Тема 4. Национальная экономика: цели, результаты, равновесие

(2 часа)

Вопросы для подготовки:

1. Национальное богатство. Основные цели макроэкономической политики.

2. Основные макроэкономические показатели и методы их подсчёта. Реальные и номинальные величины.

3. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение, и факторы их определяющие.

4. Потребление и сбережение национального дохода.

5. Инвестиции и их роль в поддержании макроэкономического равновесия. Эффект мультипликатора и акселератора. Парадокс бережливости.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем особенности предмета макроэкономики и его отличие от предмета микроэкономики?

2. Что такое национальное богатство? Какие элементы национального богатства Вам известны?

3. Какие ученые и экономические школы внесли наиболее существенный вклад в развитие макроэкономики?

4. Какую роль играет СНС и какие показатели она включает?

5. Дайте определение ВВП и ВНП и покажите различия между ними.

6. Что такое конечная продукция и добавленная стоимость и почему величина ВВП, рассчитанная по конечной продукции и добавленной стоимости, одинакова? Объясните.

7. В каком случае номинальный и реальный ВВП будут совпадать?

8. Дайте определение чистого внутреннего продукта (ЧВП) и национального дохода (НД) и объясните, как они рассчитываются.

9. Назовите основные черты классической модели макроэкономического равновесия.

11. В чем различие классической и кейнсианской моделей макроэкономического равновесия?

11. Дайте определение понятию мультипликатора и акселератора, покажите их взаимосвязь.

12. Зная функцию потребления, можно ли построить функцию сбережения? Аргументируйте ответ.

13. В чем проявляется парадокс бережливости.

Тренировочные задания:

1. Если индекс цен в прошлом году был 120%, а в этом 147%, то каким будет уровень инфляции в этом году?

2. Какая ситуация предпочтительней – полная занятость с 5% годовым уровнем инфляции или стабильные цены с 8% уровнем безработицы? Объясните, почему?

3. Исследованием чего занимается макроэкономика?

а) поведения домашних хозяйств, фирм, отдельных потребителей и производителей;

б) причин инфляции, безработицы, системы денежного обращения и равновесияэкономической системы в целом;

в) проблем реализации продукции и повышения эффективности производства;

г) использования факторов производства и формированием государственного бюджета.

4. Какое равновесие экономической системы называется устойчивым?

а) когда экономика имеет устойчивые темпы роста;

б) когда государственный бюджет на протяжении нескольких лет не имеет дефицита;

в) если выведенная из состояния равновесия экономика сама в него возвращается;

г) если нет инфляции и безработицы.

5. Дана функция потребления: С = 40 + 0.85Г. Каков будет объем сбережений, если доход домашних хозяйств будет равен 300 ед.?

6. Предположим, что в 1-ом (базисном) году номинальный ВНП составил 500 д. е. Через 6 лет дефлятор ВНП увеличился в 2 раза, а реальный ВНП возрос на 40%. Чему будет равен номинальный ВНП через 6 лет?

7.Определите ВНП по следующим данным (в трл. руб.):

экспорт – 22,7;

личные расходы граждан – 3110,3;

импорт – 14,4;

зарплата – 275,6;

государственные закупки – 90,2;

налоги с граждан – 20,4;

налоги с предприятий – 76,5;

валовые внутренние инвестиции – 10,1.

8. В данном году в стране произведено 22 кг муки и 60 кг яблок. Цена 1 кг муки – 4 д. е., яблок – 6 д. е. В прошлом году цена яблок составляла 5 д. е., а цена муки была такой же. Найдите дефлятор ВНП.

9. На основе приведенных в таблице данных определите величину добавленной стоимости и заполните соответствующий столбец.

Стадии производства Выручка от продажи продукции Добавленная стоимость
1. Овцеводческое предприятие 2. Шерстеперерабатывающее предприятие 3. Ателье по пошиву одежды 4. Оптовый склад одежды 5. Магазин розничной торговли  
Общая стоимость продаж  

10. Экономика, состоящая из шести отраслей, имела следующие результаты (в д. е.). Руды было добыто – 100. Из нее металлурги выплавили 500 металла, который был использован в машиностроении – 300 и при производстве товаров народного потребления (ТНП) –200. Угля добыто – 150; он был поровну поделен между производством электроэнергии, металлургией и домохозяйствами. Произведенная электроэнергия в объеме 250 была использована следующим образом: по 30 – на добычу руды и угля, 4- - в металлургии и по 50 – в машиностроении, при производстве ТНП и в быту. Вся продукция машиностроения – 1000 составила объем валовых инвестиций, а все ТНП в объеме 2000 потребили домохозяйства. За прошедший год амортизация составила: при добыче руды – 10, угля – 25, производстве электроэнергии – 15, выплавке металла – 40, в машиностроении – 110 и при производстве ТНП – 50. Определите ВНП и ЧНП.

11. В прошедшем году страна имела следующие показатели (в д. е.):

ВНП – 500,

чистые инвестиции – 75,

госзакупки – 80,

потребление домашних хозяйств – 250,

поступление в госбюджет прямых налогов – 30,

косвенных налогов –20,

субвенции – 25,

чистый экспорт – 40.

Определите располагаемый доход домашних хозяйств, амортизационный фонд и состояние госбюджета.

12. Опишите влияние следующих факторов на совокупный спрос и совокупное предложение:

а) снижение уровня процентной ставки (не связанное с изменением уровня цен);

б) рост ставок подоходного налога;

в) усиление инфляционных ожиданий в экономике;

г) увеличение предложения денег в экономике.

д) появление новых технологий;

е) решение правительства о сокращении финансирования социальных программ;

ж) сильное землятресение, повлекшее за собой многочисленные разрушения.

13. Объясните, как повлияют на изменение потребления, сбережения или инвестиций следующие факторы:

а) изменение количества государственных облигаций;

б) угроза войны, что приводит к ожиданию населением дефицита товаров длительного пользования;

в) снижение фактической ставки процента;

г) возрастание темпов роста населения;

д) разработка более дешевого способа изготовления чугуна из железной руды;

е) сообщение о сокращении размеров выплат по программе социального обеспечения;

ж) ожидание, что в течение предстоящего десятилетия будет сохраняться умеренная инфляция;

з) сокращение уровня цен на 80%.

14. Функция потребления имеет вид: C=100+0,8Y

а) рассчитайте величину потребления и сбережения при разных значениях дохода:

Доход Потребление Сбережение
   
   
   
   
   

б) постройте график потребления;

в) рассчитайте предельную склонность к потреблению и предельную склонность к сбережению.

г) рассчитайте мультипликатор расходов.

15. В экономике страны А функция инвестиций определяется уравнением I=40-0,4Y, а функция сбережения S=-2+0,6Y, где Y – национальный доход. Определите равновесный уровень Y.

Темы докладов, рефератов, выступлений:

1. Национальное богатство и его структура.

2. Основные показатели социально-экономического положения РФ и РБ.

3. Макроэкономические цели и политика России.

4. Факторы, влияющие на потребление и сбережения, их взаимосвязь.

5. Инвестиций в развитии национальной экономики.

Тема 5. Экономический рост и экономический цикл. Макроэкономическая нестабильность. (2 часа)

Вопросы для подготовки:

1. Экономический цикл: понятие, виды, фазы.

2. Экономический рост: типы, факторы, показатели. Проблемы экономического роста.

3. Инфляция: понятие, причины, виды и последствия. Антиинфляционная политика.

4. Безработица: формы, показатели, социально-экономические последствия. Закон Оукена. Кривая Филлипса.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем отличается экономический рост от экономического развития? Существуют ли пределы экономического роста.

2. Изобразите на графике экономический рост с помощью кривой производственных возможностей.

3. Выделите факторы экстенсивного и интенсивного типов экономического роста.

4. Какие возможны отклонения от состояния равновесия в условиях цикличности? Какие фазы включает экономический цикл?

5. В чем вы видите функции экономических кризисов.

6. Чем определяется периодичность экономических кризисов.

7. В каком смысле говорим о естественном уровне безработицы. Разве безработица – это «естественное» явление для нормальной экономической ситуации.

8. Означает ли понятие полной занятости абсолютное отсутствие безработных?

9. Что характеризует кривая Филлипса, какие зависимости она отражает?

10. Чем характеризуется механизм развития инфляции?

11. В чем суть концепции инфляции предложения и инфляции спроса?

Тренировочные задания:

1. Численность населения составляет 100 млн. чел., 24 млн. чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, в исправительных учреждениях и т. д.); 30 млн. чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс. чел. – безработные; 1 млн. чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу. Используя эти данные, рассчитайте:

а) величину рабочей силы;

б) уровень безработицы.

2. Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический 10%.

а) Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности к динамике циклической безработицы равен 2.

б) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд. долл., то каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей.

3. Имеется следующая информация: численность занятых 85 млн. чел., численность 15 млн. человек.

а) Рассчитайте уровень безработицы.

б) Месяц спустя из 85 млн. человек, имевших работу, были уволены, 0,5 млн. человек; 1 млн. человек из числа из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь количество занятых, количество безработных, уровень безработицы.

4. Если реальный ВВП страны каждый год возрастает на 6%, а каждый нечетный год убывает на 2%, то через какое примерно количество лет согласно «правилу 70» он вырастет в 2 раза?

5. Допустим, что реальный ВВП страны составляет 30 тыс. долл. В первом году и 31,2 тыс. долл. Во втором году. Каковы темпы роста ВВП? Предположим, что население возросло со 100 человек в первом году до 102 человек во втором году. Каковы темпы роста ВВП на душу населения?

5. Какие из перечисленных ниже мероприятий осуществляет государство на фазе спада? На фазе подъема?

а) повышение налоговых ставок;

б) повышение процентных ставок;

в) увеличение государственных расходов;

г) ограничение в области проведения амортизационной политики.

6. К каким фазам классического экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) относятся следующие экономические явления:

а) стремительное падение цен;

б) незначительное повышение уровня производства;

в) перепроизводство товаров;

г) приостановление падения цен, стабилизация товарных запасов;

д) повышение цен и сокращение безработицы.

7. Экономический рост является интенсивным, если:

а) в результате большего привлечения труда повышается объем национального дохода;

б) увеличивается заработная плата наемных работников;

в) рост производительности труда опережает рост численности занятых;

г) увеличиваются размеры капиталовооруженности.

8. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

а) структурной формой безработицы;

б) фрикционной формой безработицы;

в) циклической формой безработицы;

г) все предыдущие ответы неверны.

Объясните разницу между тремя видами безработицы.

9. К каким формам безработицы относятся следующие ее проявления:

а) увольнение с работы в связи с уходом за детьми;

б) увольнение в период кризиса перепроизводства;

в) увольнение в связи с началом работы;

г) увольнение шахтеров в связи с развитием использования альтернативных источников.

10. Верны ли следующие утверждения:

а) люди в возрасте от 16 лет и старше относятся либо к категории занятых, либо к числу безработных;

б) естественный уровень безработицы всегда постоянен;

в) при равновесии рынка труда безработица невозможна;

г) если фактический объем производства равен потенциальному, то в экономике нет безработицы;

д) в условиях спада производства уровень инфляции может возрасти или снизиться;

е) если уровень инфляции снижается, то цены всегда снижаются;

ж) если цены на нефть возрастают, то реальная заработная плата снижается.

Темы докладов, рефератов, выступлений:

1. Технический прогресс и экономический рост.

2. Экономический рост и проблемы экологии.

3. Экономический рост и качество жизни.

4. Неравновесие в национальной экономике. Безработица.

5. Инфляционные ожидания в экономике.

Наши рекомендации