Оптимизация налогообложения хозяйствующих субъектов
Общая цель, ради которой вводятся налоговые льготы, заключается в сокращении конечной суммы налогового обязательства налогоплательщика.
Виды налоговых льгот принято классифицировать в зависимости от того, на сокращение какого именно элемента в процессе формирования суммы налогового платежа направлена та или иная льгота. Она может быть направлена:
- на сокращение (сужение) предмета или объекта налогообложения. Такая льгота относится к налоговым изъятиям;
—на сокращение налоговой базы. Такая льгота являетсяналоговой скидкой;
—на сокращение общей суммы начисляемого налоговогоплатежа. Такая льгота называется налоговым кредитом.
Налоговые изъятия — это выведение из-под налогообложения тех или иных элементов, составляющих предмет или объект налогообложения. Например, при налогообложении прибыли организаций в Российской Федерации в налоговую базу не включаются суммы, полученные в виде целевого финансирования.
Налоговые скидки — это льготы, предоставляемые в форме сокращений и вычетов из налогооблагаемой базы.
При налогообложении доходов физических лиц налогоплательщик имеет право на четыре типа налоговых вычетов — стандартный, социальный, имущественный и профессиональный; при налогообложении прибыли может быть использован вычет на погашение убытков прошлых лет.
Следующая разновидность налоговых льгот — налоговые кредиты. Они охватывают наиболее широкий спектр различных льгот, уменьшающих подлежащую уплате в бюджет сумму (без сокращения предмета и объекта налогообложения, не влияя на объем налоговой базы). К таким налоговым льготам относят:
- установление пониженной налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков или объектов и предметов налогообложения;
- отсрочку или рассрочку подлежащего уплате налога;
- возврат ранее уплаченного налога;
- зачет ранее уплаченного налога при окончательных расчетах по налогу с бюджетом;
- налоговый кредит в узком значении данного термина;
- замену уплаты налога (или его части) натуральным исполнением.
В отношении доходов малого и среднего бизнеса применяются
особые налоговые режимы.
Первый из них, получивший название упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, состоит в замене уплаты организацией совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на такую систему, вместо налога на доходы от предпринимательской деятельности уплачивают стоимость патента на занятие данной деятельностью.
Субъекты малого предпринимательства имеют право выбора упрощенной системы налогообложения либо обычного налогового режима. Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является годовой патент, выдаваемый налоговыми органами. Запрет на применение упрощенного налогового режима установлен для организаций, занятых в производстве подакцизной продукции, для кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.
Стоимость патента в большинстве регионов зависит от вида деятельности и определяется представительными органами субъектов Федерации. В некоторых регионах стоимость патента зависит от срока предпринимательской деятельности и не связана с ее видом.
В ряде регионов право установления стоимости патента делегировано местным органам власти, поскольку в этих регионах плата за патент полностью зачисляется в местные бюджеты. Законодательством субъекта Федерации лишь ограничиваются нижний и верхний пределы годовой стоимости патента.
Вторым видом особого режима налогообложения является единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. В отличие от упрощенной системы налогообложения применение налога на вмененный доход обязательно для налогоплательщиков, перечень которых установлен федеральным законом и законом субъекта Федерации, вводящим налог на своей территории. Плательщики этого налога — организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность определенных сферах, например: общественном питании, розничной торговле, бытовых и парикмахерских услуг, розничной торговле горюче-смазочными материалами и др. С момента введения налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов федерации с плательщиков этого налога не взимаются основная часть налогов от предпринимательской деятельности и платежи в государственные внебюджетные фонды.
Объектом налогообложения является так называемый вмененный доход — потенциально возможный валовой доход плательщика налога за вычетом необходимых затрат. Конкретный размер вмененного дохода для различных видов деятельности устанавливается правовыми актами представительных органов государственной власти субъектов Федерации. Правительство РФ доводит до их сведения формулы расчета суммы единого налога, носящие рекомендательный характер, а также перечень их составляющих.
Федеральным законом установлена ставка налога в размере 15% вмененного дохода. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также корректирующих коэффициентов базовой доходности, которые утверждаются представительными органами субъекта Федерации.
Уплата налога производится ежемесячно в виде авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Налоговые льготы и сроки уплаты налога устанавливаются на региональном уровне. Суммы налога распределяются между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами. Документом, свидетельствующим об уплате налогоплательщиком налога на вмененный доход, является специальное свидетельство. На каждый вид деятельности, облагаемый налогом на вмененный доход, и на каждое отдельное место осуществления облагаемой налогом деятельности (например палатку, магазин, павильон и др.) выдается отдельное свидетельство. Свидетельство действительно в том периоде, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
На федеральном уровне установлены основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, но право детализации налогового режима предоставлено законодательным органам субъектов Федерации.
Применение налога на вмененный доход, в основе которого лежит предполагаемая, а не реальная доходность налогоплательщика, наряду с упрощением порядка налогообложения направлено прежде всего на достижение определенных фискальных целей в той сфере экономики, где уклонение от налогов считается наиболее распространенным.