Волгоград – территория предпринимательской активности
Текущее состояние и основные проблемы.
Сложившиеся отраслевая структура предпринимательства, занятости на малых и средних предприятиях и структура выручки от реализации товаров и услуг свидетельствуют о развитии предпринимательства преимущественно в сфере оптовой, розничной торговли и оказания бытовых услуг населению. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей Волгограда занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (около 52%). В сфере производства занято всего около 5,6% от всех предпринимателей. По итогам 2014 года количество индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, увеличилось на 0,6% по сравнению с 2013 годом и составило 25,7 тыс. единиц. Одним из инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Волгограде является оказание имущественной поддержки. На основании обращений арендаторов в уполномоченный орган, в Перечень объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда (для предоставления в пользование по целевому назначению в поддержку малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) по состоянию на 1 января 2015 года, включено 1025 объектов общей площадью 89,9 тыс. кв. м., из которых 787 объектов переданы в долгосрочную аренду, 11 – в краткосрочную аренду, 70 – в безвозмездное пользование.
Отсутствие роста количества предпринимателей связано, прежде всего, с изменениями федерального законодательства в части увеличения размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Численность занятых в малом предпринимательстве сохраняет тенденции роста, но главным образом не за счёт абсолютных показателей, а за счет стагнации аналогичных показателей прироста населения и занятых в крупном и среднем бизнесе, а также за счёт пересчёта показателя по результатам федеральных статистических наблюдений. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей приведен на рисунке 17.
Стратегическое видение будущего.
Совершенствование форм поддержки малого и среднего предпринимательства (функционирование муниципального бизнес-инкубатора, предоставление субсидий для организации предпринимательской деятельности в инновационной сфере и творческих индустриях, вовлечение МСП в процесс выработки и осуществления муниципальной политики стимулирования бизнеса).
Сильные стороны • У населения Волгограда существует множество неудовлетворенных потребностей, которые могут стать основой развития новых сегментов рынка. • Сформировались достаточно благоприятные институциональные условия развития малого и среднего бизнеса. | Слабые стороны • Дефицит собственных финансовых ресурсов и снижение доступности кредитов. • Ограниченные возможности по продвижению продукции на региональный, инорегиональные и международный рынки. • Недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и коммуникаций, ограниченная доступность новых энергетических мощностей. |
Возможности • Активная популяризация и муниципальная поддержка предпринимательства как перспективного и престижного вида деятельности в молодежной среде. • Усиление позиций Волгограда в Южном федеральном округе как центра промышленного предпринимательства | Угрозы • Низкий уровень популярности предпринимательства среди волгоградской молодежи. • Рост тарифов на энергоносители. • Рост монополизации и/или криминогенности отдельных отраслей экономики. • Низкий уровень предпринимательской активности (на 01.01.2015 количество индивидуальных предпринимателей 25,7 тыс. ед.). |
Рис. 17. SWOT-анализ сферы предпринимательства
В долгосрочной перспективе наиболее активно будет развиваться малое и среднее предпринимательство. Особую роль будет играть активно развивающаяся стартап-индустрия, формирующаяся вокруг университетских центров Волгограда и обеспечивающая рост производства наукоемкой продукции, развитие реального сотрудничества науки и бизнеса, привлечение молодежи к инновационному предпринимательству.
Задачи:
создание комфортных условий и развитие предпринимательской инфраструктуры (правовой, информационной, имущественной и т.д.) для ведения бизнеса в Волгограде, трансформация Волгограда в активный бизнес-центр Южного федерального округа, обеспечивающая размещение международных и российских представительств и проведение масштабных мероприятий;
развитие предпринимательства в научно-производственной и финансово-кредитной сферах, а также в инфраструктурном обеспечении бизнеса, торговли, образования, культуры, здравоохранения, туризма, транспорта, связи и телекоммуникаций;
развитие инфраструктуры организаций, функционирующих на потребительском рынке Волгограда, приведение в соответствие с современными требованиями существующей сети предприятий розничной торговли и общественного питания, внедрение новых видов услуг, создание условий для организации розничных рынков и проведения ярмарок на территории Волгограда;
формирование и развитие (при поддержке федеральных и региональных органов власти) территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, способствующих росту производственной и инвестиционной активности предприятий малого и среднего бизнеса: особой экономической зоны, технопарков, индустриальных парков, территорий предпринимательской активности;
поддержка и продвижение волгоградской продукции и товаропроизводителей на потребительский рынок Волгограда, российский и международный рынки.
Целевые индикаторы достижения стратегической цели приведены ниже в таблице 10.
Таблица 10
Целевые индикаторы
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | ||||
1. | Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике Волгограда | % | 33,5 | 35,9 | 41,3 | Свыше 41,3 |
2. | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Волгограда | ед. | 39,6 | Свыше 44 | ||
3. | Число индивидуальных предпринимателей | тыс. чел. | 25,7 | 26,4 | Свыше 33 | |
4. | Количество объектов приемной сети бытового обслуживания населения | ед. | ||||
5. | Количество посадочных мест в общедоступной сети общественного питания на 1000 жителей, мест | ед. | 35,8 | 41,5 | ||
6. | Обеспеченность населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек) | кв. м. | 688,3 | 1096,8 |
Развитие производственного малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в агропромышленной сфере, содействие занятости трудоспособного населения, продвижение волгоградских производителей на российский и международный рынки:
Обеспечение продовольственной безопасности и развитие несырьевого экспорта, наращивание производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности в условиях введенного запрета на ввоз продовольствия из стран ЕС и США, разработка и реализация программы импортозамещения:
поддержка сельхозпроизводителей: создание условий для формирования полноценного высокотехнологичного агрокластера, создание логистических центров по хранению, перераспределению, организации закупки и продвижения товаров местных производителей, приоритетность в рыночной и фирменной торговле, реализация МЧП, подбор партнеров в МЧП-проектах: создание агропромышленного производственно-логистического центра – «Волгоградские экологически чистые продукты»;
разработка и принятие программных мероприятий по продвижению продукции волгоградских предприятий в торговые сети города, других регионов Российской Федерации, ближнее и дальнее зарубежье, города-побратимы, использование соглашений о сотрудничестве с другими городами, снижение барьеров выхода на рынок продукции местных предприятий, создание и продвижение брендов высококачественной волгоградской продукции (Волгоград - горчичная столица мира; Волгоград – город уникальной минеральной воды и т.д.);
организация фирменных магазинов и фирменной торговли продукцией местных товаропроизводителей, строительство современных мультикомплексов, включающих фирменные магазины, выстраивание работы рынков и объектов нестационарной торговли под интересы волгоградских товаропроизводителей.
Повышение комфортности условий ведения бизнеса в Волгограде, в том числе развитие инфраструктурной, информационной, финансовой и имущественной поддержки, создание деловой инфраструктуры и инфраструктуры выставочной деятельности:
привлечение международных компаний в Волгоград для открытия представительств, создания совместных предприятий;
организация многофункционального конгресс-центра и инфраструктуры выставочной деятельности, создание новых объектов деловой инфраструктуры, в т.ч.: на базе объектов инфраструктуры ЧМ-2018;
создание Волгоградского Выставочного Центра – постоянно действующей выставки достижений регионов Юга России;
организация и проведение Форума российско-китайского сотрудничества;
создание в Волгограде центра народной дипломатии, формирование позитивного имиджа Волгограда, продвижение Волгограда на уровне городов- побратимов и городов-партнеров.
Ожидаемые результаты:
формирование развитой предпринимательской инфраструктуры, включающей офисные и торговые комплексы, выставочные центры, розничные рынки и ярмарки;
создание новых рабочих мест и обеспечение доли населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве не менее 41% от численности экономически активного населения;
обеспеченность населения площадью торговых объектов (на 1 тыс. жителей) не менее 1206 кв.м. к 2030 году;
обеспеченность населения посадочными местами в заведениях общественного питания на 1 тыс. жителей не менее 60 мест к 2030 году.