Угроза появления продуктов-заменителей 1 страница
Конкурентоспособность
предприятия (фирмы)
Под общей редакцией доктора технических наук, профессора В.М.Круглика
Допущено УМО Министерства образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальностям «Экономика и управление», «Маркетинг», «Коммерческая деятельность»
Минск
Рецензенты:
Г.И.Олехнович – профессор кафедры международного маркетинга
Белорусского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор, чл.- корр. Российской
академии экономических наук;
А.Н.Тур – зам. главы администрации Президента Республики Беларусь,
доктор экономических наук, профессор
В учебном пособии изложены основные аспекты конкурентоспособности предприятия (фирмы): их роль и место в управлении предприятиями, основные виды конкурентных стратегий, методы анализа конкурентоспособности; стратегические решения по товарной, ценовой и коммуникационной политике.
Материал приведен с учетом теории и практики использования различных конкурентных стратегий в деятельности ведущих зарубежных предприятий и фирм. Даны также примеры деятельности отечественных предприятий и организаций.
Для студентов экономических специальностей вузов, слушателей систем повышения квалификации и переподготовки кадров, специалистов – практиков.
Оглавление
Введение. 5
1. Основы теории конкуренции. 7
1.1.Понятие и сущность рыночной конкуренции.. 7
1.2. Модель пяти сил конкуренции М. Портера. 12
1.3. Конкурентоспособность предприятия. 24
1.4. Виды и методы конкуренции. 40
1.5. Создание конкурентной среды. 44
2. Конкурентоспособность и конкурентные стратегии предприятия (фирмы). 48
2.1. Понятие и источники конкурентоспособности предприятия. 48
2.2. Виды конкурентных преимуществ. 54
2.3. Формирование и поддержание конкурентных преимуществ. 58
2.4. Понятие конкурентной стратегии фирмы. 60
2.5. Основные виды конкурентных стратегий, их классификация. 64
3. Анализ конкурентоспособности предприятия (фирмы). 73
3.1. Методы анализа конкурентоспособности. 73
3.2. Анализ конкурентоспособности преимущества по Ж.Ж.Ламбену. 79
3.3. Матрица БКГ (Бостонская консультативная группа). 82
3.4. Матрица GE (Дженерал электрик и Мак-Кинси) 86
3.5. SWOT-анализ. 89
3.6. PEST-анализ. 95
3.7. PIMS-анализ. 99
3.8. LOTS-анализ. 101
3.9. Анализ потенциала конкурентов. 102
4. Стратегия низких издержек. 106
4.1.Стратегия доминирования по издержкам. 106
4.2. Стратегический анализ затрат и цепи издержек. 113
4.3. Абсолютное лидерство в издержках. 115
4.4. Условия и преимущества стратегии. 117
4.5. Стратегия оптимальных издержек. 120
5. Стратегия дифференциации продукции. 123
5.1. Условия, преимущества и недостатки стратегии дифференциации продукции. 123
5.2. Формирование конкурентного преимущества на основе дифференциации. 129
6. Стратегия локальной рыночной ниши (концентрации) 134
6.1. Разновидности стратегий локальной рыночной ниши (концентрации). 134
6.2. Формирование и поддержание конкурентных преимуществ на основе рыночной ниши. 141
7. Стратегия радикальных инноваций. 146
7.1. Сущность радикальных инноваций (инновационных процессов), их основные критерии. 146
7.2. Типология инноваций. 151
7.3. Регулирование инновационной деятельности, его виды и формы. 157
8. Международная конкурентоспособность фирмы... 162
8.1. Причины и формы международной конкуренции. 162
8.2. Международное разделение труда и выбор отраслей и стратегий для международного бизнеса. 171
8.3. Формирование и поддержание международного конкурентного преимущества. 180
8.4. Кластеры. 187
9. Банкротство и организационный механизм ликвидации предприятия. 197
9.1. Финансовые затруднения (несостоятельность) предприятия и их последствия. 197
9.2. Общие и специфические причины неплатежеспособности. 200
9.3. Сущность диагностики, ее критерии, виды и методы. 204
9.4. Сущность и последствия банкротства. 208
9.5. Реорганизация и ликвидация как процедуры, применяемые к предприятию-банкроту. 211
10. Экономический механизм антикризисного управления. 216
10.1. Сущность антикризисного управления. 216
10.2. Методология антикризисного управления. 219
10.3. Стратегия антикризисного управления. 224
10.4. Зарубежный опыт антикризисного управления предприятием. 233
11. Пути и методы обеспечения конкурентных преимуществ. 238
11.1. Сущность и соотношение понятий “рыночные факторы успеха”, “ключевые компетенции”, “конкурентные преимущества”. 238
11.2. Проблема эффективного использования национальных ресурсов. 244
11.3. Коммуникационные стратегии как элемент предпринимательского успеха. 250
11.4. Виды возможных ценовых стратегий, условия их применения. 253
12. Конкурентоспособность товаров (услуг). 259
12.1. Критерии конкурентоспособности товаров. 259
12.2. Уровень качества товаров и его стабильность. 267
12.3. Потребительская новизна и имидж товаров. 281
12.4. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг. 290
Литература. 302
Введение
Конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования рыночной экономики. Еще А. Смит определял конкуренцию как «невидимую руку», обеспечивающую функционирование рыночного механизма ценообразования и регулирующую пропорции общественного производства [26]. Именно в ходе конкуренции происходит «естественный отбор» наиболее эффективных субъектов рыночных отношений.
Основной характеристикой хозяйствующего субъекта с точки зрения конкурентной борьбы является его конкурентоспособность. Указанная категория определяет, в конечном итоге, жизнеспособность предприятия, результаты его деятельности в условиях конкуренции.
Исходя из этого, в условиях рыночной экономики для любого хозяйствующего субъекта крайне актуальной является проблема повышения и поддержания его конкурентоспособности. Особую значимость отмеченная проблема приобретает для современных экономических условий, когда значительное усиление конкуренции как со стороны иностранных, так и отечественных хозяйствующих субъектов поставило на грань банкротства множество предприятий, а подчас – и целых отраслей экономики.
Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, и в то же время – критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения его конкурентоспособности.
Таким образом, решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятия невозможно без решения проблемы оценки и анализа указанной экономической категории.
Отмеченной выше проблематике посвящены работы множества отечественных и иностранных экономистов. В частности, следует выделить таких отечественных ученых, как Ю. П. Анискин, М. И. Бухалков, В. Н. Васильев, Г. А. Краюхин, В. Н. Родионова, П. В. Забелин, А. Ю. Юданов, Н. И. Третников, И. И. Пичурин. Среди иностранных экономистов отметим работы И. Ансоффа, М. Портера, П. Сраффы, А. Томпсона, Й. Шумпетера.
В то же время, несмотря на значительное количество работ, посвященных конкурентоспособности предприятия, в настоящее время не существует целостной теории конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Не существует даже общепринятого определения самой категории конкурентоспособности предприятия. Как следствие – отсутствие единой и универсальной методики оценки, анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности участников рыночных отношений.
Глава 1. Основы теории конкуренции.
1.1. Понятие и сущность рыночной конкуренции
Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIIIвека. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж.Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.
Конкуренция – широко известная фундаментальная экономическая категория. Тем не менее сам термин «конкуренция» часто понимается экономистами в различных смыслах.
Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит [63], в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка.
Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции развил Д. Рикардо. Положение о совершенной конкуренции, теоретическую модель которой он разработал, помогло понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики.
В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли».
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет. «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», – считает современный американский экономист П. Хейне.
Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции в XIX и особенно в XX веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсона, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории конкуренции.
Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции было вызвано чрезмерным вниманием, оказываемым только одному ее виду (ценовой конкуренции), и невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности. Говоря о совершенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: «... Это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен на счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации». Более определенно высказывался Ф. Хайек: « … Надо принимать во внимание то, что государственное устройство уже существует ... и процесс конкуренции происходит в уже существующей системе. Если бы модель совершенной конкуренции когда-нибудь существовала бы в реальном государстве, то не было бы никаких ограничений во всех сферах деятельности. Но это фактически невозможно, так как ограничения со стороны государства жизненно необходимы».
Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.Л. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.
Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” («competition») чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом – «соперничество» («rivalry»).
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Так, в работах К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю говорится, что «конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его».
Можно выразить ту же мысль и иначе: в центре внимания оказывается не соперничество хозяйствующих субъектов в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния отдельного хозяйствующего субъекта на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.
Третий подход к определению сущности конкуренции можно определить как функциональный. Он рассматривает роль, которую конкуренция играет в экономике. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории экономического развития определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.
Ф. Хайек [72] рассматривал конкуренцию как «процедуру открытия». По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичного для реального рынка недостатка информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения предприятия. И только конкуренция «открывает», какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.
Рассмотрев изложенные подходы к определению конкуренции, можно сделать вывод о том, что каждый из них учитывает те или иные аспекты этого понятия. Однако наиболее полно, на наш взгляд, сущность конкуренции как экономического явления, определяющего деятельность конкретных хозяйствующих субъектов на рынке, отражает поведенческий подход. Таким образом, в целях настоящей работы конкуренция может быть определена как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли. Основным способом получения прибыли в условиях рыночной экономики выступает реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости (здесь и далее под продукцией понимаются любые производимые и/или реализуемые товары, выполняемые работы либо оказываемые услуги). При этом деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется в условиях ограниченности как ресурсов, необходимых для производства продукции, так и спроса на эту продукцию со стороны потребителей.
1.2. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.
Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах английского экономиста М. Портера [66]. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.
Результатом исследований М. Портера стала концепция пяти сил конкуренции, Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурентных сил (рис. 1.1.):
- угроза вторжения новых конкурентов;
- угроза появления продуктов – заменителей;
- экономический потенциал поставщиков;
- экономический потенциал покупателей;
-
Угроза вторжения новых конкурентов |
Угроза появления продуктов – заменителей |
Экономический потенциал покупателей |
Экономический потенциал поставщиков |
Соперничество среди существующих конкурентов |
соперничество среди существующих конкурентов.
Рис. 1.1. Силы, управляющие конкуренцией в отрасли [67]
Указанные силы, в конечном счете, формируют условия, в которых функционирует конкретный рынок и составляющие его единицы. Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности предприятия в конкурентной борьбе и его конкурентный потенциал. С другой стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками.
Кратко рассмотрим каждую из представленных сил.
Угроза вторжения новых конкурентов
Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти в рынок, занять свою долю рынка и получить доступ к существенным ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане вторжения.
М. Портер определяет шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа:
1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками и, соответственно, с низкой прибыльностью.
2. Дифференциация продукта. Отождествление потребителем товарной марки с производителем является серьезной преградой для вторжения, поскольку новым компаниям необходимо преодолеть приверженность потребителей к существующим маркам.
3. Потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно если эти инвестиции связаны с невозвратными затратами, такими как предварительная реклама или научно-исследовательская работа.
4. Преимущество по издержкам, не связанное с масштабами производства. Это преимущество может быть основано на так называемой кривой опыта; использовании передовых технологий, особенно если они защищены патентами; доступе к лучшим источникам сырья; государственных субсидиях; выгодном местоположении и ряде других факторов.
5. Доступ к каналам распределения. Чем более ограничены каналы сбыта продукции и чем более прочное положение занимают в них конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль.
6. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже вовсе исключать вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья, а также использованием таких механизмов, как контроль за стандартами загрязнения окружающей среды, и других норм безопасности.
Прогноз в отношении реакции существующих в отрасли конкурентов также может быть основанием для принятия решения о вторжении в данную отрасль. Весьма обоснованными опасениями могут служить как заведомо враждебное отношение конкурентов, занимающих привилегированное положение в отрасли, так и следующие мотивы:
- существующие конкуренты обладают реальным потенциалом для противодействия, включая излишек свободных денежных средств, незадействованные крупные источники финансирования, производственные мощности, сильное влияние на каналы распределения и потребителей;
- предприятия, работающие в отрасли, готовы снизить цены, чтобы удержать в своих руках долю рынка;
- рост отрасли происходит замедленными темпами, снижается возможность принятия новых конкурентов, поскольку такая ситуация негативно сказывается на финансовой эффективности всех участников рынка.
Угроза появления продуктов-заменителей
Подобно угрозе вторжения новых конкурентов продукты-заменители ограничивают потенциал отрасли. Теоретически, чем более привлекательно соотношение цена-качество, «предлагаемое» продуктами-заменителями, тем жестче ограничение потенциала прибыли отрасли.
Продуктами-заменителями, которые заслуживают особого внимания с точки зрения конкуренции, являются продукты, которые способны обеспечить лучшее соотношение цены и качества по сравнению с производимой в отрасли продукцией либо производятся отраслью, получающей высокую прибыль. Продукты-заменители быстро вступают в игру, когда та или иная разработка увеличивает конкуренцию в соответствующей отрасли либо служит причиной снижения цены или повышения производительности.
Экономический потенциал поставщиков
Поставщики могут оказывать давление при заключении сделок увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Влияние поставщиков, таким образом, «выжимает» прибыль из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при фиксированных ценах. М. Портер приводит следующие обстоятельства, обуславливающие мощное воздействие поставщиков:
- группа поставщиков находится под влиянием небольшого количества предприятий и является более сплоченной по сравнению с отраслью, которой она поставляет продукцию;
- продукция поставщиков уникальна либо дифференцирована или, возможно, она создает систему издержек переключения;
- группа поставщиков не испытывает конкурентного давления, предлагая свою продукцию;
- группа поставщиков представляет определенную угрозу прямой интеграции в отрасль покупателя;
- потребители не являются значимыми клиентами для поставщиков.
Экономический потенциал покупателей
Потребители, подобно поставщикам, «выжимают» прибыль из отрасли, снижая цены, требуя высшего качества продукции и большего обслуживания, настраивая производителей друг против друга – в ущерб прибыли всей отрасли. Группа покупателей обладает мощным экономическим потенциалом в следующих случаях:
- покупатели сконцентрированы, их немного, и они осуществляют закупки в больших масштабах;
- производимая продукция не является дифференцированной и не защищена системой издержек переключения;
- производимая продукция представляет существенную часть издержек покупателей, что побуждает их к поискам новых поставщиков;
- покупатели зарабатывают небольшую прибыль, которая побуждает
их снижать издержки, связанные с закупочной деятельностью;
- покупатели представляют определенную угрозу регрессивной интеграции для создания производимой продукции.
Соперничество среди существующих конкурентов
Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению всеми средствами добиться выгодного положения, используя тактику ценовой и неценовой конкуренции, продвижения товаров на рынок и интенсивную рекламу. Интенсивность и характер конкуренции зависят от множества факторов, в числе которых можно отметить следующие:
- наличие большого числа конкурентов или их примерное равенство в плане величины и силы;
- медленный или отрицательный рост отрасли, обостряющий борьбу за долю рынка;
- постоянные затраты высоки либо продукция имеет небольшие сроки хранения, что обуславливает снижение цен;
- объем производственных мощностей увеличивается с большим приростом, что вызывает периоды перепроизводства и снижения цен;
- барьеры выхода из отрасли достаточно высоки, что обуславливает функционирование избыточных производственных мощностей, даже в случае их убыточности;
- конкуренты отличаются стратегиями и придерживаются различной идеологии по поводу того, как вести конкуренцию, и постоянно опережают один другого в процессе состязания.
При анализе интенсивности и характера конкуренции на отраслевом рынке представляется полезным обратиться к упоминавшемуся ранее структурному подходу определения сущности конкуренции. В рамках указанного подхода выделяется четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.
Совершенная конкуренция характеризуется наличием большого количества конкурентов, в результате чего ни один из участников рынка не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждого производителя считается заданной рынком. Реализуемая на рынке продукция является стандартизированной. Спрос очень эластичен, неценовые методы конкуренции не используются. Вход и выход из отрасли свободны. Для совершенной конкуренции характерна весьма высокая информированность продавцов и покупателей о продукции и ценах.
Монополистическую конкуренцию отличает большое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой. Отличительная особенность рынка – большое количество мелких и средних предприятий, ни одно из которых не занимает лидирующего положения на рынке вследствие незначительной доли продаж. В отличие от чистой конкуренции здесь используются неценовые методы конкуренции. Вход на рынок не затруднен такими барьерами, как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.
Олигополистическая конкуренция характеризуется наличием нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Доля каждого из участников рынка при данной структуре конкуренции значительна, что позволяет осуществлять влияние на рыночную цену. При олигополии продукция предприятий может быть как стандартизированной, так и дифференцированной. Каждый из участников олигополии проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом зависит от конкурентов и вынужден считаться с ними, причем используются преимущественно неценовые методы конкурентной борьбы.
Олигополисты стремятся к завоеванию преимуществ за счет ослабления конкурентов, что приводит к частым конкурентным «войнам».Однако, как показывает практика, предприятия-олигополисты чащестремятся прийти к соглашению по поводу раздела рынка, установления цен, действуя в результате соглашения как единая чистаямонополия. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения.
Чистая монополия – крайнее проявление несовершенной конкуренции – может быть охарактеризована как рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).
М. Портер отмечал, что конкуренция – это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. Условия на рынке изменяются, потому что в движении находятся силы, которые создают условия для перемен. Сам М. Портер выделяет одиннадцать основных движущих сил, изменяющих условия и характер конкуренции [67].