Государственный механизм регулирования оплаты труда
Для определения расходов на трудовоспроизводство существует государственный механизм регулирования трудовых отношений и ЗП. В масштабах страны он построен с учетом экономики регионов, значимости отраслей, профессий и квалификации. Такой механизм включает:
1) порядок возмещения расходов на воспроизводство трудоспособности работника;
2) установление минимальных государственных гарантий в области труда и его оплаты.
Первая часть – порядок возмещения расходов на воспроизводство трудоспособности работника устанавливает:
основные статьи расходов на воспроизводство трудоспособности работника;
источники их финансирования;
принципы взаимосвязи источников;
методы и конкретные формы возмещения затрат;
субъектов, участвующих в возмещении;
уровни регулирования отношений для предприятий государственных форм собственности.
Эталоном организации заработной платы в стране должны служить государственные предприятия, на которых рекомендуется ориентироваться предприятиям других форм собственности.
Значительная роль в действии этой части государственного механизма регулирования трудовых отношений отводится показателю средней зарплаты. Государственными документами специально оговаривается методика его исчисления.
Вторая часть государственного механизма регулирования трудовых отношений включает установление минимальных государственных гарантий в области труда и его оплаты. Они указаны в КЗоТ и ряде соответствующих правительственных документов. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) служит основой установления размера заработной платы любого работника, главным элементом государственного механизма регулирования оплаты труда в стране. Он характеризует нижнюю границу цены труда, обеспечивающую плату за труд наименьшей сложности, который выполняется в нормальных условиях. МРОТ должен быть достаточным для удовлетворения наиболее значимых физиологических и социальных потребностей одинокого работника и не несет в себе иждивенческой нагрузки. Поэтому теоретически МРОТ приравнивается к прожиточному минимуму взрослого трудоспособного человека.
Прожиточный минимум(ПМ) представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия для поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
В структуре прожиточного минимума отражены:
расходы на питание;
расходы на непродовольственные товары;
расходы на услуги;
налоги;
другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум как инструмент социальной политики используется:
в качестве базы для адресной социальной политики;
в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения;
для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой помощи малообеспеченным слоям населения;
для обоснования размеров минимальной заработной платы и трудовой пенсии по возрасту.
В Украине на базе прожиточного минимума рассчитывается потребительская корзина в целом по стране. Ее размер определяется с учетом:
принципов и порядка формирования минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
примерных минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социально-демографических групп населения страны.
Величина прожиточного минимума рассчитывается исходя из:
научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для человека;
фактического объема потребления товаров и услуг малоимущих семьях;
социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень денежных доходов населения, состава и половозрастной структуры населения, размеров и структуры семей, финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения;
объективных различий в потреблении товаров и услуг, определяемых различными признаками.
Прожиточный минимум страны предусматривает его дифференциацию по следующим основным социально-демографическим группам населения: а) трудоспособное население; б) пенсионеры; в) дети. Кроме того, он различается по территориальным зонам (16 зон по потреблению продуктов питания, 3 зоны по непродовольственным товарам индивидуального пользования и 3 зоны по набору услуг), а также по коэффициенту семейности.
В рыночной экономике предприятие самостоятельно устанавливает формы и системы заработной платы, системы мотивации труда, режим труда и отдыха работником, другие показатели трудовых отношений, которые фиксируются трудовыми договоренностями. Но при этом не должны ущемляться минимальные гарантии государства в области труда и его оплаты.
Каждое предприятие должно соблюдать следующие минимальные гарантии государства по труду и заработном плате:
минимальный размер оплаты труда;
минимальное число дней очередного отпуска работника (24 рабочих дня);
минимальные районные коэффициенты;
другие гарантии, установленные КЗоТ.
Кроме того, предусматриваются меры государственного, судебного и общественного контроля над своевременностью выплаты заработной платы и ответственностью работодателя за нарушение трудовых договоренностей.
Сейчас средняя зарплата сохраняется за работником, состоящим в трудовых отношениях с работодателем предприятия независимо от его организационно-правовой формы, в случаях:
пребывания работника в отпуске (ежегодном, дополнительном, учебном);
выплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении;
выплаты выходного пособия при увольнении и последующих выплат на период трудоустройства;
выполнения общественных или государственных обязанностей;
перевода на более легкий труд;
направления на учебу для повышения квалификации с отрывом от производства;
нахождения в медицинском учреждении на обследовании, а также для сдачи крови для переливания;
оплаты времени вынужденного прогула незаконно уволенному и восстановленному судом работнику;
в других случаях, когда за работниками по той или иной причине, предусмотренной законодательством Украины, сохраняется средний заработок.