Угроза появления продуктов-заменителей 2 страница
- Скорость роста долгосрочного спроса. Быстрый рост долгосрочного спроса стимулирует инвестирование в увеличение производственных мощностей действующих предприятий и строительство новых предприятий. Ожидание спада, соответственно, способствует свертыванию производства, сокращению производственных инвестиций. Таким образом, изменения спроса в сторону роста или падения лежат в основе отраслевых изменений, поскольку воздействуют на баланс между отраслевым предложением и покупательским спросом, структуру рынка, интенсивность конкуренции.
-Изменения в составе покупателей и способах использованияпродукта.
В основе лежат: изменение требований потребителей ксервису; создание новых или модификация прежних каналов сбыта;
сужение или расширение круга выпускаемой продукции;
увеличениеили уменьшение требуемого капитала;
изменение маркетинговых тактик.
- Обновление продукта может расширять рынок, стимулировать рост спроса, увеличивать степень дифференциации среди соперничающихпродавцов. Обновление продукта является ключевой движущей силой, оно не только дает представление о продукте отрасли, но и влияет на методы и масштабы производства, каналы распределения,маркетинговые затраты.
- Инновации. Существенные изменения требований к размеру и количеству предприятий, обладающих эффективным размером и успешно действующих на рынке, могут внести технологические новшества в методы производства. Инновации сильно меняют единичные издержки производства, размер инвестиций, жизненный цикл товара.
- Маркетинговые инновации. Используя новые пути и способы продвижения на рынок своей продукции, стараясь возбудить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, дифференцировать продукт, предприятия приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции.
- Вход крупных предприятий на новый рынок со своим опытом, навыками, интеллектуальным капиталом, а также их выход влекут резкое изменение в структуре рынка, новый виток конкурентной борьбы за вытеснение конкурентов с рынка или захват освободившихся секторов рынка.
- Изменения в издержках и эффективности. Крупные предприятия, сумевшие создать новые эффективные производства и на этой основе снизить издержки на единицу продукции, получают преимущества и могут принудить другие предприятия к стратегиям «форсирования роста». Тенденция роста в данном случае выступает как еще одна движущая сила. В то же время резкий рост цен на ключевые ресурсы (сырье, энергоресурсы) может вызвать смену поставщиков, поиск дешевых товаров-заменителей.
- Рассеивание технических и технологических достижений. Если не существует эффективной патентной защиты новых технологий, открытий и изобретений, возможная быстрая диффузия собственных достижений предприятий становится важной движущей силой в конкуренции.
- Появление покупательских предпочтений товаров массового потребления вместо дифференцированного выбора товаров. Вкусы, а соответственно, и спрос покупателей меняются. Клиентура продавцов более дорогих дифференцированных товаров может посчитать, что их устраивают стандарты товаров массового потребления по пониженным ценам. Такое развитие событий ограничивает свободу выбора каких-либо других стратегий для продавцов более дорогих дифференцированных товаров кроме ценовых. Бывают и обратные явления.
- Изменения в государственной политике и регулирование экономических отношений могут коренным образом повлиять на рынок и конкурентные условия. Принято считать, что отказ от государственного регулирования усиливает конкуренцию, а усиление государственного регулирования – наоборот, ослабляет. Таким образом, любые действия государства могут коренным образом повлиять на рынок и конкурентные условия.
- Уменьшение неопределенности и риска. Как правило, новые предприятия сталкиваются с неопределенностью потенциальных возможностей рынка. Риск неудачи при этом может быть довольно высок, однако со временем неопределенности проясняются, и предприятия отказываются от простых стратегий, переходя к более сложным формам борьбы на рынке, снижая тем самым свой риск. Это естественная эволюция, повторяющаяся каждый раз с приходом на рынок новых крупных конкурентов.
Очевидно, что данный перечень хотя и является достаточно полным, но все же не исчерпывающим. К приведенным выше силам можно было бы добавить, по крайней мере, еще две.
Глобализация промышленности.
Глобальная конкуренция обычно меняет структуру конкурентных преимуществ ключевых участников рынка. Причинами движения мировойэкономики в сторону глобализации являются следующие: для завоевания глобального превосходства некоторые предприятия используют агрессивные долговременные стратегии; спрос на продукцию отрасли возникает во все большем количестве стран; становится возможным передача технологий во все большее количество стран. Существенная разница между странами в стоимости рабочей силы служит причиной переноса производства трудоемкой продукции в страны с дешевой рабочей силой. Предприятия, производящие продукцию в мировых масштабах, могут получить серьезные преимущества по издержкам перед конкурентами, производящими продукцию в рамках национального рынка. Способность многонациональных компаний без значительных затрат передавать из страны в страну новые технологии в области производства, маркетинга и управления дает им большое преимущество в конкуренции перед внутренним рынком, ограниченным национальными производителями.
Социальные изменения, перемены в образе жизни.
Данные изменения могут оказаться мощными катализаторами отраслевых перемен. Стремление людей к наиболее комфортным и удобным условиям проживания явилось движущей силой перемен в жилищном строительстве. Социальная озабоченность загрязнением воздуха и воды выступила в качестве движущей силы перемен в отраслях, которые сбрасывали отходы своих производств в воздух или воду.
Рассмотренная нами модель пяти сил конкуренции М. Портера является концептуальным средством для формулирования и диагностики принципиальных структурных сил механизма рыночной конкуренции.
В совокупности степень влияния этих сил определяет предельный потенциал прибыли отрасли. Цель предприятия – найти и занять позицию в отрасли, где оно будет лучше всего защищено от влияния этих сил или сможет со своей стороны оказывать влияние на них. Анализ отмеченных сил конкуренции обеспечивает прочный фундамент для стратегического плана действий. При этом, каждый хозяйствующий субъект находится в уникальной конкурентной ситуации, что обуславливает необходимость поиска уникальных конкурентных решений.
Оценка сил, влияющих на конкуренцию в отрасли, позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия. Далее может быть составлен план действий по укреплению существующих или завоеванию новых конкурентных позиций на рынке, который в общем виде будет включать в себя позиционирование предприятия таким образом, чтобы его возможности обеспечивали надежную защиту против сил конкуренции и/или влияние на расстановку сил посредством стратегических маневров, способных улучшать позиционирование предприятия, а также прогноз изменения факторов конкурентной борьбы и меры реагирования на эти изменения с целью извлечь преимущество за счет выбора стратегии, наиболее соответствующей новому конкурентному балансу.
Однако главный вывод, который можно сделать на основании исследований М. Портера, состоит в том, что рыночная конкуренция есть комплексное и весьма сложное явление. В условиях конкуренции на предприятие оказывают воздействие сразу же несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя конкурентную среду его деятельности. Положение осложняется еще и тем, что каждая из упомянутых групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия.
1.3. Конкурентоспособность предприятия
Различия в подходах экономистов при определении сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. Однако здесь очевидной становится колоссальная коннотационная запутанность, неопределенность понятий и значений. Неопределенность выявляется уже на уровне понятийного аппарата. Так, в экономической литературе можно встретить следующие определения конкурентоспособности предприятия:
- способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции [2];
- способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности [10];
- способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов [58];
- реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов [69];
- свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений [10];
- сравнительное преимущество предприятия по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами [67].
Отмеченная коннотационная неопределенность, на наш взгляд, обуславливается тем, что конкурентоспособность предприятия относится к экономическим категориям, сущность которых не находит своего объективного выражения. Конкурентоспособность не является имманентным, объективно присущим свойством объекта. Самому своему существованию она обязана экономической науке, введшей рассматриваемую категорию в оборот. Иными словами, конкурентоспособность является понятием сугубо субъективным и как таковая не существует. Следовательно, ее содержание и сущность при отсутствии общепринятого определения может трактоваться по-разному в зависимости от представлений того или иного познающего субъекта. Соответственно различия в воззрениях экономистов, отмеченные при рассмотрении явления конкуренции, находят свое отражение и при определении понятия конкурентоспособности предприятия.
Что же касается сути представленных определений, то здесь отметим, что каждое из них делает акцент на том или ином аспектеконкурентоспособности, но не дает целостного представления о конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. В силу этого, ни одно из представленных определений не может быть признано приемлемым, хотя его отсутствие лишает нас основы для дальнейшего рассмотрения сущности исследуемой экономической категории. Этим обуславливается необходимость разработки определения конкурентоспособности предприятия, наиболее точно, по мнению автора, соответствующего целям и задачам настоящей работы.
Формулируя понятие конкурентоспособности предприятия, мы должны исходить из содержания и сущности явления конкуренции. Также представляется очевидным, что конкурентоспособность предприятия должна определяться в зависимости от достижения целей, обусловленных явлением конкуренции. Иными словами, предприятие будет тем более конкурентоспособным, чем более успешно с позиций конкуренции оно осуществляет свою деятельность, и наоборот.
Итак, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов. Если эту цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли.
Основным способом получения прибыли в условиях рыночной экономики выступает реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости. При этом производство и/или реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Из этого следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов.
Степень эффективности использования экономических ресурсов предприятием определяется относительно достигнутого общественным производством уровня развития производительных сил и, разумеется, производственных и прочих отношений, относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Таким образом, конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики есть обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами.
Анализ экономической литературы показывает, что конкурентоспособность предприятия как экономическая категория находит свою проработку в трудах экономистов в недостаточной степени. При этом большинство исследователей фокусирует свое внимание на рассмотрении либо конкурентоспособности продукции, либо конкурентоспособности предприятий, базирующихся в различных странах, на международном уровне.
Таким образом, конкурентоспособность предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов рассматривается в основном в рамках конкурентоспособности продукции и/или международной торговли. Не оспаривая в целом правильность такого подхода, отметим, что конкурентоспособность конкретного предприятия определяется множеством прочих факторов, игнорирование которых недопустимо.
Можно согласиться с тем, что конкурентоспособность продукции оказывает существенное влияние на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Однако конкурентоспособность предприятия является намного более емким понятием и вбирает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинг, финансовая политика, операционная эффективность и прочее. В силу этого, на наш взгляд, неправомерно сведение конкурентоспособности предприятия только к конкурентоспособности его продукции.
То же самое можно отметить и в отношении международной конкурентоспособности. Макроэкономические условия хозяйствования в стране базирования оказывают огромное влияние на конкурентоспособность предприятия на международном уровне, однако далеко не всецело определяют конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Макроэкономические условия лишь создают основу для достижения конкурентных преимуществ. Реализация же сложившихся предпосылок для достижения высокой конкурентоспособности конкретного предприятия зависит от множества прочих факторов. В противном случае абсолютно все предприятия, базирующиеся в странах с оптимальными макроэкономическими условиями хозяйствования, были бы абсолютно конкурентоспособны. Основываясь на теории международной конкурентоспособности, невозможно определить, в чем причина различной конкурентоспособности предприятий, базирующихся в одной стране. Следовательно, теория международной конкурентоспособности не дает исчерпывающего ответа на вопрос о причинах конкурентоспособности конкретных предприятий и поэтому неприменима в целях микроэкономического анализа деятельности конкретного хозяйствующего субъекта. Справедливости ради заметим, что исследователи международной конкурентоспособности не ставили перед собой подобной задачи.
Впервые анализ конкурентных преимуществ предприятий той или иной страны в международной торговле был дан А. Смитом. Он связывал конкурентные преимущества стран с более низким уровнем издержек. По его мнению, страна могла экспортировать те товары, на производство которых она тратила меньше страны-импортера. Если, например, Швеция, имевшая железную руду, могла производить изделия из железа с меньшими издержками, чем Франция, которая должна была завозить металлические заготовки откуда-то, то Швеции выгодно было продавать в эту страну металлоизделия. Франция, в свою очередь, благодаря прекрасным климатическим условиям с малыми издержками выращивала виноград и потому могла в ту же Швецию в обмен на металлоизделия поставлять вино. В общем, А. Смит на международную торговлю смотрел как на обмен междуобычными предприятиями: обмен выгоден тогда, когда приобретают такой продукт, на изготовление которого сам покупатель потратил бы больше, чем он уплачивает при обмене. Д. Рикардо развил идею А. Смита относительно конкурентных преимуществ. Он был согласен с посылкой А. Смита о более низких издержках, но считал это условие недостаточным для определения предмета экспорта. Д. Рикардо полагал, что стране надо экспортировать не любой товар, а только тот, при продаже которого обеспечивается наиболее эффективное использование ресурсов. Например, Франция производила пшеницу и виноград с издержками более низкими, чем в среднем по Европе, и, следовательно, могла бы продавать то и другое с выгодой для себя. Но разница в ее издержках при производстве винограда по сравнению со среднеевропейскими больше, чем при производстве пшеницы. Значит, сосредоточив свои ресурсы на производстве только винограда, Франция могла выиграть больше, чем при расходе их и на виноград, и на пшеницу. И, следовательно, говорил Д. Рикардо, свои ресурсы она должна направить на возделывание и обработку винограда, продажа которого принесет максимальную выгоду.
В настоящее время появился целый ряд новых теорий международной конкурентоспособности, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что все они концентрируют свое внимание на каком-либо одном факторе конкурентной борьбы: технологии, ресурсах, уровне издержек и прочее. На наш взгляд, подобное акцентирование при рассмотрении такой емкой экономической категории, как конкурентоспособность, является необоснованным. Можно привести множество примеров как подтверждающих тот или иной подход, так и опровергающих его. Все дело в том, что конкурентоспособность предприятия не определяется каким-либо одним параметром, а представляет собой результат взаимодействия множества факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации. В ряде случаев тот или иной фактор может иметь решающее значение, однако это не должно являться основанием для возведения его в ранг общезначимых, поскольку указанное решающее значение зачастую может быть достигнуто только при данном сочетании всех прочих факторов и параметров.
С учетом сказанного наиболее цельной теорией международной конкурентоспособности нам представляется теория М. Портера [66]. Помимо прочего, выбор в пользу концепции М. Портера обусловлен тем, что он исходит из основополагающего принципа: конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного предприятия, что позволяет адаптировать теорию конкурентоспособности М. Портера в целях настоящей работы.
Рассматривая такие факторы, как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистскую политику правительства, различия в практике управления предприятиями и др., М. Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет конкурентоспособность предприятия.
М. Портер подробно проанализировал различные подходы к объяснению причин конкурентоспособности предприятий в ходе международной торговли и заключил, что конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране базирования предприятия.
Английский экономист представил каталог многочисленных факторов, определяющих международную конкурентоспособность. Факторы разделены на четыре большие группы, которые формируют конкурентоспособность предприятий той или иной страны.
1. Условия факторов производства. Позиции нации в таких факторах производства, как, например, квалифицированный труд или инфраструктура, необходимые для способности конкурировать в определенной отрасли.
2. Условия спроса. Природа внутреннего спроса на продукцию или услуги той или иной отрасли.
3. Сопутствующие или поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие снабжающих или сопутствующих отраслей, которые также конкурентоспособны на внешних рынках.
4. Стратегия, структура и конкуренция предприятий. Условия конкурентной среды, формируемой государством, в которой предприятия создаются, организуются, управляются и конкурируют на внутреннем рынке.
Согласно М. Портеру, два добавочных фактора играют важную роль в национальной системе конкурентного преимущества: случай и правительство. Случайные события, такие как крупные изобретения, прогресс в фундаментальных технологиях, войны, развитие мировой политики, крупные сдвиги в спросе мировых рынков, оказывают влияние на изменения в конкурентном преимуществе той или иной отрасли и на всю экономику в целом. Основная роль правительства в конкурентном преимуществе нации состоит в том, чтобы влиять на четыре основные группы факторов, хотя его роль достаточно ограничена. «Правительственная политика неизбежно потерпит неудачу, если окажется единственным источником конкурентного преимущества нации» [66].
Рассмотрев существующие в экономической литературе подходы к определению факторов и источников международной конкурентоспособности, перейдем к адаптации проанализированного материала на уровне предприятия.
Как отмечалось ранее, причиной неприменимости прямого переноса теории международной конкурентоспособности при исследовании конкурентоспособности конкретного предприятия является то, что в рамках указанной теории не принимается во внимание внутренняя конкуренция предприятий, базирующихся в одной стране. Происходит это в силу того, что рассмотрение конкуренции в рамках теории международной конкурентоспособности осуществляется в глобальном масштабе, что обуславливает необходимость учета глобальных участников международной конкуренции. Иными словами, значительные масштабы рассмотрения конкуренции позволяют делать выводы только на уровне предприятий, базирующихся в той или иной стране в целом, но не в отношении конкретного предприятия. Кроме того, теория международной конкурентоспособности игнорирует влияние условий конкурентной среды: во внимание принимается лишь интенсивность и характер местной конкуренции, но не суперпозиция сил конкуренции, проанализированных в первом параграфе настоящей работы. Это обусловлено тем, что рассмотрение конкуренции в глобальном масштабе предполагает анализ единого глобального рынка, а отсюда – равенство условий конкурентной среды для всех ее участников. В результате, как отмечалось ранее, теория международной конкурентоспособности акцентирует свое внимание на рассмотрении конкурентоспособности с точки зрения условий базирования объекта исследования. В то же время, очевидно, что условия конкурентной среды и соответствующее стратегическое позиционирование предприятия оказывают значительное влияние на уровень его конкурентоспособности.
Таким образом, суть осуществляемой адаптации сводится к применению общих принципов и подходов теории международной конкурентоспособности на уровне конкурентной борьбы, ведущейся отдельными предприятиями, с учетом воздействия факторов конкурентной среды.
Итак, уровень конкурентоспособности предприятия зависит от множества факторов, которые условно можно сгруппировать в два блока: конкурентной среды и базирования.
Сущность и характер влияния факторов конкурентной среды могут быть представлены в виде модели пяти сил конкуренции (подробно рассмотрены в первом параграфе настоящей работы). Результатом воздействия указанного блока факторов является соответствующее стратегическое позиционирование предприятия, степень адекватности которого сложившемуся конкурентному балансу находится в непосредственной связи с уровнем конкурентоспособности предприятия.
С другой стороны, помимо факторов конкурентной среды уровень конкурентоспособности предприятия во многом зависит и от факторов его базирования. Влияние данного блока факторов может быть представлено в виде следующей системы детерминантов (рис. 1.2.):
- условия факторов производства;
- условия спроса;
- родственные, поддерживающие и смежные предприятия;
- стратегия и структура предприятия.
Стратегия и структурапредприятия |
Родственные, поддерживающие и смежные предприятия |
Условия спроса |
Условия факторов производства |
Рис. 1.2. Детерминанты конкурентных преимуществ предприятия [67]
Представленные детерминанты обуславливают наличие среды, в которой предприятия возникают и вступают в конкурентную борьбу. Их состав и взаимодействие определяют преимущества и недостатки предприятия в ходе конкурентной борьбы. Кратко рассмотрим каждый из указанных детерминантов.
Условия факторов производства
Условия факторов производства включают в себя обеспеченность факторами производства, иерархию между факторами производства (базовыефакторы: природные ресурсы, географическое положение, неквалифицированный труд и т.д., или специализированные факторы: информационная инфраструктура современных цифровых баз данных, система исследовательских институтов и т.д.), создание факторов производства (инвестиции, фундаментальные исследования, система обучения, сотрудничество и координация с общественными институтами в инновационном процессе), а также отдельные недостатки факторов производства (недостатки базовых факторов, например: недостаток рабочей силы, нехватка внутренних поставок сырья и материалов, суровый климат, которые создают препятствия для инновационного процесса).
Сужая фокус, заметим, что категория «обеспеченность факторами производства» сама состоит из пяти компонентов:
- людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы;
- физические ресурсы – количество, качество и доступность земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесов, источников энергии, климатические условия и географическое положение;
- ресурсы знаний – аккумулированные в банках данных и статистических службах знания и информация либо доступ к данным, накопленным в общественных институтах;
- ресурсы капитала – количество капитала, который может быть привлечен предприятием;
- инфраструктура – транспортная система, система связи, жилой фонд, системы здравоохранения и образования, учреждения культуры.
Несмотря на то, что обеспеченность базовыми факторами производства оказывает существенное влияние на конкурентоспособность предприятия, благоприятные базовые факторы далеко не всегда способствуют повышению конкурентоспособности предприятия. Базовые факторы, такие как трудовые ресурсы или местные природные ресурсы, не обеспечивают преимущества в наукоемких отраслях промышленности. В сложных отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, наиболее важными являются специализированные факторы производства, такие как квалифицированная рабочая сила или научно-техническая база производства. Причем указанные факторы не наследуются, а создаются. Заметим, что, набор факторов, которыми обладает предприятие в определенный момент времени, оказывается менее значимым, чем скорость и эффективность их создания и обновления.
Более того, отдельные недостатки в большинстве базовых факторов могут побуждать предприятие к инновациям и обновлению, что превращает эти недостатки в источник конкурентных преимуществ. При наличии благоприятных базовых факторов предприятие может просто довольствоваться этим преимуществом и, зачастую, использовать их неэффективно. Недостатки же базовых факторов стимулируют предприятие к повышению эффективности производства, что обеспечивает повышение его конкурентоспособности.
В то же время недостатки могут стать источниками преимуществ только при определенных условиях. Прежде всего, недостатки должны подавать предприятиям соответствующие «сигналы» об обстоятельствах, имеющих важное значение и для конкурентов, а это стимулирует введение инноваций раньше конкурентов. Второе условие состоит в благоприятных параметрах прочих групп факторов конкурентоспособности, представленных выше, что обеспечивает ресурсы и стимулы для преодоления недостатков базовых факторов производства и превращения их в конкурентные преимущества.
Условия спроса
Предприятия добиваются конкурентного преимущества в тех отраслях или сегментах рынка, где спрос дает им представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем конкурентам. Рассматриваемая группа факторов может быть, в свою очередь, представлена в виде следующей подсистемы:
- структура спроса;
- требовательность покупателей;
- требовательность посредников;
- величина спроса;
- число независимых покупателей;
- скорость роста спроса.
Предприятие имеет конкурентное преимущество в том случае, если местный спрос обеспечивает более ясное или более раннее представление о возникновении потребностей покупателей при условии, что требовательные покупатели осуществляют давление на предприятие, вынуждающее его внедрять инновации быстрее и таким образом получать более утонченные конкурентные преимущества, чем конкуренты. Объем внутреннего спроса оказывается при этом значительно менее существенным, чем его характер.