Методические рекомендации к лекции. Важнейшими показателями экономической и социальной эффективности общественного производства являются трудоемкость
Важнейшими показателями экономической и социальной эффективности общественного производства являются трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость и фондоемкость производственных процессов.
Для полного уяснения данных показателей следует дополнительно к лекционным материалам изучить рекомендованную литературу, для закрепления основных положений рекомендуется решение задач.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Планы семинаров
(практических занятий)
___________________Экономика предприятия__________________
(наименование дисциплины)
Астана-2016г.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Наименование темы | Количество часов |
Тема 1. Предприятие как объект хозяйствования, основное звено экономической системы Тема 2. Предпринимательство и его развитие в промышленности Тема 3. Основной капитал предприятия Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы Тема 5. Оборотный капитал предприятия Тема 6. Трудовые ресурсы Тема 7. Мотивация и оплата труда на предприятии Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия Тема 9. Издержки производства и реализации продукции Тема 10. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия Тема 11. Обеспечение конкурентоспособности предприятия Тема 12. Финансы предприятия Тема 13. Финансовые результаты деятельности предприятия Тема 14. Экономическая эффективность деятельности предприятия | |
Тема 2. Предпринимательство и его развитие в промышленности | |
Тема 3. Основной капитал предприятия | |
Тема 4. Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы | |
Тема 5. Оборотный капитал предприятия | |
Тема 6. Трудовые ресурсы | |
Тема 7. Мотивация и оплата труда на предприятии | |
Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия | |
Тема 9. Издержки производства и реализации продукции | |
Тема 10. Маркетинговая и производственная деятельность предприятия | |
Тема 11. Обеспечение конкурентоспособности предприятия | |
Тема 12. Финансы предприятия | |
Тема 13. Финансовые результаты деятельности предприятия | |
Тема 14. Экономическая эффективность деятельности предприятия | |
Всего: |
Планы практических занятий
Тема практического занятия №1. – Организационно-правовые формы предприятий и особенности их работы
Цель занятия:рассмотрение видов предприятий, их функций и основных черт.
1. Характерные черты, задачи и функции предприятия.
2. Классификация предприятия.
3. Государственные и частные предприятия.
4. Предприятия с коллективной собственностью.
5. Организационные формы объединений предприятий.
6. Антикризисное управление предприятием.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект?
2. Назовите главные задачи и функции предприятия.
3. Какие выделяют виды предприятий по формам собственности?
4. Виды предприятий по организационно-правовым формам.
5. Какова структура предприятия?
6. Понятие и признаки банкротства?
7. Что представляет собой реабилитационная процедура?
8. Какую процедуру называют санацией?
Основная литература: 4, 11, 13, 17, 19, 21.
Дополнительная литература: 2, 3, 6, 13, 16, 17, 18, 21.
Методические указания: Изучить сущность предприятия, его задачи и функции, определить основные принципы функционирования и виды предприятий, ознакомиться с понятием банкротства. Изучение материала должно сопровождаться рассмотрением Гражданского Кодекса РК, Законо «О банкротстве».
Тема практического занятия №2. – Особенности развития субъектов предпринимательства в отраслях и секторах национальной экономики
Республики Казахстан
Цель занятия:рассмотрение особенностей развития предпринимательских структур.
1. Развитие предпринимательства
2. Предпринимательство: формы и виды
3. Риски в предпринимательской деятельности, методы их оценки
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Особенности развития предпринимательства в РК
2. Формы и виды предпринимательства
3. Методы оценки рисков в предпринимательской деятельности
4. Управление рисками
Основная литература: 4, 11, 13, 17, 19, 21.
Дополнительная литература: 2, 3, 6, 13, 16, 17, 18, 21.
Методические указания: Изучить особенности развития предпринимательства в РК. Руководствоваться нормативными и правовыми документами, регулирующими предпринимательскую деятельность
Тема практического занятия №3. – Методика оценки эффективности использования основного капитала предприятия
Цель занятия:раскрыть сущность основного капитала предприятия и изучить основные показатели его использования.
План активного семинара
1. Экспресс-опрос по основным понятиям темы
2. Решение задач в группах
3. Обсуждение амортизационной политики РК в условиях формирования рыночных отношений
4. Краткое эссе по вопросам конкурентоспособности факторов производства
5. Подведение итогов.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что называют основными средствами предприятия, их состав и структура?
2. Какова роль основных средств при расширенном воспроизводстве?
3. Что представляет собой износ и амортизация основных средств?
4. Какие вы знаете методы оценки основных средств в налоговом учете?
5. Перечислите методы начисления амортизации?
6. Амортизационная политика РК в условиях формирования рыночных отношений.
7. Назовите показатели использования основных производственных средств.
8. Какие меры по повышению конкурентоспособности факторов производства (капитал) выделены как один из приоритетов индустриально-инновационного развития РК?
Задача 1.
Число основных средств на начало периода 420 станков. 1 июля установлено еще 72 станка такого же наименования, 1 сентября выбыло 5 станков. В году 112 выходных и праздничных дней, режим работы двухсменный по 8 часов каждая. Регламентированные простои оборудования 3 % режимного фонда времени. Прогрессивная норма производительности станка 150 деталей в час. Планируемый объем выпуска продукции 210,5 млн. деталей, фактический выпуск – 226,7 млн.деталей.
Вычислить производственную мощность, плановый и фактический коэффициенты использования мощности.
Задача 2.
Объем выпуска 45 млн. тг., стоимость основных средств на начало года 25 млн. тг. В марте было введено основных средств на 2,5 млн. тг., в сентябре выбыло 1,2 млн. тг. основных средств.
Определите фондоемкость и фондоотдачу.
Задача 3.
Определите рост фондовооруженности труда на предприятии, если среднегодовая стоимость основных фондов 9 млн. тг., количество продукции, произведенной в отчетном году 15 млн. тг., выработка на одного рабочего 4000тг. Планируется увеличить выпуск продукции на 0,3 млн. тг. и выработку продукции на одного рабочего на 400 тг.
Основная литература: 2, 4, 13, 15, 17, 20, 22.
Дополнительная литература: 8, 22, 23 ,24.
Методические указания: Для проведения активного семинара необходимо разделить группу на три подгруппы. Каждой группе задаются вопросы по теме. В процессеизучения этой темы важно уяснить значение роста основных средств для развития промышленности. На конкретных примерах следует показать как может быть повышена эффективность использования основных средств.
Вторым туром данного занятия является решение задач в подгруппах.
Третий тур проводится в виде дискуссии в подгруппах по обсуждению основной проблемы – амортизационная политика в РК.
Четвертый тур – каждая подгруппа знакомит всех слушателей с кратким эссе по вопросам конкурентоспособности факторов производства.
В конце подводятся итоги и выставляются баллы активным участникам.
Тема практического занятия №4. – Методика определения эффективности использования оборотных средств предприятия
Цель занятия:изучение сущности оборотного капитала предприятия ипроведение оценки их использования.
План активного семинара
1. Презентация темы
2. Обсуждение вопросов
3. Решение задач в группах
4. Составление глоссария по теме
5. Подведение итогов.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой оборотные средства, их состав и структура?
2. Назовите возможные источники финансирования оборотного капитала.
3. Что означает оборачиваемость оборотных средств?
4. Как на предприятиях определяют потребность в оборотных средствах?
5. Оценка использования оборотных средств в производстве?
Задача 1.
Определить показатели оборачиваемости и относительного высвобождения оборотных средств предприятия, если при плановом объеме выпуска продукции 100 млн. тг., нормативе оборотных средств 20 млн. тг., фактический выпуск 120 млн. тг.
Задача 2.
Выпуск продукции, млн. тг. | |||
Среднеквартальные нормируемые оборотные средства, млн. тг. |
В планируемом периоде предусматривается увеличение выпуска продукции по предприятию № 1 на 5 %, по № 2 – 4 %, № 3 – 6 %. Ускорение оборачиваемости оборотных средств по № 1 – 1 день, № 2 – 2, № 3 – 2 дня.
Определить общую сумму высвобождения нормируемых оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости.
Задача 3.
За отчетный год объем продукции равен 990 тыс. тг., плановый объем выпуска 1300 тыс. тг. Норматив оборотных средств увеличивается со 100 до 120 тыс. тг.
Определить планируемое сокращение длительности оборота и сумму высвобожденных оборотных средств.
Задача 4.
Чистый вес выпускаемого предприятием изделия 38 кг. Годовой выпуск его 3000 единиц. Действующий коэффициент использования материала 0,8, предприятие планирует повысить его до 0,82. Цена 1 кг. материала 4200 тг.
Определите:
1) действующую и плановую норму расхода материала;
2) годовую экономию от повышения коэффициента использования материала в натуральном и стоимостном измерении.
Основная литература: 2, 4, 6, 18, 21.
Дополнительная литература: 6, 23, 24, 28, 32.
Методические указания: Для проведения данного активного семинара необходимо группу разделить на подгруппы. Каждая из подгрупп проводит небольшую презентацию по теме. При изучении этой темы важно усвоить экономическую сущность оборотных средств, их роль, состав и структуру оборотных средств. Необходимо уметь рассчитать показатели эффективности использования оборотных средств, определять абсолютную и относительную сумму средств, высвобождаемых вследствии ускорения оборачиваемости. По основным понятиям темы каждая из подгрупп составляет глоссарий. В конце занятия проводится подведение итогов и выставление оценок активным студентам.
Тема практического занятия №5. – Источники формирования сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов предприятия
Цель занятия:ознакомление с понятиями, классификацией полезных ископаемых и перспективами их развития.
1. Понятие и классификация сырья, полезных ископаемых и их экономическая оценка.
2. Сырьевая база, ее направление и развитие. Минерально-сырьевой потенциал РК.
3. Топливно-энергетический комплекс в условиях индустриально-инновационного развития РК.
4. Экономическое обоснование выбора сырья.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Понятие и классификация сырья и топливно-энергетических ресурсов.
2. Как классифицируются запасы полезных ископаемых и их экономическая оценка?
3. Что включает сырьевая база РК?
4. Как используются энергетические ресурсы Казахстана?
5. В чем особенности развития сельскохозяйственной базы?
6. Назовите пути рационального использования материальных ресурсов.
7. Какие существуют показатели и методы анализа использования материальных ресурсов?
Основная литература: 3, 13, 14, 17, 19.
Дополнительная литература: 4, 5, 22, 23, 24, 26, 32.
Методические указания: При изучении данной темы необходимо разобрать сущность сырья и топливно-энергетических ресурсов, знать их классификацию. Особо следует уделить внимание показателям и методам анализа использования материальных ресурсов. В ходе работы необходимо руководствоваться стстистическими данными, государственными пргроммами.
Тема практического занятия №6. – Методика оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
Цель занятия:ознакомление с ролью трудовых ресурсов и определение показателей их эффективного использования.
План активного семинара
1. Экспресс-ответ на поставленные вопросы
2. Решение задач в группах
3. Анализ трудовых показателей на конкретном примере
4. Подведение итогов.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой рынок труда?
2. В чем суть государственного регулирования рынка труда?
3. Каковы состав, структура и источники формирования трудовых ресурсов?
4. Как определяется потребность предприятия в трудовых ресурсах?
5. Что представляет собой управление персоналом на предприятии?
6. Что означает производительность труда, как ее измеряют?
7. Назовите факторы и резервы роста производительности труда.
Задача 1.
Определить численность работающих в плановом периоде, если известно, что выпуск продукции в плановом периоде возрастет по сравнению с базовым на 7,8%, а производительность труда увеличится на 5,1%. Объем валовой продукции в базисном периоде составил 12,5 млн. тенге, численность промышленно-производственного персонала 1850 человек.
Задача 2.
Норма времени на одно изделие – 15 млн. продолжительность смены – 8 часов. Среднее количество рабочих часов в месяц на одного рабочего – 176.
Определите: 1) часовую, сменную и месячную норму выработки; 2) процент выполнения нормы времени, если фактические затраты времени на одно изделие – 13 млн.
Задача 3.
По заводу имеются следующие данные: объем товарной продукции на планируемый год – 4782 млн. тенге, производительность труда одного промышленно-производственного работника за отчетный год – 4,2 млн. тенге. Планом организационно-технических мероприятий предусматривается уменьшение численности работников в планируемом году на 64 человека. Определите темп роста производительности труда.
Задача 4.
Численность работающих в цехе за отчетный год составила 400 человек. В планируемом году объем нормативной чистой продукции увеличивается на 30% или на 250 млн.тенге, производительность труда на 10%.
Определите численность работающих в планируемом году.
Основная литература: 4, 11, 18, 19, 20.
Дополнительная литература: 15, 17, 18, 23, 24, 25, 34.
Методические указания: Для проведения активного семинара группа делится на подгруппы (по рядам – 3 подгруппы). Студенты отвечают на поставленные студентом вопросы. При изучении данной темы важно знать современное состояние казахстанского рынка труда. Нужно уяснить исключительную важность повышения производимости труда для прироста обьема продукции. После закрепления теоретического материала подгруппа переходит к решению задач. На основе статистических данных конкретного предприятия (в частности отчета по труду) подгруппы анализируют использование трудовых показателей на данных предприятиях и выявляют показатели эффективности их использования. В конце занятия подводятся итоги и выставляются оценки активным студентам.
Тема практического занятия №7. – Особенности традиционной и бестарифной системы оплаты труда на предприятии
Цель занятия:раскрытие сущности оплаты труда на предприятии, рассмотрение форм и систем оплаты труда.
1. Сущность и принципы оплаты труда.
2. Формы оплаты труда и условия их применения.
3. Системы оплаты труда.
4. Стимулирование труда в развитых странах.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. В чем сущность и принципы оплаты труда?
2. Содержание тарифной системы?
3. Назовите существующие формы и системы заработной платы?
4. В чем роль государственного регулирования оплаты труда?
5. Какова методика расчета социального налога?
Задача 1.
Определить заработок рабочего, находящегося на прямой сдельной оплате труда за месяц. Фактическая выработка годной продукции за месяц составила 310 деталей, сдельная расценка на единицу продукции 115 тенге.
Задача 2.
Определить месячный заработок рабочего при сдельно-премиальной системе оплаты труда, если по действующему в данном производственном подразделении премиальному положению в случае выполнения планового задания выплачивается премия в размере 10%, а в случае перевыполнения плана за каждый процент перевыполнения выплачивается 1,5% заработка по сдельным расценкам. Заработок рабочего по сдельным расценкам составил 33000 тенге, плановое задание выполнено на 107,5%.
Задача 3.
Определить величину относительной экономии (перерасхода) фонда заработной платы, если известно, что плановый фонд заработной платы установлен в размере 420 млн. тенге. Фактический расход составил 431 млн.тенге. План по выпуску валовой продукции выполнен на 106,5%.
Задача 4.
Взрывник рудника (дневная тарифная ставка 1650 тенге) отработал 24 смены. За выполнение плана по добыче руды предусматривается премия в размере 15%, а за каждый процент перевыполнения по 1,5% ЗП. Кроме того, выплачивается премия в размере 40% стоимости сэкономленных взрывоматериалов. Рассчитать сумму ЗП взрывника, если план выполнен на 108%, а стоимость сэкономленных материалов составляет 8000 тенге.
Основная литература: 4, 12, 17, 19, 21.
Дополнительная литература: 15, 17, 18, 23, 24, 25, 34.
Методические указания: В ходе осмысления материала важно уяснить роль мотивации труда, изучить формы оплаты труда работников. Особое внимание следует обратить не изучение соотношения роста производительности труда и зарплаты. Для работы использовать нормативно-правовые акты РК и статистические материалы.
Тема практического занятия №8. – Методика оценки эффективности инвестиционных и инновационных проектов предприятия
Цель занятия:изучение основных направлений инвестиционной и инновационной политики предприятия.
1. Понятие инвестиций и их роль в воспроизводстве основных фондов.
2. Виды инвестиций. Состав реальных инвестиций.
3. Выбор и обоснование направлений инвестирования в развитие производственной базы предприятия.
4. Содержание и роль инновационной деятельности.
5. Стратегия индустриально-инновационного развития РК.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Сущность и виды инвестиций?
2. Какова функция Казахстанского инвестиционного фонда? Банка развития Казахстана? Инновационного фонда?
3. Какие существуют методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия?
4. Какова методика определения экономической эффективности инвестиций?
5. Назовите возможные источники финансирования инвестиций.
6. В чем смысл научно-технической политики РК?
7. Что представляют собой инновации?
Основная литература: 5, 11, 17, 19, 21.
Дополнительная литература: 4, 23, 24, 26, 41.
Методические указания: Для изучения и осмысления учебного материала необходимо уяснить сущность инвестиций и инноваций, уметь определить экономическую эффективность инвестиций.
В ходе изучения необходимо ознакомиться со стратегией индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 гг. и другими государственными программами.
Тема практического занятия №9. – Резервы снижения издержек производства и реализации продукции
Цель занятия:изучение сущности издержек производства, рассмотрение классификации затрат и путей снижения себестоимости продукции.
План активного семинара
1. Экспресс-ответ на поставленные вопросы
2. Решение задач в группах
3. Эссе на тему: «Резервы снижения себестоимости продукции на предприятии»
4. Подведение итогов.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой издержки? Какие виды издержек существуют?
2. Какова структура себестоимости продукции?
3. Какие существуют методы учета затрат на производство и реализации продукции?
4. Каковы состав и критерии распределения накладных расходов?
Задача 1.
Предприятие производит продукцию одного наименования по цене 230 тенге за единицу. Удельные переменные расходы 180 тенге. Общая величина постоянных расходов 550 тыс.тенге. В результате роста арендной платы общие постоянные расходы увеличились на 8%.
Определите, каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на величину критического объема.
Задача 2.
В первом квартале было произведено 10000 изделий по цене 70 тенге за единицу. Постоянные расходы составляют 160000 тенге, удельные переменные – 50 тенге. Во втором квартале планируется повысить прибыль на 8%.
Сколько необходимо дополнительно произвести продукции, чтобы повысить прибыль на 8%.
Задача 3.
В отчетном году себестоимость товарной продукции составила 450,2 млн. тенге, что определило затраты на 1 тенге товарной продукции – 0,89 тенге. В плановом году затраты на 1 тенге товарной продукции установлены в 0,85 тенге. Объем производства продукции будет увеличен на 8%.
Определите себестоимость товарной продукции планового года.
Основная литература: 3, 11, 17, 20, 21.
Дополнительная литература: 28, 32, 38.
Методические указания: Для проведения активного семинара группа делится на три подгруппы. Проводится экспресс-опрос по вопросам. Изучая эту тему важно уяснить, что затраты на производство и реализацию продукции составляют основную часть стоимости. Следует изучить методы калькулирования себестоимости продукции и распределения накладных расходов. Для закрепления теоретических основ темы студентам будут даны задачи. Далее, подгруппы готовят эссе по теме. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы активным студентам.
Тема практического занятия №10. – Формирование маркетинговой и производственной стратегии предприятия
Цель занятия:рассмотрение основных направлений маркетинговой и производственной деятельности предприятия.
1. Методологические основы планирования.
2. Стратегическое планирование деятельности предприятия.
3. Текущий план развития предприятия. Оперативно-производственное планирование.
4. Разработка производственной программы.
5. Содержание и порядок разработки бизнес-плана.
6. Производственная мощность предприятия.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой стратегическое планирование?
2. Как влияет маркетинг на организацию производства?
3. Как выглядит структура планов предприятия?
4. Каковы принципы разработки программы производства продукции?
5. Как формируется портфель заказов?
6. Какова методика расчета производственной программы?
7. Каков порядок разработки бизнес-плана?
8. Что представляет собой производственная мощность предприятия? Каковы методы ее определения?
Задача 1.
Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 млн. тенге. Работы промышленного характера, выполненные на сторону – 41,15 млн. тенге. Стоимость полуфабрикатов собственного изготовления – 23,7 млн. тенге, из них 80% потреблено в собственном производстве. Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5,0 млн.тенге. стоимость материальных затрат составляет 40% от товарной продукции.
Определите размер реализованной, валовой и чистой продукции.
Задача 2.
В отчетном периоде предприятие выпустило изделий А в количестве 200 единиц, изделий В – 300 единиц. Цена изделия А – 1800 тенге, В – 2580 тенге. Стоимость услуг промышленного характера, оказанных сторонним предприятием – 37500 тенге. Остаток незавершенного производства на начало года – 75000 тенге, на конец года – 53000 тенге. Наряду с основной продукцией произведена тара на сумму 12000 тенге, в т.ч. для отпуска на сторону на сумму 8000 тенге.
Определите размер валовой, товарной и реализованной продукции.
Основная литература: 11, 12, 17, 19, 20, 21.
Дополнительная литература: 10, 13, 24, 26, 27, 29, 33.
Методические указания: При изучении данной темы необходимо понять порядок составления плана промзводства и реализации продукции, обьяснить значение показателей валовая, товарная, реализаванная чистая продукция и их роль в планировании.
Тема практического занятия №11. – Методика оценки конкурентоспособности предприятия
Цель занятия:ознакомление с показателями, характеризующими уровень конкурентоспособности продукции предприятия.
1. Конкурентоспособность продукции: понятие и необходимость повышения.
2. Понятие качества продукции, показатели качества.
3. Обеспечение качества изделий на различных стадиях их жизненного цикла.
4. Система управления качеством продукции.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой конкурентоспособность продукции?
2. Понятие качества. Какие существуют показатели и пути повышения его уровня?
3. Как работает система управления качеством продукции на предприятии?
4. Что представляет собой стандартизация продукции?
5. В чем суть сертификации продукции?
6. Какова роль цены в конкурентоспособности продукции?
7. Назовите виды цен на продукцию?
8. Какие существуют механизмы ценообразования на предприятии?
Задача 1.
На машиностроительном заводе 1% потерь от брака составляет 1470 тыс.тенге/год, при общей стоимости товарной продукции 18764582 тыс.тенге/год. В результате мероприятий по комплексной системе борьбы за качество потери снизились до 0,6%, увеличилось использование материальных ресурсов на 0,3% от общей стоимости товарной продукции.
Какова величина экономии средств за счет борьбы за качество?
Основная литература: 5, 6, 11, 12, 17.
Дополнительная литература: 7, 10, 11, 23, 24, 27, 37.
Методические указания: При изучении темы необходимо уяснить что в себя включает понятие конкурентоспособности продукции, изучить проблемы качества продукции, стандартизации и сертификации продукции. Важно уяснить роль цен в конкурентоспособности продукции.
Тема практического занятия №12. – Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
Цель занятия:изучение сущности, функции финансов и форм финансирования предприятия.
1. Сущность и функции финансов предприятия.
2. Финансовые ресурсы предприятия.
3. Временная стоимость денег.
4. Формы финансирования предприятия.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Чем являются финансы предприятия, и каковы их функции?
2. Назовите составные элементы финансового механизма.
3. Что представляет собой финансовые ресурсы предприятия?
4. Назовите источники формирования финансовых ресурсов предприятия.
5. Роль кредитов в деятельности предприятия.
Основная литература: 4, 5, 12, 17, 18, 22.
Дополнительная литература: 1, 6, 10, 27, 32, 38.
Методические указания: В этой теме важно уяснить значение финансовых ресурсов предприятия, их планирование и источникм их формирования. Необходимо ознакомиться со способами получения заемных средств.
Для осмысления учебного материала нужно ссылаться на Налоговое Законодательство РК.
Тема практического занятия №13. – Методика определения финансовых результатов деятельности предприятия
Цель занятия:ознакомление с финансовыми результатами деятельности предприятия.
План активного семинара
1. Экспресс-ответ на поставленные вопросы
2. Решение задач в группах
3. Глоссарий по теме
4. Подведение итогов.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Что представляет собой показатель «доход»?
2. Каков порядок формирования и распределения дохода предприятия?
3. Что представляет собой налогообложение дохода предприятия?
4. Назовите общие положения по расчету НДС и акцизов в РК?
5. Что определяет показатель рентабельности производства?
Задача 1.
Определите прибыль от реализации продукции на машиностроительном предприятии при следующих условиях млн. тенге
Объем реализованной продукции за год
по оптовым ценам 52895
Выпуск товарной продукции по полной
заводской себестоимости 50000
Остаток годовой продукции на складе
по полной себестоимости: - на начало года 1250
- на конец года 950
Изменение переходящих остатков продукции,
неоплаченной потребителями в срок и находящихся
на ответственном хранении у покупателя 250
Задача 2.
Заводская себестоимость станка за отчетный год 180000 тенге. Расходы по реализации на заводе составляют 5% от заводской себестоимости. Отпускная цена установлена 217000 тенге. За счет замены материала некоторых деталей предполагается в планируемом году уменьшить заводскую себестоимость на 2%.
Определить изменение рентабельности производства станка.
Основная литература: 4, 5, 12, 17, 18, 22.
Дополнительная литература: 1, 6, 10, 27, 32, 38.
Методические указания: Для проведения активного семинара группа делится на подгруппы. Студенты в подгруппах отвечают на поставленные преподавателем вопросы. Изучая эту тему небходимо изучить обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия - доход, принципы его исчисления. Важно изучить методику расчета и факторы, определяющие рентабельность.
Тема практического занятия №14. – Методика оценки экономической эффективности производства
Цель занятия:изучитьпоказатели, характеризующие экономическую и социальную эффективность производства.
1. Сущность и система показателей эффективности производства.
2. Показатели ликвидности и финансовой устойчивости производства.
3. Методы обоснования экономической эффективности капитальных вложений в производство.
4. Основные направления повышения эффективности производства.
Задания и вопросы для обсуждения:
1. Сущность и система показателей эффективности производства?
2. Какие существуют показатели эффективности производственной деятельности?
3. Понятие и признаки ликвидности?
4. Назовите показатели финансовой устойчивости?
5. Что называют капитальными вложениями?
6. Какие существуют методы учета фактора времени?
7. Что характеризуют показатели чистой текущей стоимости и внутренней нормы доходности?
8. Назовите факторы, влияющие на эффективность производства.
Задача 1.
Проект реконструкции завода предусматривает рост производства с 1000 тыс. до 3000 тыс. изделий. Второй вариант – строительство нового завода мощностью 2000 тыс. штук и продолжение изготовления на действующем заводе.
Показатели | Действующий завод | Реконструкция | Новое строительство |
Объем производства, тыс.шт. | |||
Себестоимость 1 тыс.шт. у.е. | |||
Капит.вложения, тыс.у.е. | - |
Задача 2.
Два варианта строительства завода имеют одинаковую мощность 500 тыс. ед. в год.
Варианты | Себестоимость ед. продукции, у.е. | Удельные кап. вложения,у.е. | Распределение кап.вложений по годам (в % к итогу) |
I | 30:40:20:10 | ||
II | 10:20:40:30 |
Нормативный срок окупаемости капиталовложений – 8,3 года. Коэффициенты приведения: для I года – 1,0; II – 0,93; III – 0,86; IV – 0,79.
Выбрать вариант строительства завода без учета и с учетом распределения капитальных вложений по годам.
Задача 3.
Выбрать наиболее эффективный вариант осуществления капитальных вложений:
Вариант 1 | Вариант 2 | |
Годовой выпуск продукции, тыс.у.е. | 100,0 | 200,0 |
Себестоимость единицы продукции, у.е. | ||
Капитальные вложения, млн. у.е. | ||
Нормативный коэффициент эффективности | 0,12 |
Основная литература: 4, 13, 14, 18.
Дополнительная литература: 23, 24, 38.
Методические указания: Усвоить сущность эффективности производства, рассмотреть показатели фин. устойчивости предприятия. Осмысление учебного материала должно сопровождаться конкретными примерами.