Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Изучение дисциплины « Региональная экономика » формирует следующие компетенции: ПК-27; ПК-29.
В ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет» действует бально-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся по образовательным программам, реализуемым на основании федеральных государственных образовательных стандартов. Бально-рейтинговая система оценки знаний является одной из составляющих системы управления качеством образовательной деятельности в университете.
Критерием оценки уровня сформированности компетенций в рамках учебной дисциплины «Региональная экономика» является зачет.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАЧЕТА | |
Выставление оценок на экзамене (зачете) осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов. | |
1. При выставлении оценки экзаменатор учитывает: · знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки; · степень активности студента на семинарских занятиях; · логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи; · наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам. | |
1.1 Оценка «отлично». Оценка «отлично» ставится студенту, ответ которого содержит: - глубокое знание программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса но сравнению с учебной литературой; - знание концептуально-понятийного аппарата всего курса; - знание монографической литературы по курсу, - а также свидетельствует о способности: - самостоятельно критически оценивать основные положения курса; - увязывать теорию с практикой. Оценка «отлично» не ставится в случаях систематических пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам, отсутствия активного участия на семинарских занятиях, а также неправильных ответов на дополнительные вопросы преподавателя. | от 80 до 100 баллов |
1.2. Оценка «хорошо». Оценка «хорошо» ставится студенту, ответ которого свидетельствует: - о полном знании материала по программе; - о знании рекомендованной литературы, - а также содержит в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала. Оценка «хорошо» не ставится в случаях пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам. | от 60 до 79 баллов |
1.3. Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, ответ которого содержит: - поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса; - затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии курса; - стремление логически четко построить ответ, а также свидетельствует о возможности последующего обучения. | от 40 до 59 баллов |
Оценка «зачтено» ставится на зачете студентам, уровень знаний которых соответствует требованиям, установленным в п. п. 1.1, 1.2, 1.3 настоящих рекомендаций. | |
Оценки «неудовлетворительно» и «не зачтено». Оценки «неудовлетворительно» и «не зачтено» ставятся студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала. | менее 40 баллов |
ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЧЕТ | |
1. Предмет изучения курса «Региональная экономика». 2. Понятие «региона», как объекта анализа и управления. 3. Типы регионов (экономические районы и федеральные округа, субъекты РФ, национальные образования, доноры и реципиенты, депрессивные регионы, СЭЗ, ЗАТО, пограничные регионы, анклавы, столицы). 4. Регион как экономическая система. 5. Регион как административная система. 6. Внешняя среда региона. 7. Административно-экономические и правовые основы самостоятельности регионов. 8. Конституция России о роли регионов в федеративном устройстве государства. 9. Понятие «региональной политики». 10. Задачи региональной экономики и управления. 11. Приоритеты исследования региональной экономики. 12. Значение региональной политики в экономическом реформировании России. 13. Цели и задачи региональной политики. 14. Нормативно-правовое регулирование региональной политики. 15. Методы региональной экономики. 16. Проблемы и тенденции региональной политики РФ. 17. Направления развития региональной политики РФ. 18. Региональная политика зарубежных стран: Франция, Италия, Германия, Испания. 19. Региональная политика в странах ЕС: закономерности и особенности. 20. «Общие правила» региональной политики стран-членов ЕС и их значение для России. 21. Современное содержание и проблемы региональной политики России. 22. Закономерности размещения производительных сил. 23. Факторы территориального размещения производства. 24. Отраслевая структура экономики. 25. Территориальная структура экономики. 26. Методы определения экономической специализации территорий. 27. Коэффициенты территориальной специализации. 28. Состав и сущность региональных финансов. 29. Финансы централизованные и децентрализованные и их соотношение. 30. Роль региональных финансов в экономическом и социальном развитии территорий. 31. Консолидированный бюджет региона. 32. Бюджет региона и региональные внебюджетные фонды. 33. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. 34. Основные направления расходования регионального бюджета. 35. Финансовый и налоговый потенциал. 36. Сводный финансовый баланс региона. 37. Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ. 38. Управление региональными долгами. 39. Реформирование региональных финансов. 40. Актуальность регулирования территориального неравенства. 41. Стабилизирующая и стимулирующая роль неравенства. 42. Измерение территориального неравенства. 43. Регулирование территориальной асимметрии: отечественный и зарубежный опыт. 44. Селективная поддержка отдельных регионов. 45. Понятие депрессивной территории и критерии оценки депрессивности. 46. Дефолт территории. 47. Банкротство территорий: отечественный и зарубежный опыт. 48. Введение временной финансовой администрации на территории. 49. Инвестиции и инновации. Инвестиционная деятельность. Инвесторы. Инвестиции прямые и портфельные. Инвестиционный проект, классификация инвестиционных проектов. Инвестиционная программа. 50. Инвестиционный климат и его составляющие. 51. Инвестиционный потенциал. 52. Инвестиционные риски. 53. Формы и особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности. Бюджет развития. 54. Инвестиционное законодательство. 55. Региональные целевые программы Ростовской области. 56. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в г. Ростова-на-Дону. 57. Понятия прогнозирования и планирования и их взаимосвязь. 58. Классификация социально-экономических прогнозов территорий. 59. Методологические основы прогнозирования и планирования социально-экономического развития. 60. Методы социально-экономического прогнозирования. Методы социально-экономического планирования. 61. Принципы и этапы разработки прогнозов развития территории 62. Понятие государственных и муниципальных закупок. 63. Нормативно-правовое регулирование. 64. Конкурсная документация. 65. Особенности государственного контракта. 66. Приблизительный состав документов, который запрашивает заказчик. 67. Контроль государственных и муниципальных закупок. 68. Оценка квалификации поставщиков. 69. Структура управления регионом (структура администрации Ростовской области, структура Ростовской областной Думы: комитеты и их функции). 70. Законодательная практика в Ростовской области. |
В ходе изучения дисциплины предусматриваются текущий контроль и промежуточная аттестация.
Цель текущего контроля – оценка результатов работы в семестре.
Целью промежуточных аттестаций по дисциплине является оценка качества освоения дисциплины обучающимися.
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины «Региональная экономика» и включает: тестирование (письменное или компьютерное), ответы на теоретические вопросы на семинаре, решение практических задач и выполнение заданий на практическом занятии, выполнение контрольных работ, индивидуальных домашних заданий, написание рефератов, докладов, участие в коллоквиумах по отдельным темам, дискуссии, круглые столы.
Общий балл текущего контроля складывается из следующих составляющих:
– посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 20 баллов;
– выполнение заданий по дисциплине «Региональная экономика » в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания (рефераты, статьи, эссе, индивидуальные задания, курсовая работа) начисляется 60 баллов;
– контрольные мероприятия (тестирование, коллоквиумы) – максимальная оценка 5 баллов за одну контрольную работу. В течении семестра студент должен написать 4 (четыре) контрольных и ему за семестр начисляется 20 баллов.
В течение учебного процесса студент обязан отчитаться по теоретическому материалу и лабораторным занятиям: опросы, индивидуальные задания.