Повышение эффективности реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы

В свое время изучение рекомендаций Группы Всемирного банка (2000 The World Bank Group) в части повышения эффективности и целевой направленности государственных расходов и в том числе капитальных расходов в России показало, что предложения этой организации, основанные на опыте экономически развитых стран, являются актуальными для России.

Рекомендации Группы Всемирного банка по определению приоритетности и лучшему структурированию государственных капитальных расходов, повышению адресности, прозрачности и подотчетности реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, улучшению отбора и реализации инвестиционных проектов, контроля за ходом их осуществления, внесения соответствующих изменений в бюджетную классификацию капитальных расходов федерального бюджета, исключению финансирования одних и тех же объектов в разных разделах федерального бюджета, в основном реализуются (Таблица 1).

Таблица 1

Рекомендации Группы Всемирного банка части повышения эффективности и целевой направленности государственных расходов

Рекомендации Реализация рекомендаций Группы Всемирного банка
Структурировать приоритеты государственных капитальных расходов Приоритетные направления государственного инвестирования в 2004 году и на период до 2006 года одобрены Правительством РФ
Повысить адресность, прозрачность и подотчетность государственных инвестиционных программ Подготовлены положения, определяющие функции, полномочия и ответственность государственного заказчика и заказчика -застройщика по стройкам и объектам, финансируемым в пределах ФАИП
Улучшить отбор и реализацию инвестиционных проектов, а также надзор за их реализацией Внедрен порядок, при котором решение о включении строек в Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, ежегодно принимается для каждого государственного заказчика раздельно. Объемы средств для финансирования строек и объектов ФАИП отражены в распределении ассигнований но разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов ведомственной и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по федеральным целевым программам.
Усилить внутреннюю координацию финансирования инвестиционных проектов на федеральном уровне Проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” предусматривается, что финансирование стройки или объекта за счет нескольких разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации не допускается.
Совершенствовать процедуру конкурсных закупок для государственных нужд В Правительство РФ представлен проект федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”, который позволит установить единую систему закупок для государственных нужд.
Уточнить бюджетную классификацию с целью улучшения отчетности о произведенных расходах Уже в ФАИП 2002 года стройки и объекты представлены в соответствии с бюджетной классификацией в разрезе ведомственной, функциональной и экономической структурой расходов бюджета Российской Федерации. Введены целевые статьи расходов для федеральных целевых программ.
Сделать более прозрачными процедуры оценки достижения поставленных целей Утверждено Положение о порядке проведения ежегодных экспертных проверок хода реализации федеральных целевых программ, а также инвестиционных проектов, которое утверждено приказом Министерства.

Одним из основных направлений связанных с повышением эффективности федеральных целевых программ является поиск путей, обеспечивающих оптимальное решение проблем их формирования и реализации, включая финансирование.

Успешная реализация федеральных целевых программ определяется полнотой и своевременностью финансирования и прежде всего инвестиционных проектов. От этого зависит результативность федеральных целевых программ.

В то же время, выделяемые государственные капитальные вложения позволяют финансировать лишь часть предусмотренных в программах инвестиционных проектов, что обеспечивает возможность реализации только отдельных фрагментов федеральных целевых программ, перенося на долгосрочную перспективу их полную реализацию.

С учетом того, что поручениями Президента Российской Федерации в 2004 году предусматривается разработать, утвердить и начать реализацию 13 новых федеральных целевых программ и подпрограмм становится очевидным необходимость изменения подходов к формированию не только федеральных целевых программ, но и Федеральной адресной инвестиционной программы, посредством которой финансируются инвестиционные проекты федеральных целевых программ.

С целью безусловного достижения в установленные сроки целей федеральных целевых программ, утвержденных Правительством Российской Федерации, необходимо подготовить предложения по упорядочению и систематизации государственных капитальных вложений в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечению финансирования федеральных целевых программ в установленные сроки и в полном объеме и первую очередь их инвестиционных проектов.

Для этого необходимо проанализировать проблемы в этой сфере и сформулировать основные предложения, направленные на обеспечение решения задач в области повышения эффективности реализации федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы и закрепление позитивных результатов, наметившихся в этом направлении.

Наши рекомендации