В странах с развитой рыночной экономикой
Антимонопольное законодательство –совокупность законов и подзаконных нормативно-правовых актов, направленных против монопольной власти и ее использования во вред обществу.
Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих монопольной властью и злоупотребляющих ею, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм монопольной власти, любых его проявлений.
Наличие у фирм монопольной власти приводит к отрицательным для общества последствиям. В связи с этим возникает необходимость государственного антимонопольного регулирования, создания необходимых условий для развития конкуренции.
В условиях совершенной конкуренции фирма в долгосрочном периоде экономической прибыли не получает – она извлекает лишь нормальную прибыль.
Фирма-монополист имеет возможность и в длительном периоде присваивать экономическую прибыль. Поэтому основной целью антимонопольного регулирования является создание условий, когда монополия вынуждена назначать такую цену, которая дает ей лишь нормальную прибыль.
Объектами антимонопольного регулирования являются предпринимательские монополии – это не только чистые монополии, но и любые фирмы, контролирующие значительную долю производства какой-либо отрасли и создающие препятствия для конкуренции.
Совокупность мер государственного воздействия на фирмы, обладающие рыночной властью, составляет содержание антимонопольного законодательства, которое имеется во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Необходимость в антимонопольном законодательстве появилась еще в конце XIX в. В этот период усилился процесс концентрации производства, проявляющийся в сосредоточении на все более крупных предприятиях значительных объемов выпуска продукции, капитала и рабочей силы. Так, в 1909 г. в США крупнейших предприятий с объемом производства в 1 млн. долларов и выше насчитывалось 1,1% от их общего числа, на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны.*
Возникшие монополии стали все чаще злоупотреблять своим рыночным положением, вызывая недовольство мелкого и среднего бизнеса, а также широких слоев потребителей.
Классическим примером борьбы с монополиями является антитрестовское законодательство США, которое сформировалось еще в конце XIX века и существует ныне в наиболее завершенном виде. В этой стране накоплен большой опыт регулирования монополий с помощью нормативно-правовых актов.
Основными антитрестовскими законами, действующими в США на федеральном уровне, являются: законы Шермана, Клейтона и о Федеральной комиссии по торговле.
Закон Шермана, принятый в 1890 г., является тем фундаментом, на котором в последующем выстраивалось антимонопольное (антитрестовское) законодательство США.
Закон Шермана запрещал любые соглашения или тайные сговоры, объединения в форме треста или иной форме, которые имели целью ограничение производства или торговли.
В качестве мер наказания предусматривались штрафы (в настоящее время должностные лица могут быть оштрафованы судом на сумму до 100 тыс. долларов), возмещение пострадавшим ущерба (в троекратном размере), запрещение незаконных видов деятельности, ликвидация фирмы, тюремное заключение виновных лиц (сроком до трех лет).
Закон Шермана был нацелен в большей степени на борьбу с существующими монополиями. Недостатками закона были нечеткость основных определений, отсутствие специального органа, контролирующего соблюдение закона, и профилактических антимонопольных мер.
В законе Клейтона (принят в 1914 г.) уточнены и конкретизированы некоторые положения закона Шермана, а также расширено понятие антимонопольной деятельности. Вне закона признавались ценовая дискриминация, продажа товаров с принудительным ассортиментом, приобретение акций конкурирующих корпораций, взаимное переплетение руководящих должностных лиц конкурирующих фирм.
Законом о Федеральной комиссии по торговле (1914 г.) на созданный одноименный орган возлагалась задача возбуждения и расследования дел о нечестных конкурентных действиях по своей собственной инициативе или требованию потерпевшей фирмы. Закон Уилера-Ли (1938 г.) возложил на данную комиссию еще дополнительную обязанность – защиту потребителей от ложной или вводящей в заблуждение рекламы, искаженной информации о качестве продуктов.
Закон Селлера-Кефовера (1950 г.) запретил фирме приобретать у конкурентов не только акции (как по закону Клейтона), но и вещественные элементы активов другой фирмы, если это приведет к ослаблению конкуренции.
Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее.
*Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т.27. – С.311.
Антитрестовское законодательство нацелено на развитие конкуренции. Под его действие подпадает любая компания, которая теми или иными средствами препятствует вхождению новых фирм на рынок и вытесняет существующие. К таким действиям относятся: захват источников сырья и каналов сбыта, соглашения между несколькими компаниями о разделе рынка и установлении цен, слияние и поглощение фирм. Монополизация в таких случаях основана на внеэкономических методах, захвате рынка путем ограничительной практики.
В случае, если компания добилась значительной доли на рынке путем снижения удельных издержек производства, повышения качества продукции, создания уникального товара, то она под антитрестовские санкции не попадает.
Важнейшими признаками монополизации являются завышение цен и снижение выпуска продукции.
Помимо оценки деятельности фирмы по эффективности на решение судов по антимонопольным вопросам оказывают влияние и другие приоритеты:
ü максимизация достатка потребителя;
ü обеспечение свободы предпринимательства, равных возможнос-тей для деятельности различных компаний;
ü создание условий для межотраслевого перелива капитала и вхождения новых фирм в отрасль;
ü соблюдение корпорациями моральных норм ведения бизнеса;
ü предотвращение усиления экономической и политической власти в руках монополистической группировки;
ü развитие мелкого и среднего бизнеса.
В антитрестовском законодательстве выделяются четыре объекта, которые подлежат регулированию: монополизация рынка, антиконкурентные слияния фирм, сговор о ценах, ценовая дискриминация, другие нарушения торговой практики.
Монополизация рынка. Прежде чем предъявить фирме обвинение в монополизации рынка, ее деятельность анализируется по многим позициям:
рыночная доля фирмы – этот показатель отражает возможность монополизации. Большая доля фирмы на рынке может быть результатом крупномасштабного производства, но этого еще недостаточно для наложения на нее санкций. Кроме того, высокая концентрация производства может быть следствием отличного мастерства и прогнозирования, что не может быть наказуемо;
антиконкурентное поведение. Наличие таких форм проявления антиконкурентного поведения, как захват источников сырья и каналов сбыта, заключение соглашений по разделу рынка, вытеснение с него уже имеющихся и препятствование проникновению новых конкурентов, завышение цен и т.п. дает основание для возбуждения дела;
удельный вес прибыли в выручке фирмы – как выяснено в предыдущей теме, чем выше удельный вес прибыли в валовом доходе, тем выше степень монополизации.
К фирме не предъявляется обвинение в монополизме, если она применяет новые технологии, т. е. является новатором; товар (услуга) является новым, необычным.
Прежде чем начать расследование дела о монополизации, изучаются последствия таких действий, чтобы они не привели к существенному снижению стоимости акций корпорации.
Антиконкурентные слияния фирм. Законодательством запрещаются слияния, которые могут существенно ослабить конкуренцию. Фирмы обязаны заранее уведомлять Антитрестовское управление и Федеральную комиссию по торговле о намеченном слиянии.
Различают три вида слияний фирм: горизонтальное, вертикальное и конгломеративное.
Горизонтальное слияние – это объединение фирм, производящих однотипную продукцию или оказывающих одинаковые услуги, например, слияние нескольких автомобильных компаний.
Вертикальное слияние – это объединение фирм, связанных между собой технологически, например нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компании.
При конгломеративном слиянии объединяются фирмы, производящие разнотипные товары или оказывающие различные виды услуг, например льнокомбинат и мебельная фабрика.
Считается, что наибольшую опасность для конкуренции имеют горизонтальные слияния. Предотвращение антиконкурентных слияний является мерой предупредительного характера. Осуществление этих мер более предпочтительно, чем проведение разукрупнения монополий, которые уже действуют на рынке.
Сговор о ценах. Законодательство запрещает фиксирование цен, а также сговор о ценах. Случаи сговора о ценах становятся объектами расследования и судебного разбирательства, и виновные несут юридическую ответственность.
Ценовая дискриминация и другие нарушения практики торговли. Антимонопольные законы запрещают дискриминацию в ценах различным группам покупателей, а также способы торговли, которые ограничивают свободу выбора покупателя и уменьшают конкуренцию: например, связанные контракты (т.е. куплю-продажу вместе с "довеском"); установление цен и территориальных границ торговцам-посредникам, занимающимся перепродажей; требования покупать продукцию только у данных фирм и т.п.
Проведение антимонопольной политики основывается на разделении властей: законодательной, исполнительной и судебной. Названные институты координируют свою деятельность и в то же время осуществляют взаимный контроль.
Законодательная власть вырабатывает стратегические направления антимонопольной политики, которые реализуются посредством принятия соответствующих законов.
Исполнительная власть в лице Федеральной комиссии по торговле, антитрестовского отдела Министерства юстиции занимаются выявлением случаев злоупотреблений фирмами своим доминирующим положением на рынке, разрабатывают рекомендации по их пресечению и недопущению в дальнейшем, выдвигают иски в судебные инстанции.
Суды принимают решения о законности коммерческой деятельнос-ти теми или иными фирмами, в случае необходимости возлагают ответственность за нарушение антимонопольного законодательства на корпорацию и ее должностных лиц.