Государственный механизм регулирования оплаты труда

Для определения расходов на трудовоспроизводство существует государственный механизм регулирования трудовых отношений и ЗП. В масштабах страны он построен с учетом экономики регионов, значимости отраслей, профессий и квалификации. Такой механизм включает:

1) порядок возмещения расходов на воспроизводство трудоспособности работника;

2) установление минимальных государственных гарантий в области труда и его оплаты.

Первая часть – порядок возмещения расходов на воспроизводство трудоспособности работника устанавливает:

основные статьи расходов на воспроизводство трудоспособности работника;

источники их финансирования;

принципы взаимосвязи источников;

методы и конкретные формы возмещения затрат;

субъектов, участвующих в возмещении;

уровни регулирования отношений для предприятий государственных форм собственности.

Эталоном организации заработной платы в стране должны служить государственные предприятия, на которых рекомендуется ориентироваться предприятиям других форм собственности.

Значительная роль в действии этой части государственного механизма регулирования трудовых отношений отво­дится показателю средней зарплаты. Государственными документами специально оговаривается методика его исчис­ления.

Вторая часть государственного механизма регулирова­ния трудовых отношений включает установление минималь­ных государственных гарантий в области труда и его опла­ты. Они указаны в КЗоТ и ряде соответствующих пра­вительственных документов. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) служит основой уста­новления размера заработной платы любого работника, глав­ным элементом государственного механизма регулирова­ния оплаты труда в стране. Он характеризует нижнюю гра­ницу цены труда, обеспечивающую плату за труд наимень­шей сложности, который выполняется в нормальных усло­виях. МРОТ должен быть достаточным для удовлетворения наиболее значимых физиологических и социальных потреб­ностей одинокого работника и не несет в себе иждивенчес­кой нагрузки. Поэтому теоретически МРОТ приравнивается к прожиточному минимуму взрослого трудоспособного че­ловека.

Прожиточный минимум(ПМ) представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

В структуре прожиточного минимума отражены:

расходы на питание;

расходы на непродовольственные товары;

расходы на услуги;

налоги;

другие обязательные платежи.

Прожиточный минимум как инструмент социальной политики используется:

в качестве базы для адресной социальной политики;

в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения;

для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения;

для обоснования размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии по возрасту.

В Украине на базе прожиточного минимума рассчитывается потребительская корзина в целом по стране. Ее размер определяется с учетом:

принципов и порядка формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

примерных минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения страны.

Величина прожиточного минимума рассчитывается ис­ходя из:

научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для человека;

фактического объема потребления товаров и услуг малоимущих семьях;

социально-экономических и демографических факто­ров, характеризующих уровень денежных доходов населе­ния, состава и половозрастной структуры населения, раз­меров и структуры семей, финансовых возможностей госу­дарства по обеспечению социальной защиты населения;

объективных различий в потреблении товаров и ус­луг, определяемых различными признаками.

Прожиточный минимум страны предусматривает его дифференциацию по следующим основным социально-де­мографическим группам населения: а) трудоспособное на­селение; б) пенсионеры; в) дети. Кроме того, он различает­ся по территориальным зонам (16 зон по потреблению про­дуктов питания, 3 зоны по непродовольственным товарам индивидуального пользования и 3 зоны по набору услуг), а также по коэффициенту семейности.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно устанавливает формы и системы заработной платы, системы мотивации труда, режим труда и отдыха работником, другие показатели трудовых отношений, которые фиксируются трудовыми договоренностями. Но при этом не должны ущемляться минимальные гарантии государства в области труда и его оплаты.

Каждое предприятие должно соблюдать следующие минимальные гарантии государства по труду и заработном плате:

минимальный размер оплаты труда;

минимальное число дней очередного отпуска работника (24 рабочих дня);

минимальные районные коэффициенты;

другие гарантии, установленные КЗоТ.

Кроме того, предусматриваются меры государственного, судебного и общественного контроля над своевременностью выплаты заработной платы и ответственностью рабо­тодателя за нарушение трудовых договоренностей.

Сейчас средняя зарплата сохраняется за работником, состоящим в трудовых отношениях с работодателем предприятия независимо от его организационно-правовой формы, в случаях:

пребывания работника в отпуске (ежегодном, дополнительном, учебном);

выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;

выплаты выходного пособия при увольнении и последующих выплат на период трудоустройства;

выполнения общественных или государственных обязанностей;

перевода на более легкий труд;

направления на учебу для повышения квалификации с отрывом от производства;

нахождения в медицинском учреждении на обследовании, а также для сдачи крови для переливания;

оплаты времени вынужденного прогула незаконно уволенному и восстановленному судом работнику;

в других случаях, когда за работниками по той или иной причине, предусмотренной законодательством Украины, сохраняется средний заработок.

Наши рекомендации