Выделяются разные типы инновация (мб новые технологии, новые верования, культурные ценности, идеология, новые формы соц структуры)
Известно, что инновации в 1 сфере жизни могут вызывать, порождать совершенно неожиданные изменения в других сферах жизни.
Значит влияние на развитие общества оказывают идеи (идея прогресса).
Исследователи показывают разные модели диффузии инновации.
Одна из типологий предлагается Дональдом Шоном. Шон выделяет 2 модели диффузии инноваций:
Модель центр-периферия (данная модель предлагает 1 источник инноваций и множество реципиентов). В рамках этой модли распространение нововведений осуществляется и контролируется из одного центра. В этом случае эффективность процесса диффузии зависит от энергии и ресурсов центра (умение моздавать и контролировать обратные связи). При этом Д.Шон разбивает данную модель на 2 подмодели.
Подмодель-модель магнита. Имеется стационарный центр, который распространяет инновации. В 19в университеты Германии получали там образование, хватали новые идеи и возвращались домой и распространяли инновации.
Подмодель-средневекового барда. Здесь отсутствует стационарный центр. Источник инновации как бы кочует, постоянно распространяя новые знания (путешествующие студенты, художники, музыканты).
Модель. Размножение центров. Реципиенты сами становятся центры распространения инноваций. Мб главный центр, но процесс управления подвергается децентрализации, на местах создаются локальные центры, которые начинают самостоятельно распространять нововведения, учитывая местную специфику. Такая модель имеет широкое хождение в истории человечества. По этой модели распространялось христианство, коммунизм, национализм, современные транснациональные корпорации.
3)Еще одна схема диффузии инноваций, которую предложил Эверет Майкл Роджерс. В 1962 г он опубликовал монографию в Нью-Йорке под названием "Диффузия инноваций". В этой монографии была сформулирована теоретическая модель изучения диффузии. По мнению Роджерса, решающими момента процесса диффузии являются следующие-сама инновация, коотрая мб и технологическим усовершенствованием, и соц движением, и новым продуктом, какой-то прихотью или причудой. 2 момент процесса диффузии-каналы, посредством которых передается, презентируется новация. Далее-время, небходимое для подобной передачи. Еще один момент процесса диффузии-агенты соц системы, которым предстоит усвоить иннвацию. Роджерс выделяет 5 стадий распространения и усвоения инноваций: 1 стадия-стадия осведомленности. Индивид узнает о каком-то новшестве, но пока не обладает достатоной надежной информацией. 2 стадия-стадия заинтересованности. Индивида увлекают новшества и он стремится узнать о них больше. 3 стадия-оценочная. На этой стадии индивид оценивает применимость новшества к своему настоящему опыту и прогнозируемым ситуациям в будущем. 4 сталия-стадия испытательная или стадия аппробации. Индивид использует инновацию на практике в небольшом масштабе, чтобы определить ее полезность. 5 стадия-стадия усвоения-индивид принимает инновацию. Поскольку динамика усвоения инноваций в значительной степени зависит от характеристик самой инновации Эверет Роджерс выделяет 5 характеристик инновации, которые оказывают наибольшее влияния на темпы ее усвоения:
Относит ельное преимущество. Указвает на степень превосходства инновации в сравнении с идеями и продуктами, которые ей предстоит заменить. Данная характеристика определяется такими параметрами, как эффективность, стоимость, новизна, ощутимая выгода.
Характеристика, влияющая на темпы усвоения-совместимость, те степень соглавсованности инновации с поотребностями, ценностями, принятыми в данной культуре и обществе.
Сложность. Определяется степенью трудностей в усвоении и использовании инновации