Финансовое обеспечение федеральных целевых программ. Частно-государственное партнерство в решении государственных задач

ФЦП - ключев эл-т управл-я гос-й эк-ой. ФЦП явл-ся ключев звеном гос-го програмно-целевого план-ия, кот предст-т собой разработку и реализ-ю программы развит эк-ки страны, ее отдельных сфер, регионов, комплексов или решения крупных народно-хозяйств-х проблем. Прграммы имеют строгую целевую направленность. От реальности, эфф-ти финансов обеспечен зависит, в конечн счете, судьба всей целевой прогр-ы. Финанс обеспечен необ-мо для осущ-я программы на всех ее этапах, начиная от разработки и заверш ликвидацией возможных неблагопр послед-ий реализ-ии программы. Источники финанс обесп-я устанавл-ся с учетом реальн возмож-ти испол-я денег и достиж-я требуемой полноиы ресурсного обеспечен программы. При осущ-ии ФЦП финанс обесп м.б бюджетным, внебюдж-м. При осущ-и программ гос-го знач в кач-ве источников финанс обесп выступ сре-ва федерал бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местн бюджетов, хозяйств-х субъектов, заинтересов-х в программе, а т.ж привлек-е внутр и внешн кредиты, займы со стороны банков и др финанс институтов, вложен капитала в программы различн инвесторами, в т.ч иностранными. К внебюдж источникам финан-я цел-х программ отн-ся: 1) взносы учас-в реализации программы, включая организации гос-го и негос-го секторов эк-ки; 2) целевые отчисл-я от прибыли предпр-ий, заинтересов-х в осущ-ии программы; 3) кредитов коммерч банков; 4) сред-ва фондов и обществ-х орг-ций. Для осущ-я программ м-т сод-ся спец фогды. Иностр инвесторы м-т финансир целевые прогр-ы на основе долевого участия. Большинство банков предост-т гос займы в виде денег или цен бцмаг, на осущ-е целев программ. Т.о., происх-т сочетан гос-ых и частн-х капиталов в решении гос-х задач и проблем. Гос-ые, регион-е, местные орг-ы м-т способст-ть расширению источн-в финансир-я посредством введен льгот для субъектов, вклад-щих ср-ва в целевую программу. Объем, порядок и источники финансирования определяются сразу же после утверждения федеральной целевой программы органами исполнительной власти на федеральном уровне. Согласование с органами исполнительной власти на региональных и местном уровнях используются в тех случаях, когда какая-либо федеральная целевая программа затрагивает их интересы или осуществляется в пределах определенной территориальной местности региона. В этих случаях определяется долевое финансирование ФЦП, в том числе величина доли в процентном соотношении к общей стоимости затрат на ее выполнение. После окончания согласования и утверждения объемов финансирования производится оформление по включению расходов по финансированию в соответствующую статью федерального бюджета и при необходимости ( в случае долевого участия региональных и местных органов государственной власти ) в бюджеты субъектов РФ и местные, которые будут выполняться в очередном финансовом году. Кроме расходов на финансирование ФЦП при формировании бюджета или бюджетов определяются виды доходов , как источников финансирования. ФЦП, как правило, длится больше одного финансового года, при этом все взаимоотношения сторон, участвующих в ее реализации, оформляются документально в виде договоров или соглашений, утверждаемых органами государственной власти. Одновременно с этим до наступления следующего финансового года планируются доходы бюджета или бюджетов как источники финансирования ФЦП. При планировании финансирования ФЦП определяются непосредственные их исполнители, которые одновременно являются получателями финансовых средств. Финансирование ФЦП производится под контролем определенных органов государственной власти на соответствующих уровнях: федеральном, региональном, местном

Частно-государственное партнерство при реализации федеральных целевых программ.Федеральные целевые программы являются важнейшим инструментом реализации принципа частно-государственного партнерства, составляющего основу Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Представительство Деловой России в работе координационных органов федеральных целевых программ обеспечивает эффективное развитие частно-государственного партнерства на основе опыта бизнес-сообщества России, снижая его предпринимательские и инвестиционные риски. Частно-государственное партнерство предполагает эффективное взаимодействие всех уровней власти и частного бизнеса, обеспечивающее решение широкого спектра задач. Реализуя масштабные проекты с существенным операционным риском, бизнес, получает от государства компенсации в виде налоговых и других преференций и оперирует с привлекательной для себя и инвесторов нормой прибыли. Государство заинтересовано в привлечении крупных инвестиций в экономику, которые может обеспечить частный капитал. Бизнес же заинтересован в политической и административной поддержке долговременных проектов и решении ситуационных задач. Другой целью частно-государственного партнерства является снижение рисков крупных инвестиций. Такая система отношений позволяет четко разграничить ответственность и фиксирует взаимные обязательства всех участников проекта.

Наши рекомендации