Факторы, влияющие на производительность труда в торговле

а) организационные. К ним относятся мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием; совершенствованию форм товарной специализации отдельных структурных единиц и подразделений; внедрению прогрессивных форм организации труда; совершенствованию режимов работы магазинов и т.п.;

б) технические. К ним относятся мероприятия по повышению уровня механизации труда работников; внедрению более про­изводительных машин, механизмов и оборудования; повышению коэффициентов использования машин и механизмов во времени и по мощности и т.п.;

в) технологические. К ним относятся мероприятия по внедрению прогрессивной технологии товародвижения с использованием тары-оборудования; внедрению прогрессивных методов продажи товаров и новых видов торговых услуг покупателям; совершенствованию технологии осуществления погрузо-разгрузочных работ и т.п.

г) экономические. К ним относятся мероприятия по формированию центров ответственности на базе отдельных структурных единиц и подразделений с правом самостоятельного распоряжения частью суммы полученной прибыли; совершенствованию системы участия наемных работников в прибылях и т.п.;

д) социальные. К ним относятся мероприятия по укреплению трудовой дисциплины на предприятии; совершенствованию условий труда и быта персонала; созданию благоприятного психологического климата и т.п.

Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности труда используют натуральные показатели.

Для оценки уровня производительности труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей.

Уровень производительности труда может выражаться двумя показателями:

· выработка – количество продукции, произведенной рабочим за единицу времени;

· трудоемкость – количество времени, затраченного на изготовление единицы или всего объема продукции.

Обобщающие показатели выработки: среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим.

Частные показатели: трудоемкость продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 человеко-день или человеко-час.

Вспомогательные показатели выработки: затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени. В этом случае речь идет о производительности индивидуального (живого) труда (в натуральном выражении). Выработка продукции в стоимостном измерении на одного среднесписочного работника будет характеризовать эффективность использования совокупных затрат труда – живого и прошлого. Таким образом, наиболее правильно производительность труда отражает натуральный метод его измерения. Однако возможности этого метода ограничены и поэтому на практике для оценки производительности труда применяется выработка продукции в денежном выражении.

На изменение средней выработки одного работающего оказывают влияние факторы первого порядка (представленные в виде произведения):

Факторы, влияющие на производительность труда в торговле - student2.ru

где W – выработка; Ч р/ Ч– удельный вес рабочих в общей численности работающих;

– выработка одного рабочего. П/ Ч р

Развернутая характеристика факторов наиболее полно обеспечивается при использовании всей системы показателей выработки продукции (W):

Факторы, влияющие на производительность труда в торговле - student2.ru

где – Ч р/ Ч– удельный весрабочих;

чел. – дни/ Ч р—продолжительность рабочего периода;

чел. – часы/чел. – дни – продолжительность рабочего дня;

П/чел. – часы – среднечасовая выработка.

Расчет влияния этих факторов может быть проведен способами цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц или интегральным методом.

Показатель трудоемкости является обратным среднечасовой выработке продукции:

Факторы, влияющие на производительность труда в торговле - student2.ru

где ФРВ, – фонд рабочего времени на изготовление i-го вида изделий, Вп, – количество изделий одного наименования в натуральном выражении.

Снижение трудоемкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит, в первую очередь, за счет снижения трудоемкости продукции. Достигнуть снижения трудоемкости возможно за счет внедрения мероприятий НТП, механизации и автоматизации производства и труда, а также увеличения кооперированных поставок, пересмотра норм выработки и т. д.

В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины ее изменения и влияния на уровень производительности труда. Если возможно, производится сравнение удельной трудоемкости продукции по другим предприятиям отрасли, что позволяет выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.

Анализ использования рабочей силы на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты.

Анализ использования фонда оплаты труда начинается с расчета абсолютного и относительного отклонения его фактической величины от плановой, затем анализируется влияние факторов на общий фонд оплаты труда на предприятии.

Пути повышения эффективности использования

На повышение производительности и эффективность труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы:

- Материально-технические факторы связаны с использованием нового оборудования, прогрессивных технологий товародвижения, индустриализацией доставки и перемещения грузов.

- Организационно-экономические факторы определяются уровнем организации труда и управления. К ним относятся: совершенствование структуры управления; внедрение и развитие информационных систем для закупки товаров; совершенствование организации транспортного, складского хозяйства.

- Социально-психологические факторы определяются социально-демографическим составом трудовых коллективов, уровнем подготовки, стилем руководства.

1.9. Розничный товарооборот: понятие, состав по хозяйствующим субъектам, товарная структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объемов продаж.

Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени.

Розничный товарооборот представляет собой конечную, заключительную стадию в движении товаров, когда они переходят из сферы обращения в сферу потребления личного или общественного.

В состав розничного оборота включается стоимость проданных населению потребительских товаров: за наличный расчет; по кредитным карточкам; по расчетным чекам банков; по перечислениям со счетов вкладчиков (что учитывается как продажа за наличный расчет); стоимость проданных товаров по безналичному расчету: стоимость товаров проданных в кредит; полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой и т.п.

Структура розничного товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы.

Структура розничного товарооборота:
1. Макроструктура предусматривает общее, крупное деление товаров (народного потребления и производственно-технического назначения, продовольственные и непродовольственные).
2. Товарно-групповая структура отражает деление продукции по назначению, производственному происхождению (хлебобулочные изделия, одежда, обувь, мебель, лесоматериалы, резино-технические изделия и др.).
3. Товарно-ассортиментная структура учитывает соотношение отдельных видов продукции, входящих в определенную группу (одежда: мужская, женская, детская,; мебель: для жилья, служебных помещений, офисов, дачи и т.п.)
4. Микроструктура показывает удельный вес конкретной продукции в объёме реализации данного ассортимента (костюмы; пальто; спецодежда; обувь: зимняя, летняя, демисезонная; телевизоры: цветные, черно-белые, переносные и т.п.).
На структуру розничного товарооборота влияют социально-демографические, экономические факторы, климатические условия, национальные особенности региона.
Виды розничного товарооборота

1. По организационным формам продажи

а) продажа товаров в розничной торговой сети;

б) продажа товаров помимо розничной торговой сети.

2. По составу конечных потребителей

а) продажа товаров непосредственно населению;

б) продажа товаров организациям, предприятиям в порядке мелкого опта.

3. По срокам расчета за реализованные товары

а) продажа товаров с немедленной их оплатой;

б) продажа товаров населению в кредит.

4. По формам денежных расчетов

а) продажа товаров за наличный расчет;

б) продажа товаров по безналичному расчету.

5. По видам продаж

а) в розничной торговой сети;

б) на предприятиях общественного питания.

Наши рекомендации