Товарооборот как рез-тат эк-ской деят-сти

Товарооборот(далее Т) как экон категория хар-ет собой результат экон отношений, между субъектами хоз-ия по поводу обмена денежных ср-в на товары и услуги. Как показатель деятельности торговых организаций представляет собой объем продажи тов-в и услуг в денежном выражении за опр п-д времени. Показатель Т-та хар-ет собой результат соц-экономич развития страны и торг организации.

На уровне гос-ва объем и структура Т характеризуют состояние потребительского рынка, эффективность работы субъектов хоз-ия, уровень материализации покупательных фондов насел-я, состояние денежного оборота, индикатор ур-ня и кач-ва жизни населения, степень участия торговли в формировании доходов государственного бюджета, укреплении нац денеж единицы.

Как результат деят-ти торг орг-ии он показывает, насколько правильно организ-на продажа тов-в, эффективно использован торг потенциал, наличие экономич предпосылок для получения необх объема дохода, развития ресурсного потенциала, степень удовлетворения платежеспособного спроса покупателей сегмента рынка. От объема Т зависят платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, уровень благосостояния торговых работников, возможности развития, повышения конкурентосп-ти торговой орг-ии.

10. Виды и формы товарооборота(ТО), их хар-ка и методы учёта

В зависимости от специфики операции купли-продажи товаров выделяют следующие виды ТО:

валовой ТО – сумма продаж при многозвенном товародвижении;

чистый ТО – освобожденный от повторного счета;

оптовый ТО – продажа товаров на оптовом рынке;

розничный ТО – продажа товаров населению;

внешнеторговый ТО – продажа товаров на экспорт и покупка импортных товаров;

ТО по биржевому рынку – объем продаж товаров на товарной бирже.

Важнейшим показателем, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот, подразделяющийся на оптовый и розничный.

Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через его посредство товары водятся в среду обращения, а розничный – заключительное звено движения товаров, выражая их перемещение из сферы обращения в сферу потребления.

Оптовый и розничный товарооборот взаимосвязаны. Рост оптового товарооборота обуславливается систематическим возрастанием розничного товарооборота. Опт. орг-ции осущ-ют продажу товаров розничным торговым организациям и другим организациям для последующей реализации или для производственного потребления в качестве сырья и материалов либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

Розничный товарооборот – колич. показатель, характеризующий продажу потребительских товаров конечному потребителю за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Как экономическая категория, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление. Основой розничного товарооборота служат товары, произведенные для реализации и денежные доходы покупателей.

С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах:1) как систему отношений общественного производства; 2) как систему обмена денежных доходов населения на товары народного потребления; 3) как систему обратной связи с производством.

Через розничный ТО происходит смена форм стоимости потребительских товаров, изготовленных в процессе производства. Продажа товаров позволяет товаропроизводителям покрыть затраты на производство и тем самым создать условия для его дальнейшего развития в расширенных масштабах. В розничном товарообороте проявляются важнейшие народнохозяйственные пропорции: соотношение темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п.

Розничный товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного питания, учитывается в розничных ценах (в торговле), фактических продажных (общественное питание), включающих торговую надбавку (торговля), торговую надбавку и наценку (общественное питание), акциз, налог на добавленную стоимость и налог с продаж (торговля), налог на услуги (общественное питание).

ТО организаций питания (общественного и внедомашнего) состоит из оборота по реализации продукции собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажу этой продукции через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую организации, через передвижную сеть, а также отпуск питания работникам организации по льготным ценам. В состав товарооборота общественного питания кроме розничного включается и оптовый товарооборот - продажа полуфабрикатов, мучных и кондитерских изделий другим организациям общественного питания и розничной торговли.

В зависимости от формы собственности, на которой функционирует торговая организация:

-Розничный товарооборот государственной торговли

-Розничный товарооборот негосударственной торговли, в том числе: кооперативной, частной и т.д.

По территориально-организационному признаку:

-Розничный товарооборот в городе

-Розничный товарооборот в сельской местности

По видам оборота:

-Товарооборот розничной торговли

-Товарооборот общественного питания

По структуре оборота :

-Продажа непродовольственных товаров

-Продажа продовольствия

Наши рекомендации