Тема 5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Тесты и задачи
1. Один из следующих признаков не относится к монополистической конкуренции:
а) много небольших фирм;
б) стандартизированная продукция;
в) сравнительно легкие условия входа и выхода;
г) некоторые ограничения в доступности информации.
2. Кривая спроса для монополистического конкурента является:
а) абсолютно эластичной;
б) абсолютно неэластичной;
в) более эластичной, чем у монополиста, но менее эластичной, чем у совершенного конкурента;
г) ломаной.
3. В условиях монополистической конкуренции фирма получает:
а) всегда экономическую прибыль;
б) прибыль только в коротком периоде;
в) прибыль только в длинном периоде;
г) нулевую экономическую прибыль в длительном периоде.
4. В условиях монополистической конкуренции для максимизации прибыли фирма должна соблюдать равенства:
а) средних издержек и цен;
б) предельных издержек и цен;
в) предельных издержек и предельного дохода;
г) предельного дохода и цен.
5. Монополистическая конкуренция эффективна и выгодна потребителям, потому что:
а) достигается эффективное использование ресурсов;
б) фирмы производят эффективный (с точки зрения рынка) объем продукции;
в) дифференциация продукта наиболее полно удовлетворяет потребности потребителей;
г) отсутствует ценовая конкуренция.
6. В условиях монополистической конкуренции широко используется:
а) ценовая конкуренция;
б) неценовая конкуренция;
в) недобросовестная конкуренция;
г) межотраслевая конкуренция.
7. Неценовая конкуренция не предполагает использование фирмами следующих способов:
а) рекламы;
б) совершенствования сервиса;
в) улучшения качества продукции;
г) недобросовестной конкуренции.
8. Ценовая конкуренция – это:
а) установление более низких цен, чем у конкурентов;
б) установление более высоких цен, чем у конкурентов;
в) установление цен, не покрывающих бухгалтерские издержки;
г) установление цен – как у фирм-лидеров.
9. Избыточные производственные мощности в условиях монополистической конкуренции – это:
а) мощности, занятые в производстве;
б) разница между объемом выпуска, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек, и объемом, выпускаемым фирмой;
в) мощности, сдающиеся в аренду;
г) мощности, находящиеся на капитальном ремонте.
Ответы: 1. б); 2. в); 3. г); 4. в); 5. в); 6. б); 7. г); 8. а); 9. б).
Задача. Фирма «А» производит бижутерию (тыс. штук в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде (на возрастающем участке) – формулой МС = 3Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (АСmin) составляет 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы?
Решение.Объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции задается условием MR = MC. Следовательно, 20 – – 2Qm = 3Qm – 10, Qm = 6 – таков объем производства при монополистической конкуренции. Если бы фирма действовала в условиях совершенной конкуренции, то объем производства задавался бы условием АСmin = МС. Тогда 3Qc – 10c = 11, Qc = 7 – таким было бы производство при совершенной конкуренции. Таким образом, недогрузка производственных мощностей составляет Qc – Qm = 1 тыс. штук годового выпуска.
Ответ: 1 тыс. штук.
Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ
Тесты и задачи
1. Понятие «олигополии» означает, что на рынке оперирует:
а) только одна фирма-производитель;
б) только одна фирма-крупный покупатель;
в) несколько крупных фирм, которые могут оказывать влияние на цену;
г) большое число конкурентных фирм.
2. Предельный доход равен рыночной цене у:
а) монополистических конкурентов;
б) участников картеля;
в) монополии;
г) совершенных конкурентов.
3. «Ломаная кривая спроса» для олигополистов обязательно предполагает:
а) разрыв в кривой предельного дохода;
б) разрыв в кривой предельных издержек;
в) постоянное изменение цен;
г) тайное соглашение с фирмами-конкурентами для поддержания согласованной цены.
4. Если снижение цены фирмой-олигополистом поддерживается ее конкурентами, а повышение цены не поддерживается, то имеет место модель:
а) ценового лидерства;
б) «издержки плюс»;
в) «ломаной кривой спроса»;
г) картеля.
5. Основной целью создания тайного картеля в олигопольной отрасли является:
а) создание дополнительных барьеров на входе в отрасль;
б) минимизация издержек фирм-участниц;
в) повышение производительности труда;
г) ограничение отраслевого выпуска для повышения цен и доходов.
6. При равновесии наиболее эффективное распределение ресурсов обеспечивает:
а) монополия;
б) олигополия;
в) совершенная конкуренция;
г) монополистическая конкуренция.
7. Целью государственной антимонопольной политики является:
а) снижение уровня рыночных цен и увеличение объемов продаж продукции;
б) снижение уровня рыночных цен и снижение объемов продаж продукции;
в) максимизация налоговых поступлений в государственный бюджет;
г) увеличение прибыльности компаний, занимающих доминирующее положение на рынке.
8. К источникам монопольной власти не относится следующий фактор:
а) эластичность отраслевого спроса;
б) эластичность отраслевого предложения;
в) характер взаимодействия между фирмами;
г) число фирм на рынке.
9. Зависимость между степенью монопольной власти фирмы и эластичностью спроса на ее продукцию определяется соотношением:
а) чем неэластичнее спрос, тем больше монопольная власть;
б) чем эластичнее спрос, тем больше монопольная власть;
в) чем неэластичнее спрос, тем меньше монопольная власть;
г) нет верного ответа.
10. Если на рынке действует одна фирма, то индекс Херфиндаля–Хиршмана равен:
а) 1;
б) 100;
в) 10000;
г) недостаточно данных для расчета.
11. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на:
а) запрет монополий;
б) обеспечение экономической свободы;
в) развитие условий конкуренции;
г) регулирование цен.
Ответы:1. в); 2. г); 3. а); 4. в); 5. г); 6. в); 7. а); 8. б); 9. а); 10. в); 11. в).
Задача.В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб.
Спрос на продукцию отрасли представлен следующей формулой:
P = 1800 – Q.
Предельный доход олигополистов представлен формулой
MR = 1800 – 2 Q.
Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведет каждая фирма?
Решение. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 руб.
MR = MC;
298 = 1800 – 2 Q;
Q = 751.
В отрасли действуют три фирмы одинакового размера: qi = 751: 3 = = 250; подставив полученное значение в P = 1800 – Q, получим: P = = 1049.