Виды спроса. Их краткая характеристика.
Уровень спроса является одной из основных характеристик рынка. Для маркетинга спрос - основной =ъ
объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия.
Спрос – потребность, предъявляемая на рынке и подкрепленная деньгами. В этой связи нельзя говорить о платежеспособном спросе, т. к. любой спрос по определению платежеспособен, в противном случае это – потребность. Спрос можно также определить как желание и возможность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте.
Покупательский спрос – сложное явление, складывающееся из различных элементов, имеющих определенные экономические, социальные, демографические и региональные особенности. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду признаков, что облегчает его регулирование.
Существует 8 состояний спроса , каждому из которых соответствует своя стратегия спроса.
1. Негативный спрос –конверсионный маркетинг.
Причина: Все или большинство покупателей отвергают товар, не зависимо от качества.
Выход: переоснащение производства, усовершенствование товара.
2. Отсутствие спроса – Стимулирующий маркетинг.
Причина: Мода время, Рынок не готов, не правильно спланирован завоз товаров.
Выход: Правильно разместить товар, скидки, инфо. населения.
3. Потенциальный спрос – Развивающийся маркетинг.
Причина: Есть потребность, отсутствие на рынке.
Выход: Создать соответствующий товар.
4. Снижающий спрос – Ремаркетинг.
Причина: Любой товар теряет потребность, или вытесняется другим товаром.
Выход: Выявление нового достоинства данного товара.
5. Нерегулируемый спрос – Синхромаркетинг.
Причина: Когда предложение не совпадает со спросом.
Выход: Гибкое изменение цен, и меры стимулирования.
6. Полноценный спрос – Поддерживающий маркетинг.
Причина: наиболее желательная ситуация.
Выход: поддерживающий объемы производства.
7. Чрезмерный спрос – Демаркетинг.
Причина: спрос превышает предложение.
Выход: Повышать цены на товар, прекращение рекламы.
8. Иррациональный спрос – Противодействующий маркетинг.
Причина: Удовлетворение потребностей некоторых людей, вызывает серьезные противодействие со стороны других людей.
Выход: Ограничение спроса на эти товары, ликвидация.
Факторы, определяющие спрос:
Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, в ожиданиях будущих цен и многие другие.
· Цена на товар. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.
· Потребность в товаре и то, через что она проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д. Уникальность личности человека определяет великое множество желаний и потребностей, одно и тоже платье может вызывать у двух разных девушек и восторг и отвращение, а третьей больше нравятся брюки или джинсы. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса.
· Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д. Если покупателей будет слишком много, это вызовет избыточный (неудовлетворенный) спрос, если же их мало то и спрос будет незначительным.
· Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться. Люди получающие больший доход, и тратят больше, могут позволить себе более дорогие товары и т.д.
· Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.
· Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него. Ожидание возможного понижения цены на товар способно привести к уменьшению спроса на него.
Таким образом, мы видим, что все факторы спроса можно разделить на ценовые и не ценовые. Изменение цены на товар ведет к изменению величины спроса в соответствии с действием закона спроса. Изменение не ценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево.