Тема 12. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК В ЭКОНОМИКЕ

Тесты и задачи

1. «Несовершенство» информации проявляется в:

а) неизвестности информации для участников рынка;

б) рациональном поведении экономических субъектов;

в) наличии сведений о ценах, инфляции, доходах и т. д.;

г) отсутствии ее.

2. Асимметричная информация – это информация, где:

а) имеются недостоверные данные;

б) содержатся различные сведения в представленном источнике;

в) не проявляются причинно-следственные связи;

г) одни участники обладают большим объемом информации по сравнению с другими.

3. Последствиями асимметричности информации являются:

а) отрицательный и положительный внешние эффекты;

б) рост цен на качественные товары;

в) отрицательный (неблагоприятный) отбор и моральный риск;

г) рост цен на качественные товары и снижение на менее качественные.

4. Диверсификация – это:

а) действия, направленные на снижение риска;

б) процедура определения стоимости портфеля ценных бумаг;

в) процедура расчетов между операторами фондового рынка;

г) правильных ответов нет.

5. Неопределенность в экономике порождается:

а) желанием участников рынка передать полную информацию;

б) желанием участников рынка передать недостоверную, ложную информацию;

в) желанием участников рынка скрыть информацию в целях получения собственной выгоды;

г) оценкой участниками рынка только того, что нравится им самим.

6. Страхование является прибыльной деятельностью, так как:

а) предотвращает риск;

б) объединяет риск большого числа клиентов;

в) суммарные взносы по страховым полисам значительны;

г) страховой взнос каждого клиента превышает ожидаемые убытки.

Ответы: 1. а); 2. г); 3. в); 4. а); 5. в); 6. г).

Задача. Владелец автомобиля ценой 25 тыс. у.е. застраховал его от угона на всю сумму. Вероятность угона оценивалась страховой компанией в 5 %. Затем у владельца появилось желание поменять автомобиль. Продажа автомобиля и покупка нового стоит дополнительных затрат, а халатные действия по эксплуатации автомобиля увеличивали бы вероятность угона до 60 %. Оцените ущерб страховой компании в случае морального риска и предложите меры по его снижению.

Решение.Ожидаемый ущерб от угона автомобиля равен 25 × 0,05 = = 1,25 тыс. у.е. Предпола­гается, что владелец автомобиля предпримет элементарные действия по его сохран­ности. В противном случае ожидаемый ущерб составит: 25 × 0,6 = 15 тыс. у.е. Ущерб страховой компании составит: 15 – 1,25 = 13,75 тыс. у.е. Страхование на всю сумму в 25 тыс. рублей было ошибкой страховой компании.

Ответ:13,75 тыс. у.е.

Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Тесты и задачи

1. Чисто общественные блага – это блага:

а) частные блага, производимые государством;

б) которые потребляются людьми независимо от того, платили они за них или нет;

в) исключаемые в потреблении блага;

г) производство и потребление которых не связано с криминальной деятельностью.

2. Что из нижеследующего относится к чисто общественным товарам?

а) коммерческое телевидение;

б) честность;

в) теннисный клуб;

г) фонарь на улице.

3. Определите тип такого блага, как дорога:

а) чисто общественное благо;

б) исключаемое общественное благо;

в) перегружаемое общественное благо;

г) чисто частное благо.

4. В чем разница между кривыми спроса на чисто общественное и чисто частное благо?

а) потребители чисто частного блага не могут влиять на объем спроса;

б) потребители чисто частного блага могут влиять на объем спроса;

в) потребители чисто общественного блага могут влиять на объем спроса;

г) разницы между ними нет.

5. Какое утверждение верно?

а) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

б) чисто общественное благо в силу неисключаемости и неделимости может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

в) чисто частное благо в силу неисключаемости и неделимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому;

г) чисто частное благо в силу исключаемости и делимости не может быть представлено одному человеку в меньшем количестве, чем другому.

6. Графически кривая совокупного спроса на чистое общественное благо получается:

а) путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса;

б) путем вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса;

в) путем горизонтального суммирования кривых предложения;

г) нет правильных ответов.

7. Точка перегрузки – это:

а) точка, начиная с которой происходит перепроизводство блага;

б) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю становятся положительными;

в) точка, в которой предельные издержки предоставления услуги дополнительному потребителю равны нулю;

г) точка, начиная с которой общественные блага перестают потреблять.

8. Кто может производить чисто общественные блага?

а) частные фирмы;

б) правительство;

в) клубы, ассоциации;

г) все вышеперечисленные.

9. Проблема «безбилетника» приводит к тому, что:

а) общественные блага предлагаются в объеме меньшем, чем эффективный;

б) общественные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный;

в) общественные блага предлагаются в объеме, равном эффективному;

г) частные блага предлагаются в объеме большем, чем эффективный.

Ответы: 1. б); 2. г); 3. в); 4. б); 5. а); 6. б); 7. б); 8. б); 9. а).

Задача. В таблице показаны общие выгоды и общие издержки от четырех социальных программ. Какую из этих программ следует осуществить?

Программа Общие издержки Общие выгоды
Создание столовых для малоимущих    
Создание системы общественных работ    
Создание рабочих мест для инвалидов    
Приобретение нового оборудования для поликлиники        

Решение. Для выбора конкретной программы необходимо сравнить общие затраты и общие выгоды, следует реализовать в нашем примере программу по созданию рабочих мест.

Наши рекомендации