Волгоград – территория предпринимательской активности

Текущее состояние и основные проблемы.

Сложившиеся отраслевая структура предпринимательства, занятости на малых и средних предприятиях и структура выручки от реализации товаров и услуг свидетельствуют о развитии предпринимательства преимущественно в сфере оптовой, розничной торговли и оказания бытовых услуг населению. Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей Волгограда занято в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств (около 52%). В сфере производства занято всего около 5,6% от всех предпринимателей. По итогам 2014 года количество индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, увеличилось на 0,6% по сравнению с 2013 годом и составило 25,7 тыс. единиц. Одним из инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Волгограде является оказание имущественной поддержки. На основании обращений арендаторов в уполномоченный орган, в Перечень объектов муниципального недвижимого имущества Волгограда (для предоставления в пользование по целевому назначению в поддержку малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) по состоянию на 1 января 2015 года, включено 1025 объектов общей площадью 89,9 тыс. кв. м., из которых 787 объектов переданы в долгосрочную аренду, 11 – в краткосрочную аренду, 70 – в безвозмездное пользование.

Отсутствие роста количества предпринимателей связано, прежде всего, с изменениями федерального законодательства в части увеличения размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Численность занятых в малом предпринимательстве сохраняет тенденции роста, но главным образом не за счёт абсолютных показателей, а за счет стагнации аналогичных показателей прироста населения и занятых в крупном и среднем бизнесе, а также за счёт пересчёта показателя по результатам федеральных статистических наблюдений. Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей приведен на рисунке 17.

Стратегическое видение будущего.

Совершенствование форм поддержки малого и среднего предпринимательства (функционирование муниципального бизнес-инкубатора, предоставление субсидий для организации предпринимательской деятельности в инновационной сфере и творческих индустриях, вовлечение МСП в процесс выработки и осуществления муниципальной политики стимулирования бизнеса).

Сильные стороны • У населения Волгограда существует множество неудовлетворенных потребностей, которые могут стать основой развития новых сегментов рынка. • Сформировались достаточно благоприятные институциональные условия развития малого и среднего бизнеса.   Слабые стороны • Дефицит собственных финансовых ресурсов и снижение доступности кредитов. • Ограниченные возможности по продвижению продукции на региональный, инорегиональные и международный рынки. • Недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и коммуникаций, ограниченная доступность новых энергетических мощностей.
Возможности • Активная популяризация и муниципальная поддержка предпринимательства как перспективного и престижного вида деятельности в молодежной среде. • Усиление позиций Волгограда в Южном федеральном округе как центра промышленного предпринимательства Угрозы • Низкий уровень популярности предпринимательства среди волгоградской молодежи. • Рост тарифов на энергоносители. • Рост монополизации и/или криминогенности отдельных отраслей экономики. • Низкий уровень предпринимательской активности (на 01.01.2015 количество индивидуальных предпринимателей 25,7 тыс. ед.).

Рис. 17. SWOT-анализ сферы предпринимательства

В долгосрочной перспективе наиболее активно будет развиваться малое и среднее предпринимательство. Особую роль будет играть активно развивающаяся стартап-индустрия, формирующаяся вокруг университетских центров Волгограда и обеспечивающая рост производства наукоемкой продукции, развитие реального сотрудничества науки и бизнеса, привлечение молодежи к инновационному предпринимательству.

Задачи:

создание комфортных условий и развитие предпринимательской инфраструктуры (правовой, информационной, имущественной и т.д.) для ведения бизнеса в Волгограде, трансформация Волгограда в активный бизнес-центр Южного федерального округа, обеспечивающая размещение международных и российских представительств и проведение масштабных мероприятий;

развитие предпринимательства в научно-производственной и финансово-кредитной сферах, а также в инфраструктурном обеспечении бизнеса, торговли, образования, культуры, здравоохранения, туризма, транспорта, связи и телекоммуникаций;

развитие инфраструктуры организаций, функционирующих на потребительском рынке Волгограда, приведение в соответствие с современными требованиями существующей сети предприятий розничной торговли и общественного питания, внедрение новых видов услуг, создание условий для организации розничных рынков и проведения ярмарок на территории Волгограда;

формирование и развитие (при поддержке федеральных и региональных органов власти) территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, способствующих росту производственной и инвестиционной активности предприятий малого и среднего бизнеса: особой экономической зоны, технопарков, индустриальных парков, территорий предпринимательской активности;

поддержка и продвижение волгоградской продукции и товаропроизводителей на потребительский рынок Волгограда, российский и международный рынки.

Целевые индикаторы достижения стратегической цели приведены ниже в таблице 10.

Таблица 10

Целевые индикаторы

№ п/п Показатели Ед. изм.
1. Удельный вес занятых в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике Волгограда % 33,5 35,9 41,3 Свыше 41,3
2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Волгограда ед. 39,6 Свыше 44
3. Число индивидуальных предпринимателей тыс. чел. 25,7 26,4 Свыше 33
4. Количество объектов приемной сети бытового обслуживания населения ед.
5. Количество посадочных мест в общедоступной сети общественного питания на 1000 жителей, мест ед. 35,8 41,5
6. Обеспеченность населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек) кв. м. 688,3 1096,8

Развитие производственного малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в агропромышленной сфере, содействие занятости трудоспособного населения, продвижение волгоградских производителей на российский и международный рынки:

Обеспечение продовольственной безопасности и развитие несырьевого экспорта, наращивание производственных мощностей предприятиями пищевой промышленности в условиях введенного запрета на ввоз продовольствия из стран ЕС и США, разработка и реализация программы импортозамещения:

поддержка сельхозпроизводителей: создание условий для формирования полноценного высокотехнологичного агрокластера, создание логистических центров по хранению, перераспределению, организации закупки и продвижения товаров местных производителей, приоритетность в рыночной и фирменной торговле, реализация МЧП, подбор партнеров в МЧП-проектах: создание агропромышленного производственно-логистического центра – «Волгоградские экологически чистые продукты»;

разработка и принятие программных мероприятий по продвижению продукции волгоградских предприятий в торговые сети города, других регионов Российской Федерации, ближнее и дальнее зарубежье, города-побратимы, использование соглашений о сотрудничестве с другими городами, снижение барьеров выхода на рынок продукции местных предприятий, создание и продвижение брендов высококачественной волгоградской продукции (Волгоград - горчичная столица мира; Волгоград – город уникальной минеральной воды и т.д.);

организация фирменных магазинов и фирменной торговли продукцией местных товаропроизводителей, строительство современных мультикомплексов, включающих фирменные магазины, выстраивание работы рынков и объектов нестационарной торговли под интересы волгоградских товаропроизводителей.

Повышение комфортности условий ведения бизнеса в Волгограде, в том числе развитие инфраструктурной, информационной, финансовой и имущественной поддержки, создание деловой инфраструктуры и инфраструктуры выставочной деятельности:

привлечение международных компаний в Волгоград для открытия представительств, создания совместных предприятий;

организация многофункционального конгресс-центра и инфраструктуры выставочной деятельности, создание новых объектов деловой инфраструктуры, в т.ч.: на базе объектов инфраструктуры ЧМ-2018;

создание Волгоградского Выставочного Центра – постоянно действующей выставки достижений регионов Юга России;

организация и проведение Форума российско-китайского сотрудничества;

создание в Волгограде центра народной дипломатии, формирование позитивного имиджа Волгограда, продвижение Волгограда на уровне городов- побратимов и городов-партнеров.

Ожидаемые результаты:

формирование развитой предпринимательской инфраструктуры, включающей офисные и торговые комплексы, выставочные центры, розничные рынки и ярмарки;

создание новых рабочих мест и обеспечение доли населения, занятого в малом и среднем предпринимательстве не менее 41% от численности экономически активного населения;

обеспеченность населения площадью торговых объектов (на 1 тыс. жителей) не менее 1206 кв.м. к 2030 году;

обеспеченность населения посадочными местами в заведениях общественного питания на 1 тыс. жителей не менее 60 мест к 2030 году.

Наши рекомендации