Особенности государственного контроля за государственными и муниципальными преференциями

Особенность Закона «О защите конкуренции» состоит в том, что законодатель отказался от требования обязательного предварительного согласования с антимонопольным органом проектов решений органов власти по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам. Вместе с тем в действующий закон «О защите конкуренции» включена специальная норма (гл.5), обеспечивающая со стороны антимонопольных органов контроль за предоставлением и использованием государственных и муниц-х преференций, оказывающих негативное влияние на состояние конкуренции. Закон уточняет порядок предоставления органами государственной власти и местного самоуправления гос-х или мун-х преференций. При этом закон исходит из того, что получение отдельными хозяйствующими субъектами гос-х или мун-х преференций негативно сказывается на состоянии конкуренции на товарных рынках, в связи с чем возможности предоставления таких преференций существенно ограничены.

В ст.4 Закона «О защите конкуренции» дано следующее определение: «Государственные или муниципальные преференции-предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи гос-го или мун-го имкщества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот».

В ст.19 данного Закона подробно указаны цели предоставления гос-х или мун-х преференций.

Цели предоставления преференций:

- обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- развитие образования и науки;

- проведение научных исследований;

- защита окружающей среды;

- сохранение, использование, популяризация о гос.охрана объектов культурного населения (памятников истории и культуры) народов РФ;

- развитие культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

- развитие физической культуры и спорта;

- обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;

- производство с/х продукции;

- социальная защита населения;

- охрана труда;

- охрана здоровья граждан;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Гос-е или мун-е преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа гос.власти субъекта РФ, органа МСУ, иных осуществляющих функции указанных органов органа или лрганизации. Гос-я или мун-я преференцияпредоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключения случаев, указанных в Законе «О защите конкуренции» (ч.3ст.19). Кроме того, в Законе определено, что не является гос-й или мун-й преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

Порядок предоставления гос-й или мун-й преференции подробно рассмотрен в ст.20 Закона и в системном виде:

· орган власти подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление преференции – Антимонопольный орган рассматривает поданное заявление о даче согласия на предоставление гос-й или мун-й преференции – Антимон.орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление гос-й или мун-й преференции принимает одно из следующих мотивированных ренение:1)согласие на предоставление преференции;2)продление срока рассмотрения заявления;3)отказ в предоставлении преференции;4)согласие на предоставление преференци и введение ограничения.

Предоставление гос-й или мун-й преференции может ограничиваться: предельным сроком предоставления преференции; кругом лиц, которым может быть предоставлена преференция; размером преференции; целями предоставления преференции; иными ограничениями, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Наиболее характерными видами нарушений порядка предоставления мун-й преференции является непредставление в антимонопольный орган заявлений о даче согласия на предоставление мун-й перференции. Причины таких нарушений связаны с тем, что органу МСУ, которые их допустили, сначала заключают договор аренды муниципального имущества, т.е. фактически передают его хозяйствующему субъекту, и лишь впоследствии подают заявление в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление мун-й преференции.

Кроме того, с принятием нового пакета антимонопольного законодательства было введено понятие имущественных льгот, которые отнесены к объектам муниципальной преференции. Однако зачастую органы МСУ не относят,например,освобождение хозяйствующих субъектов от арендной платы за использование мун-го имущества либо установление льготного коэффициента при расчете за его аренду к объектам имущественных льгот, в связи с чем не обращаются в антимонопольный орган за согласованием.

Наши рекомендации