часть социально-экономической политики.
Государственная научно-техническая политика ориентирована наследующие цели:
o Развитие фундаментальных исследований, приоритетных прикладных научных направлений (био и нанотехнологии)
o Формирование национальной инновационной системы
o Повышение эффективности использования результатов научно-технической деятельности
o Сохранение и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса
Содержание научно-технической политики проявляется прежде всего в совокупности целей и задач. Для современных российских условий их можно сгруппировать в три блока.
Первый блок целей и задач направлен на сбережение и умножение научно-технологического потенциала России, на сохранение и развитие традиций научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ. Без этого невозможно решить задачу смены технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, обеспечить технологическую безопасность России.
Второй блок объединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и наиболее эффективное использование существующего научно-технологического потенциала для формирования системных преобразующих инноваций-факторов. Речь идет о новых технических и технологических комплексах, способствующих созданию в России и СНГ единого технологического пространства. Эти комплексы образуют научно-воспроизводственную базу для воспроизводства продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, а также для создания безопасной экологической ситуации в стране и реанимации природной среды.
В третий блок входят цели и задачи по созданию целостной совокупности условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на непрерывной воспроизводственной основе. В их составе решение проблем обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех уровней и прежде всего в предприятиях, объединениях, корпорациях. Они призваны также создавать необходимые предпосылки для наиболее полного и эффективного использования научно-технологического потенциала России, для решения комплекса приоритетных социальных задач.
В обобщенном виде перечисленные выше цели и задачи научно-технической политики можно представить в виде интегрированной цели поэтапного перевода экономического развития России на инновационный тип развития.
Социальная сфера
Объекты:
Население(доход:соц.потенциал:состав семьи:профессия/квалификация:дееспосоность)
Субъекты:
Образование(основное:нач.профес.образ-е:среднее…:высшее проф.обр-е;переподготовка и повышение квалификации);здравоохранение(санаторно-курортные организации,фармация,спорт+ физкультура);культура(музеи,выставки,театры,филармонии,библиотеки,дом культуры);социальное обслуживание(соц.обеспечение,страхование,защита)
Механизмы:
Государственное финансирование: гос.инвестиции
Частное финансирование: частные инвестиции
Обществ благо:
· Полезны многим (степень пользы каждому неизвестна)
· Не платим
· Не исключаемо из постребения (благо не сокр по мнре его исп-я)
Частное благо:
· Надо платить
· Личн польза (можно измерить)
Исключаемость блага